8 мин.

Ольга Смородская и Дары Смерти

Скажите, когда вы слышите: «Тут вопрос, скорее, философский» – как вы это воспринимаете? Для вас это значит, что вопрос в своем роде праздный или же что он в своем роде важный? Философский – но поэтому не имеющий отношения к повседневной жизни или же философский – и поэтому воздействующий на какие-то первичности, основы?

В сущности, скажете, это одно и то же, потому что первоосновы не затрагивают повседневность напрямую. О них вообще мало кто задумывается – ну, примерно такое же количество людей, которые читают книги после окончания своего образования.

Так вот, вне зависимости от того, как вы воспринимаете это слово, вопрос в тексте будет, скорее, философский.

События в «Локомотиве» как таковые волнуют мало кого. Болельщиков – да, но болельщиков у «Локо» относительно немного. Не столько, сколько было у ФК «Москва», то есть не в пределах математической погрешности – но немного. Волнует принцип. Президент клуба планирует уволить тренера потому, что у него (не опечатка) есть веские основания подозревать в действиях тренера сдачу матча. Вот это круто. «Локомотив» – не круто, а вот это – да.

Темка вообще горячая. Вспомните, как прославился Косогов, дремучий тренер из забытой всеми глубинки (можно поменять местами «дремучий» и «забытый»), когда на пресс-конференции в Вышнем Волочке рассказал о договорняках во второй лиге. Господи, ну, вы подумайте: вышневолоцкая пресс-конференция. Еще и снималась. Кто ее снимал? Вот его бы порасспросить. Он что, все пресс-конференции этого Косогова снимал? Или только эту? Значит, знал что-то, это уже сговор. Потому что все пресс-конференции тренера команды «Волочанин-Ратмир» может снимать только человек безумный, а безумный не выклал бы ее в ютьюб... Темная история.

А прославился человек только потому, что заговорил о договорняках. И только по той причине, что работал в Вышнем Волочке, то есть понимал, что дальше пяти человек, которые интересуются футболом в Вышнем Волочке, это разойтись не может. Тут он недооценил.

Его сочли правдолюбом, но он сбежал с первого же серьезного разговора. А почему? Он трус? Нет. Вы послушайте это интервью еще раз. Может быть, даже дотошный редактор (заранее ему спасибо) в это место то интервью вставит. Вы послушаете и убедитесь, как сильна в высказывании тренера Косогова интонация обиды. Ему в первую очередь просто обидно, что другие могут, а он и его команда – нет. А все остальное возникает очень, очень дальним прицепом. После рассказа о футболисте-акробате.

Дай ему Бог здоровья, в общем. «Веселый барин» ((с) найдете сами). Вот вам простой пример: сопоставьте два факта – как часто вы интересовались делами ФК «Волочанин-Ратмир» и слышали ли вы об интервью Косогова. От «Локомотива» до сборной Бразилии, и не ветеранской, которая ездит тешить Рамзана, а нормальной, которая к чемпионату мира готовится – дистанция поменьше, чем от вышневолоцкого футбола до «Локо».

Теперь поменяли пластинку. Давайте рассматривать конкретную ситуацию. Вы президент клуба. Нанятый; не хозяин. У вас появились серьезные подозрения, что ваш тренер сдал матч. Что вы сделаете?

Если вы не соберете совет директоров, значит, либо у вас нет совета директоров, либо вы идиот. В «Локомотиве» собран совет директоров. Заметьте – никаких других действий «Локомотив» не предпринимал. Никаких официальных заявлений.

Тут что-то неправильно? Я сомневаюсь. Не было б утечки, вообще был бы шик-блеск. Вот самый интересный вопрос. Утечка-то есть. При этом понятно, что о происходящем знал минимум народу. Откуда бы ей взяться?

По уму, кроме случайности, есть два способа. Либо источник утечки – один из членов совета директоров. Это абсолютно возможно; «Локомотив» – клуб, представляющий огромную корпорацию, сам по себе богатое и финансово трудно контролируемое, к тому же престижное хозяйство. Нет никаких сомнений, да это само по себе и нормально, что в совете директоров есть разное отношение к работе Смородской, к работе Красножана, к манере игры Глушакова и к перспективам Лоськова, а также кто-то наверняка дружит с Джи Би Фаллом. Ну, что-то в этом роде.

Утечка стопроцентно работает против Смородской – если, конечно, верна информация, что постановка вопроса об отставке Красножана верна и что ее инициировала именно Ольга Юрьевна. Никак иначе быть просто не может. Соответственно ее мог устроить член совета директоров, который является противником дальнейшей работы Смородской в клубе. Почему, как, кого он намерен привести, чисты ли его намерения – этого мы не знаем. Могут быть чисты, а могут и вонять. Нет информации.

Вторая возможность утечки – те, кто может опасаться итогов расследования (не публичного, внутреннего, но тем не менее). Прямых – нет, что тут опасаться. Но репутационных. Тут и обосновывать нечего, это ясно как Божий день.

Выбрать из двух возможностей утечки не представляется возможным. Кроме того добавления, что если существует второй вариант – это косвенное доказательство вины. Потому что Смородскую-то можно считать кем угодно, в том числе самураем с комплексом камикадзе, но если у нее нет шансов убедить в верности своей позиции директорат – а там весомые дядьки, их нахрапом-то всяко не взять – значит, и опасаться нечего.

А ситуация нервная. Вот вчера Герман Чистяков, управляющий «Анжи» – соперником «Локомотива» по подозрительному матчу, сам – своей пресс-службе, на своем клубном сайте, ладно б его где-нибудь дотошный Шевченко застал – вдруг сказал, что «Для оценки этой информации у меня есть только одна характеристика – шизофрения».

А вы отдайте себе отчет, с чего менеджеру «Анжи» комментировать слухи о «Локомотиве»? Вообще менеджеры, если они соображают, в этом отношении народ щепетильный. Просто отдайте себе отчет: о ситуации в «Локо» не было ни крупицы официальной информации. Комментарий Красножана последовал гораздо позже. С чего Чистякову-то говорить? Он кто в этой истории вообще, кто он такой, чтобы судить о слухах про «Локомотив»?? Мог сказать только одно, если б был профессионалом: «Слухи о «Локомотиве» в каком-то смысле дискредитируют наш клуб, и я считаю нужным заявить: мы играем честно, с Юрием Красножаном или каким-либо другим официальным лицом «Локо» ни один сотрудник Анжи», а также постороннее лицо, уполномоченное клубом действовать в его интересах, не встречались. Считаю происходящее недоразумением и жду новой встречи с «Локомотивом» на футбольном поле, бла-бла-бла, трам-пам-пам». Герман Чистяков подставил свой клуб и заслужил увольнение, считаю. Совершенно идиотский шаг – у парня звездняк, упоение вниманием прессы. Потому что подозревать «Анжи» на данный момент могут только ненавидящие все кавказское гопники.

А вот то, что я склонен считать вопросом философским. Давно замечено: договорные матчи в России сродни взяток гаишникам. Все осуждают – и все дают. Нормальная вещь! Как и откос от армии, как и ложная информация о налогах, ну, в заводе, что там скрывать. Я сам сравнительно недавно комментировал совершенно очевидный договорняк, которому болельщики обеих команд были нескрываемо рады. Одни – потому что благодаря ему команда оставалась в премьер-лиге с гарантией; другие – потому что благодаря ему на будущий год имела три очка.

И это давно уже тренд. В каком-то смысле у нас нет чемпионата России, а есть шестнадцать маленьких чемпионатов – где никто не интересуется не просто общим благом, а общей реальностью. Где есть только собственные интересы, и все, что несет очки, деньги, игроков – не пахнет. А все остальное – либо недостойно внимания, либо на это извергаются потоки физиологических жидкостей. Принцип жука-бомбардира: он встает на голову и пуляет в тебя вонючим мускусом. Защищается так.

Когда клуб, подозревая в себе нечисть, сам – в рамках абсолютно корпоративных, что важно – старется ее изжить, или хотя бы на должном уровне разобраться с подозрениями...

Оказывается, это лишь повод, чтобы тебя назвали идиотом.

А я вам скажу – что не надо бояться быть идиотом. В крайнем случае тебя начнут лечить. Это будет на пользу. А в лучшем – ты сделаешь что-то серьезное и достойное. И переломишь, Бог даст, наконец проклятую ситуацию через колено.

Тут у меня все. Почти.

P.S. Логика текста не позволяет мне высказаться относительно Юрия Красножана. Нет возможности; не хочу я уподобляться клубам, которые, вдвенадцатером из шестнадцати, рассыпались в доверии к Сергею Прядкину. О нем я тоже не знаю, в чем он виноват, а в чем нет, и могу констатировать, что он в высшей степени приятный дядька; но ведь декларациями о доверии никакие конфликты и подозрения не разъясняются. И четыре клуба – «Зенит», «Спартак», «Локо» и «Динамо» (если я ничего не путаю) о доверии Прядкину не сообщили.

Могу сказать только, что я восхищен той работой, которую Красножан проводит в «Локомотиве». Мне бы очень хотелось, чтобы она продолжалась. И не мне судить о подозрениях как таковых – у меня нет ни малейшего представления об их весомости.

Я не узнаю правды об этом деле. И я считаю, что решение Совдира «Локомотива» обязательно следует принять – там соберутся люди, которые со всеми своими естественными противоречиями (а не было б их – зачем совет директоров) отвечают за клуб и его достижения, за его прогресс. Я приму это решение.

Будет очень жаль, если выяснится, что они не доверяют Красножану. Для меня это будет трагедией. Я вам честно скажу – я тогда напьюсь. Потому, что это будет правдой.

Только одно хочу добавить. Может быть, все ж не увольнять? Помню, меня страшно поразила одна радиопередача... Там обсуждали какого-то губернатора. У которого было криминальное прошлое. Или не криминальное, может, плохая формулировка; какое-то подозрительное... И один из обсуждающих сказал: ну, послушайте, вот где вы во Владивостоке найдете успешного человека вообще без криминального прошлого? Где? Нету. Нельзя было иначе добиться успеха.

Я нисколько не сомневаюсь, что, работая в Нальчике, Юрий Красножан играл договорняки. Я ничего об этом не знаю, но у меня есть право сказать об этом, потому что я только о собственном убеждении говорю и никого не обвиняю. Нельзя, я думаю, тренировать Нальчик и никогда не сыграть ни одного договорняка. И я допускаю, что это прошлое может протягивать нити в будущее.

Но я точно знаю, что это, если и было (а я уверен, что было), что это никогда не было целью Юрия Красножана. И, по-моему, так это или не так – он сейчас занимается работой, которая наконец-то позволяет этого не делать.

И приносит она успех, эта работа, потому что она происходит бок о бок с таким удивительным парнем, которым является Ольга Смородская.

Я не знаю, возможно ли. Мне все равно, что останется под спудом. Я фанат этой проделанной работы, и я жду ее развития не меньше, чем последнего Гарри Поттера – да сильнее, потому что там я знаю, что произошло. Мне больно было бы из них выбирать и трудно с этим будет жить дальше.