Реклама 18+
Реклама 18+
Реклама 18+
Блог Splash & Dash

В «Формулу-1» рвется еще один русский миллиардер. Пытается купить команду для сына

Готов вложиться в «Уильямс».

Российское присутствие в «Формуле-1» скоро может расшириться: итальянский Motorsport сообщил, что миллиардер Дмитрий Мазепин ведет переговоры о покупке «Уильямса».

Стремление бизнесмена стать владельцем одной из самых знаменитых команд связано с карьерой сына, который в этом году добрался до «Формулы-2» (последней ступени в автоспорте перед «Ф-1»). О возможном инвестировании Мазепина-старшего в «Уильямс» стало известно еще летом 2018-го после неудачной попытки купить другой коллектив – «Форс-Индию».

Мазепин – не первый российский миллиардер, заинтересовавшийся «Формулой-1»: до него в чемпионате уже гонялись «Мидленд» и «Маруся». Еще больше планов и слухов так и остались на уровне разговоров – но возможно, в этот раз получится иначе.

Кто такие Дмитрий и Никита Мазепины?

Слева направо: Никита и Дмитрий Мазепины, Андрей Костин, Дмитрий Козак, Владимир Путин

Дмитрий Мазепин – один из богатейших людей России, владелец и неисполнительный директор Объединенной химической корпорации «Уралхим». Также Мазепину принадлежит большой пакет акций «Уралкалия» – крупнейшего мирового производителя калийных удобрений (доля на рынке – 20%). Чистая прибыль компании по итогам 2017 года – 875 миллионов долларов США, долг – 5,371 миллиарда долларов. По данным Forbes, в 2015 году личное состояние Мазепина оценивалось в 1,3 миллиарда долларов.

Его сын Никита обратил на себя внимание еще в картинге – в 2014 году стал вице-чемпионом мира в престижном классе KF-15. «Взрослая» карьера поначалу не складывалась: ни в «Формуле-Рено 2.0», ни в «Формуле-3» он не добился почти ничего.

Зато в прошлом году Мазепин внезапно полетел – в первый для себя год в молодежной серии GP3 стал вице-чемпионом, уступив лишь напарнику по «АРТ» Антуану Юберу. Сезон-2019 Никите проводит уже в «Формуле-2» все в той же «АРТ», в составе которой нынешний пилот «Уильямса» Джордж Расселл в прошлом году выиграл чемпионат.

Мазепин активно готовится к переходу в «Ф-1»: он уже провел три тестовых дня на машине «Форс-Индии», а в этом году для парня запланирована индивидуальная программа подготовки, разработанная «Мерседесом» – она предусматривает 12 тестовых дней за рулем W08 (образца 2017 года) с актуальными шинами «Пирелли». Испытания пройдут на трассах, принимающих этапы «Ф-1», а помогать пилоту будет Эстебан Окон. Серьезность планов стоит оценить и по тренеру: с гонщиком работает Даниэль Шлессер – бывший физиотерапевт чемпиона мира «Формулы-1» Нико Росберга.

Зачем Мазепину «Уильямс»?

В первую очередь – чтобы гарантировать сыну место в «Формуле-1». Так в прошлом году сделал выкупивший «Форс-Индию» Лоренс Стролл – канадский миллиардер и отец пилота «Ф-1» Ланса Стролла. Слишким дорогим этот путь кажется лишь на первый взгляд – Мазепин, разумеется, мог бы покупать места в других командах для сына до конца карьеры, но есть два негативных момента.

Во-первых, за несколько лет на выступления Никиты ему пришлось бы потратить огромную сумму, ведь практически все рента-драйверы остаются таковыми до конца карьеры. Чтобы избавиться от этого статуса, нужны блистательные результаты – потому исключения, вроде Ники Лауды, встречаются крайне редко.

Из этого вытекает второй негативный фактор: вложенные деньги вряд ли отобьются, а общие расходы за несколько лет будут сопоставимы со стоимостью команды «Ф-1». К примеру, венесуэльская нефтяная компания PDVSA в течение нескольких лет платила за Пастора Мальдонадо 40-50 млн долларов в год. В то время как связанным с Лоренсом Строллом структурам вся «Форс-Индия» обошлась в 117 миллионов долларов. 

В таких условиях выгоднее купить команду целиком. Со временем это позволит отбить как минимум часть затрат: коллективы получают спонсорские выплаты за размещение рекламы, а по итогам сезона зарабатывают серьезные призовые от «Формулы-1». По итогам 2018 года «Уильямс» выручил 130,7 миллионов фунтов, а прибыль до вычета налогов составила 16 миллионов. Правда, тогда у команды был мощный титульный спонсор в лице «Мартини», а призовые выдавались за пятое, а не десятое место в Кубке конструкторов. Но в ближайшем будущем небольшие коллективы, возможно, начнут зарабатывать больше – по сведениям Дитера Ренкена «Либерти Медиа» все же пересмотрит систему распределения доходов. А значит, окупить вложения станет проще.

Также покупка «Уильямса» позволит миллиардеру выстроить организацию исключительно под Мазепина-младшего – тот получит всестороннюю поддержку, на которую даже признанные первые пилоты нечасто могут рассчитывать. Строить карьеру в таких условиях куда проще, чем быть наемным рента-драйвером, от услуг которого коллектив всегда может отказаться.

Ну и бонусом – наличие собственной команды «Ф-1» даст Мазепину и его структурам значительные маркетинговые возможности. Хотя вряд ли компании-производители удобрений в них сильно нуждаются.

Зачем это «Уильямсу»

В последние годы команда, в которой когда-то становились чемпионами Найджел Мэнселл, Дэймон Хилл, Жак Вильнев и другие знаменитые пилоты, болтается на дне Кубка конструкторов. А в сезоне-2019 это единственный коллектив, который рискует завершить чемпионат без зачетных баллов – машины FW42 проигрывают конкурентам по несколько кругов. И в условиях нынешнего регламента отыграть отставание не помогли бы даже гениальные конструкторы Колин Чепмен и Эдриан Ньюи.

Также вместо респектабельного «Мартини» титульным спонсором команды стал ноунейм-производитель смартфонов ROKiT. А по призовым деньгам как минимум в ближайшие пару лет ожидается жесткая просадка из-за скверных результатов.

Обстановка внутри коллектива под стать результатам на трассах: технический директор Падди Лоу фактически отправлен в отставку, а гонщики признаются в бессилии сделать что-либо с непослушной техникой. «Уильямс» мочат даже экс-пилоты. «Это уже не гоночная команда, а общественная организация, которая просто должна отчитываться в конце каждого года», – Жак Вильнев, как обычно, жестко пнул лежачего. «В команде особый стиль управления, как в 70-х и 80-х – царство страха и ужаса», – панч от Ральфа Шумахера

Без больших денежных вливаний «Уильямсу» не выкарабкаться – так что помощь Мазепина нужна. Возможно, в Гроуве не хотят продавать команду полностью, и намерены уступить лишь долю акций или договориться о серьезном инвестировании в духе сотрудничества с семейством Строллов в 2017-2018 годах. Но то, что «Уильямс» открыт для переговоров и возможной продажи, сомнений не вызывает.

Мазепин ведь хотел приобрести другую команду?

Да, «Уильямс» – не первая попытка Мазепина прийти в «Формулу-1». В прошлом году он претендовал на покупку «Форс-Индии» через компанию «Уралкалий». Тогда сильверстоунцы попали под внешнее управление из-за многочисленных долгов перед поставщиком моторов, партнерами и даже Серхио Пересом. Те обратились в суд, передавший судьбу «Форс-Индии» в руки администраторов из компании FRP Advisory LLP, которые занялись поисками покупателей на команду. В итоге те отдали предпочтение консорциуму инвесторов во главе с Лоренсом Строллом.

Сделка вызвала сильное недовольство у «Уралкалия»: компания усомнилась в прозрачности смены собственника и подала в суд на FRP Advisory LLP. В «Уралкалии» заявили, что предложение компании предполагало два варианта: первый – получение контроля и полное сохранение команды, второй – полный выкуп бизнеса и активов для создания нового юридического лица, которое бы продолжило вести деятельность и выступать в «Ф-1». По мнению «Уралкалия», их предложение было наиболее выгодным, однако внешние управляющие все равно заключили эксклюзивную договоренность с другим участником тендера и не добились максимальной выручки для кредиторов и акционеров. Разбирательство этого дела до сих пор не завершено.

Никита Мазепин попадет в «Ф-1» уже в следующем году?

Не факт – даже если переговоры о продаже команды Мазепину-старшему завершатся успешно. Прямо сейчас Никите не хватает очков для получения Суперлицензии, которая позволяет выступать в «Формуле-1»: из требуемых 40 баллов у него на счету только 21. Даже для участия в пятничных тренировках этого мало – там нужно 25 очков. Чтобы заработать еще 19 баллов, Мазепину надо занять как минимум пятое место по итогам сезона в «Формуле-2». После первого этапа Никита в личном зачете лишь 16-й.

Но к 2021 году ситуация может измениться: тщательная программа с «Мерседесом» должна помочь российскому пилоту окончательно освоиться с шинами «Пирелли», а опытная команда «АРТ» предоставит ему конкурентоспособную технику. Не исключено, что в следующем году Мазепин будет бороться за самые высокие места в «Формуле-2» с Миком Шумахером. И в конце сезона подпишет контракт с «Уильямсом».

Если планы его отца, разумеется, полностью реализуются.

Дополнение: уже после публикации этого текста «Уралкалий» выступил с опровержением.

«Информация, появившаяся в СМИ, не соответствует действительности. «Уралкалий» не ведет никаких переговоров относительно покупки команды «Уильямс», – цитирует заявление компании ТАСС.

«Феррари» уничтожают в поворотах. Но, кажется, проблема не в недостатке прижимной силы

Гоночный болид для Алонсо собирается намного быстрее и проще, чем все думают. Хватило одного рабочего дня

Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI / Thomas Suer, James Gasperotti/ZUMAPRESS.com, Federico Basile / Insidefoto; РИА Новости/ Михаил Климентьев; fiaformula2.com; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Dan Istitene

Опрос


Когда Никита Мазепин придет в «Формулу-1»?

931 голос
  • В следующем году
    9%
  • В 2021-м или 2022-м
    29%
  • Никогда
    62%

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья
Реклама 18+