5 мин.

Соня Бьянкетти: Мы утратили то, что делало фигурное катание уникальным

Соня Бьянкетти, более 25 лет проработавшая в ИСУ, объясняет корни системы судейства фигурного катания на льду, а также проблемы, с которыми столкнулись в процессе эксплуатации этой системы, для того, чтобы дать более четкую картину на этапе внедрения системы РоллАрт.

Как появилась система судейства ИСУ?

Систему судейства ИСУ представил Оттавио Чинкуанта, тогда - президент ИСУ, на пресс-конференции после сканжала во время Олимпийских игр в Солт-Лэйк-Сити. Новая программа, в основну которой была положена программа, изобретенная Бруно Гранди для гимнастики, была представлена, как его изобретение и как та, которая решит все судейские проблемы нашего спорта. До этого никто о ней не слышал, не проводились никакие обсуждения для понимания того, какие последствия для спорта могут быть от внедрения этой системы. Затем программа была представлена в виде "проектп", на конгрессе ИСУ в Киото в июне 2002 года, который ее принял, в таком виде. "Проект", к сожалению, стал окончательной программой и был принят для всех соревнований под эгидой ИСУ уже в сезоне 2004/05 и Олимпийских игр 2006 года.

Какие проблемы появились после внедрения этой системы?

Во-первых - отмена оценки 6.0, которая более ста лет была эталоном и тем, к чему стремились все фигуристы.

Во-вторых - новая система предписала максимальное число элементов (прыжков, комбинаций и последовательностей прыжков, вращений и их комбинаций, шагов), которые фигурист может делать в произвольной программе. Всем этим элементам была присвоена оценка в зависимости от сложности. К сохалению, в таком спорте, как фигурное катание, где сложность элемента, будь то прыжок, вращение, или последовательность шагов, определяется не названием или числом оборотов, а бесчисленным множеством вариаций, объективной оценки сложности элемента быть не может. 

К тому же - любой элемент, исполненный сверх положенного количества, будет зафиксирован, как "лишний элемент" и не получит баллов. Иными словами - произвольная программа превратилась в удлинненную версию короткой с очень небольшими возможностями для творчества.

Год за годом добавлялись детали, необходимые для получения высоких уровней сложности за вращения и шаги, и правила стали слишком сложными для большинства фигуристов. Во время программ фигуристы, в сущности, бегут от прыжка к прыжку (а нередко - от падения к падению). Создается впечатление, что им приходится бороться с чрезмерно большим количеством прыжков, чрезмерно большим числом вариаций позиций во вращениях и чрезмерными ограничениями в дорожках шагов. В итоге большинство программ похожи друг на друга независимо от выбора музыки и в них не остается места для хореографии. Мы утратили то, что делало наш спорт уникальным - музыкальность и искусство. 

Насколько вашу позицию поддерживают в ледовом мире?

Насколько я знаю, многие соглашаются с тем, что фигурное катание сильно утратило в популярности и привлекательности из-за чрезмерно сложных правил с сильным перекосом в сторону технической сложности в спорте, в котором художественная составляющая всегда играла важную роль. К счастью, кажется, что и руководители ИСУ поняли, что пришло время кардинальных перемен. 

Кажется, что за эти годы аудитория приняла это "новое катание"...

К сожалению, это не совсем так. И это хорошо видно по статистике популярности разных видов спорта. Публика не особо привечает большое количество ошибок, падений и то, что стало меньше оригинальности и творчества. Программы стали очень похожими друг на друга, а оценки часто непонятны большинству зрителей.

В прошлом сезоне даже технический комитет ИСУ во главе с Фабио Бьянкетти принял все эти ограничения и проблемы во внимания,и в июне были приняты изменения.

Считаете ли вы эти изменения полезными и полностью решающими все проблемы?

Полезными - конечно, полностью решающими проблемы - очевидно, нет. Однако нет никаких сомнений в том, что направление изменений - правильное.

Давайте перейдем к проблемам, которые кажутся главными...

Стандартизация, мало пространства для творчества из-за чрезмерного количества правил и требований для набора баллов. Превалирование количества сделанного над уместностью жестов-рисунков-шагов-переходов, исходя из музыки и идеи программы, а также над качеством, как в целом, так и отдельных элементов. Кроме того - мало места для хореографии.

Если коротко - недостаток внимания к художественной составляющей, который может привести к тому, что будет утрачено одно из измерений, которые являфются частью изначальной сущности нашего спорта.

Тогда возникает вопрос - можно ли сделать еще что-то для того, чтобы лучше сбалансировать компоненты и технику? И как учесть ценность хореографии, интерпретации, экспрессии, способности к интроекции и проекции - всего того, что должно быть в художественной дисциплине? Есть ли еще изменения, которые ИСУ должен рассмотреть?

Мне кажется, что поскольку система, которая используется, не будет пересмотрена кардинально, я бы посоветовала такое:

1. Уменьшить количество прыжков в произвольной программе;

2. "Обнулять" прыжки в случае падения;

3. Убрать так называемые "черты" во вращениях и шагах и присваивать только базовую оценку каждому типу вращений подобно тому, как это происходит с прыжками. А потом оставить судьям задачу оценить самые сложные, оригинальные вращения при помощи ГОЭ. Это позволит стимулировать творчество фигуристов, увеличит важность базовы качеств вращений - скорость, эстетичность позиций, центровка. И избавит нас от созерцания тех ужасов, которые сейчас происходят на льду - особенно в волчках и дрожания в либелах.

Еще одним важным изменением, по моему мнению, должно быть уменьшение количества компонентов до трех, а в произвольной программе - повысить их удельный вес в общей оценке до 60%.

- Владение коньком: навыки скольжения, переходы и связующие шаги.

- Композиция программы: хореорафия, интерпретация, экспрессия музыки.

- Исполнение: судьи должны оценить исполнение программы полностью - умение фигуриста выразить себя, передавать эмоции, а также небольшие ошибки и падения.

Спустя годы после того, как система судейства ИСУ была представлена, мы пришли к тому, что во время соревнований спортсмены и их программы описываются и оцениваются исключительно в цифрах. Что Вы думете об этом тренде и как он влияет на новых поклонников нашего спорта?

К сожалению - это естественное последствие системы, которая превратила фигурное катание в "математический" спорт. Все должно быть оценено в числовом эквиваленте. Следовательно, надо описать каждую позицию во вращении, доходя до абсурда в деталях, которые не видит никто, кроме так называемой "технипческой бригады", которая может отсматривать элементы в замедленном режиме. Разумеется, это не способствует популярности нашего спорта.

Чего еще не хватает современному фигурному катанию на льду?

На льду жизненно важно разграничить короткую программу и произвольную. Сейчас разница, по сути, только в их длительности.

К частью, стала реалистичной возможность замены нынешней произвольной программы на Художественную или Креативную. Я бы очень хотела, чтобы это предложение как можно скорее изучил Технический комитет и оно было вынесено на следующий Конгресс ИСУ.

***

В свете этих слов и грядущих перемен хотелось бы пожелать, чтобы команда разработчиков РоллАрт во главе с Николой Дженчи приняла во внимание то, что из системы ИСУ могут перекочевать дефекты и ограничения, причины и последствия которых мы обсудили, и не наступила на те же грабли, на которые уже наступили на льду.

Оригинал: http://www.skatingidea.org/la-rivoluzione-del-sistema-di-punteggio-nel-ghiaccio-lesperienza-di-sonia-bianchetti/

Фото обложки: adivinesport.com