Tour de Sports
Блог

Как выбрать шлем для велосипеда? Чем они различаются? На что обратить внимание при покупке?

Велошлем – самая важная часть защитного снаряжения. Катаетесь ли вы по шоссе, в лесу или исполняете трюки в экстрим-парке, голова должна быть защищена с момента выезда из дома до момента возвращения обратно.

Хотя «Правила дорожного движения» не обязывают велосипедистов носить шлем даже при передвижении по проезжей части и шоссе, тем не менее крайне рекомендуется как взрослым, так и детям надевать защитную экипировку во время катания. Более того, многие экстрим-парки и все крупные организаторы любительских соревнований по велоспорту указывают наличие шлема в качестве обязательного пункта при допуске на объекты и трассы. 

Какие видывелошлемов бывают, на что обратить внимание при покупке и как ухаживать за снаряжением – читайте в нашем руководстве.

Виды шлемов

Шлем для велосипеда подбирается под конкретный стиль катания, при этом на рынке представлено множество пограничных вариантов, которые можно использовать в различных условиях. Остановимся на наиболее распространенных моделях.

Фулфейс

Фулфейс (от англ. «full» – полный и «face» – лицо) – велошлем с полной защитой головы, включая затылок и подбородок. Наиболее технологичные и дорогие модели на рынке. Фулфейсы применяются в экстремальных дисциплинах велоспорта, таких как даунхилл (скоростной спуск) и фрирайд (езда по пересеченной местности и трассам с препятствиями).

Главный плюс фулфейса – лучшая защита головы среди всех возможных решений. 

Но есть и минусы: большой вес, высокая цена, худшая вентиляция и обзор (по сравнению с открытыми шлемами).

Котелок

Котелки, как нетрудно догадаться, называют так из-за характерной формы. В англоязычной среде эти шлемы еще принято называть multi-sport, то есть шлемы, предназначенные для различных видов спорта.

Котелки используются в экстремальных дисциплинах велоспорта (дерт, парк), агрессивных роликах, сноуборде, лыжном фристайле. Модель для зимних видов спорта отличается от летних как правило наличием съемных ушей, которые защищают спортсмена от снега и ветра.

Плюсы котелка: небольшой вес, защита затылка, хорошая вентиляция и обзор, невысокая цена, универсальность. 

Минус: отсутствует защита лица.

Эндуро

Велошлем с защитой затылка, как у котелка, но более продуваемым верхом и характерным козырьком. Предназначен для езды по пересеченной местности, соревнований на естественных и искусственных трассах.

Плюсы эндуро-шлемов: небольшой вес, отличная вентиляция, хороший обзор.

Минусы: цена выше, чем у котелка и кросскантрийного шлема; отсутствует защита лица.

Кросс-кантри

Более упрощенная версия эндуро-шлема. Меньше дополнительных деталей, больше вентиляции, ниже вес. Кросскантрийные велошлемы предназначены для МТБ-дисциплин (катание вне асфальтовых дорог) и гонок без сложного рельефа и угрозы серьезных падений.

Кросскантрийные шлемы для велосипеда также бывают с козырьком, как у эндуро.

Плюсы кросс-кантри шлема: малый вес, отличная вентиляция, низкая цена, отличный обзор.

Минусы: защита затылка хуже, чем у перечисленных выше моделей; отсутствует защита лица.

Шоссейный велошлем

Шоссейные внешне очень похожи на кросскантрийные шлемы без козырька, но имеют еще больше вентиляционных отверстий и меньший вес. Предназначены для катания по асфальту.

Плюсы: самые легкие решения на массовом рынке, отличная вентиляция, низкая цена, отличный обзор.

Минусы: слабая защита затылка, отсутствует защита лица.

Аэрошлем

Различные виды обтекаемых велошлемов для соревнований на шоссе, где важна скорость на прямой. Используются в гонке с раздельным стартом, триатлоне.

Плюсы: малый вес, лучшая обтекаемость.

Минусы: высокая цена, плохой обзор и слышимость (полностью закрывают уши).

Конструкция шлема

1. Внешняя оболочка. Подавляющее большинство шлемов для велосипеда имеют оболочку из поликарбоната – полимерного материала высокой прочности, которому легко придать любую форму. К внешней оболочке приклеивается внутренний вкладыш.

2. Внутренний вкладыш. Изготавливается из пенополистирола. Материал похож на пенопласт, но имеет более плотную структуру. Задача вкладыша – рассеивать энергию удара. Именно он защищает голову от сотрясений.

3. Подкладка. В большинстве случаев съемная, чтобы можно было чистить и стирать. Изготавливается из влагоотводящей ткани. Подкладка предназначена для комфортной посадки шлема на голове. К вкладышу крепится как правило липучками.

4. Вентиляционные отверстия. Необходимы для охлаждения головы. В зависимости от модели и назначения шлема размер и количество вентиляционных отверстий может меняться.

5. Визор (козырек). Козырек прикреплен к передней части велошлема и дополнительно защищает глаза от солнца. Съемные козырьки чаще всего устанавливают на шлемы для горных велосипедов.

6. Система подгонки. Встречается не на всех велошлемах. Обычно представляет собой пластиковый обод, который монтируется между вкладышем и подкладкой, а степень фиксации регулируется колесиком. Вращая колесико по часовой или против часовой стрелки, вы затягиваете или ослабляете посадку шлема на голове.

7. Ремешки для фиксации. Необходимы, чтобы шлем не слетал во время падений или резкой смены направления. В зимних версия котелков съемные уши крепятся непосредственно на ремешки фиксации.

Дополнительные системы защиты, которые применяются в некоторых шлемах для велосипедов:

MIPS. В этой системе внутренняя часть велошлема может смещаться относительно внешней. Благодаря такому решению снижаются вращательные движения головой, которые чаще всего и приводят к сотрясению мозга.

SPIN. Система разработана производителем шлемов POC. Суть похожа на MIPS, но реализована чуть по-другому. В качестве подвижных элементов здесь выступают подушечки с силиконом (голубой цвет на картинке):

WaveCel. Технология в шлемах Bontrager. Представляет собой ячеистую структуру внутри шлема, которая деформируется в разных направлениях и рассеивает как ударную нагрузку, так и энергию вращения.

Koroyd. Защитная технология одноименного бренда. Идеологически конструкция работает как у WaveCel, только в Koroyd для поглощения ударов используют структуру из мелких полимерных трубок, которые под нагрузкой начинают схлопываться и рассеивать энергию удара и вращения.

Как подобрать шлем

1. Определитесь с базовым стилем катания и в первую очередь выберите тип шлема

2. Узнайте свой размер

Для этого измерьте длину окружности головы при помощи измерительной ленты или нитки. Длина окружности измеряется чуть выше бровей.

Полученное значение необходимо сопоставить с размерной сеткой, которая у разных производителей может немного отличаться. Например, у Giro используется следующая таблица размеров:

Для взрослых шлемов

Размер Длина окружности
S 51-55 см
M 55-59 см
L 59-63 см
XL 63-65 см


Для фулфейс шлемов

Размер Длина окружности
S 51-53 см
M 51-55 см
L 55-59 см
XL 59-63 см


Для подростковых шлемов

Размер Длина окружности
XS 47-51 см
S 51-55 см


Для детских шлемов

Размер Длина окружности
XS 45-49 см
S 49-53 см

3. Выберите велошлем с наилучшей посадкой на голове

Форма головы у разных людей может немного отличаться, также и у производителей внутренняя часть шлема имеет отличия в конструкции. Если в велошлеме нет системы подгонки, то крайне важно перемерить несколько вариантов разных производителей, чтобы найти тот, который идеально сядет именно на вашу голову.

На что обратить внимание при покупке шлема в магазине

1. Наличие сертификата безопасности

В Европе для шлемов обязательно наличие сертификата EN 1078. Ищите данную отметку на лейбле на внутренней стороне велошлема или в сопроводительных документах. Эта отметка гарантирует, что шлем для велосипеда прошел все необходимые тесты на безопасность.

В США используется свой сертификат Snell B90/B95, на тот случай, если вы будете заказывать шлем из-за океана или покупать его непосредственно в Штатах. Национальный стандарт в Японии – JIS T 8134:2018.

2. Разные размерные сетки и формы шлемов

Не стесняйтесь перемерить все варианты, которые найдете в магазине. Лучше взять велошлем, который не подойдет по цвету, но будет при этом идеально сидеть на голове. При длительном катании комфорт и защита важнее стиля.

3. Посадка в застегнутом виде

Обязательно застегните шлем на ремешки и подвигайте головой в разных направлениях. Он не должен съезжать.

Как правильно носить велошлем

  1. Не сдвигайте шлем на затылок.
  2. Всегда застегивайте шлем на ремешки, иначе он слетит при сильной тряске или ударе.
  3. При этом не надо перетягивать ремешки. Вы должны быть в состоянии разговаривать.

Как хранить и когда менять

  1. Не храните шлем для велосипеда рядом с нагревательными элементами, а также на открытом воздухе зимой. Перепады температур могут нарушить структуру защитных материалов, и шлем потеряет свою основную функцию. Лучше всего хранить велошлем при комнатной температуре.
  2. Если шлем испачкался, не используйте химические моющие средства для очистки. Съемную подкладку и уши можно постирать.
  3. После первого же серьезного падения и удара лучше сменить велошлем на новый. Внешне он может казаться целым, но внутренняя структура пеноматериала может быть нарушена, и при следующем падении защита не сработает.
  4. Нормативный срок службы шлема может меняться в зависимости от местных стандартов. Например, Комиссия США по безопасности потребительских товаров рекомендует менять велосипедный шлем каждые 5-10 лет даже при отсутствии повреждений. Организация Snell Memorial Foundation, которая проводит экспертизу и сертификацию защитного снаряжения в соответствии со своим стандартом Snell B90/B95, ограничивает срок службы пятью годами.

Больше о велосипедах, беге, тренировках, питании, спортивной медицине и спорте как занятии – в разделе «Здоровье»

Подписывайтесь на телеграм-канал Sports.ru о здоровье

Фото: unsplash.com/bady abbas; pexels.com/Danny Bor, RODNAE Productions; bike24.com; pelotonmagazine.com; pocsports.com; trekbikes.com; koroyd.com; bassobikes.com

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные