8 мин.

Открытые прокаты-2019: женское одиночное

Продолжаю делиться впечатлениями от увиденного в "Лужниках". Сегодня - женское одиночное.

Софья Самодурова немножко прибавила в плане катания с прошлого сезона, а в плане презентации стала как минимум раскрепощённее. Но развесёлое "Бамболео", как и мощное танго Роксаны, будет смотреться только при чистом исполнении. Здесь же весь прогресс померк на фоне грубых ошибок в количестве. Самодурова, такое впечатление, потяжелела, и с её весьма низкими прыжками местами полезли недокруты, в связи с которыми, видимо, и случаются падения.

Впрочем, год назад Софья Самодурова тоже допустила пару грубых ошибок на прокатах, но добрала форму и потом не допускала их вовсе. "Открытые прокаты перед зрителями (и специалистами Федерации) - это хороший пинок под зад и сигнал о том, что сезон уже начинается", как сказала Елизавета Туктамышева. Для Сони этот пинок должен стать двойным, так как прокаталась она здесь хуже почти всех. Но не факт, что даже как следует поработав, всё пойдёт как по маслу, как в прошлом сезоне: всё же тогда она и на прокатах была в лучшей форме.

А уж касательно попадания в сборную на крупные старты всё и вовсе гораздо сложнее. В этом году хватает и тех, кто превосходит её как минимум по прыжковому набору, никуда не подевались и некоторые блатные, которых, как и ранее, будут тянуть вопреки всему и во вред всем, всему отечественному женскому катанию.

Елизавета Туктамышева. Шикарное платье, совершенно крышесносный тройной аксель всего с двух подсечек. Лёгкое, непринуждённое катание на высокой скорости, масса интересных фишечек в переходах, как растанцовочка на дуге и крюк после акселя или ласточка-моухок-крюк после каскада. Космический лутц теперь исполняется со спирали и двух чоктау - считай, что с места, это +5, так как выполняются как минимум все первые пять критериев, по которым оцениваются прыжки. И короткий кораблик с выезда с переходом во вращение в заклоне. А затем - сочнейшая дорожка с флоу по всему катку, на четвёртый уровень (крюк-выкрюк-твизлы; чоктау-выкрюк; петля; петля; скобка; чоктау; твизлы; скобка-выкрюк-крюк). Отличная программа; может быть, только по хореографии ещё немного "сыровата", но это пока у большинства так. Лично мне лиричная Туктамышева нравится не меньше, чем зажигательная. Но каскад надо делать, разумеется.

Произвольная - шик, блеск, красота. По сути фигурного катания, ещё круче, чем на командном чемпионате мира. По счёту цифирек, спорно. Повтор на лутце в "боевом" прокате она, конечно, не допустила бы, прицепив двойной тулуп (последний не посчитали бы, но REP удалось избежать). Для проката для зрителей сие необязательно. В остальном, собственно, надо бы перенести 2Т с третьего прыжка с акселем к одному из лутцев и добавить 2Р третьим. Простенько, но всегда давало хорошие баллы в женском. Пока можно так. Далее, чтобы выжать максимум из своих возможностей, можно делать 3Т с лутцем, а дупель исполнять в комбинации с исключённым пока сальховым (2Р, соответственно, скорее всего переходит в каскад 3А-2Т). Но это не такая мощная прибавка, так как в секвенции снимают 20% базовой стоимости, а каскад дупель-тулуп у Елизаветы обычно очень качественный, на большие плюсы.

Вообще говоря, все весьма жёсткие ограничения в произвольной (почти как в короткой) с одновременной необходимостью собирать баллы, являются главным и так и не устранённым багом Новой Судейской Системы, где всё перевели в цифру, при этом в её "тупую" сумму, так как никак не перенесли, не перевели в эту самую цифру лучший и очень разумный принцип Старой Судейской Системы, где с более простыми прыжками никак нельзя было обыграть человека с ультра-си в случае их удачного исполнения, даже если ты сделал все свои тройные, а он затем пустил бабочку на каком-нибудь сальхове и/или риттбергере. Справедливо, потому что тройной аксель или четверной - это совершенно другой уровень. Как ни странно, подобное умозрительное сравнение давало более объективную картину, в то время как в новые времена случались различные казусы, как та же победа бесквадового Лайсачека на Олимпийских Играх, которую многие так и называли - математической или просто грибной (потому что математика, собственно, зачастую замешана на грибах и желании видеть определённого спортсмена в победителях).

Алина Загитова несколько прибавила в катании и особенно в части презентации - уже понимает, что катает, и делает это с чувством, а не просто заученно-юниорски. Вот это шаг к взрослому катанию. Правда, под страдания в короткой я выбрал бы нечто менее режущее уши, чем эти завывания (но это не оценивается).

В произвольной как-то не хватило собственно образа Клеопатры - наверное, над этим ещё поработают. В фигурном же катании, повторюсь, Алина прибавила, и особенно это видно именно в произвольной. Сильно сказалось выкидывание и облегчение программы от кучи корявых связок на полсекунды. Вопреки дилетантским мифам, оценивается не количество связок, а лишь отчасти связанное с ним разнообразие и в той же степени важно качество исполнения. И это только собственно про транзишнс, а уж как негативно должны неэстетичные связки сказываться на остальных компонентах, я и не говорю... Впрочем, на деле их давно ставят, как правило, исходя из совсем других посылов, не слишком связанных с реальным катанием.

А рост мастерства Алины и отметить почти нечем, максимум балл-два, так как ей уже относительно давно ставят около практического максимума (теоретический - одни десятки - на практике не бывает, так как десятка является показателем того, что прокат был идеалом, образцом в том или ином компоненте, и судьи на такое идут неохотно).

В короткой программе понравилась Анна Щербакова. Чувствуется, что тренерский штаб с ней работает не только над прыжками, но и над компонентной составляющей. Прибавила в катании. Произвольная несколько перечеркнула данное впечатление. Разгон в два катка на четверной лутц (недокрут-падение), потом тоже всё как-то по-юниорски уныло да на утюжках, лишь бы прыгалось да доделывалось всё остальное после квада.

Станислава Константинова хороша по реальным компонентам, от которых, наверное, будут отставать те, что ей будут ставить, так как, по идее, она совсем выйдет из приоритетов Федерации. Мощно и чуть ли не лучше всех катит, при этом заметно меньше горбится, чем раньше, что ещё улучшает впечатление. С хорео несколько хуже, неплохо бы побороть руки-мельницы. А традиционные для Станиславы сдвойки и подозрительные (на недокрут) выезды запятой с ряда прыжков ставят её в один ряд с Самодуровой - им нужна невероятная удача, чтобы попасть на ЧЕ или ЧМ.

Потому что впереди есть та же Алёна Косторная. Честно говоря, Косторная вживую впечатлила не настолько, как можно было ожидать. Возможно, это связано с тем, что с программами для неё не очень-то расстарались. Всё равно, наверное, можно поставить её по объективным компонентам чуть ли не выше всех представленных, а в общем - это около девяток, и я бы не сказал, что больше. Развиваться всегда есть куда, и все эти разговоры про гениальное-недостижимое катание в 14-15 лет - это глупости, в чём я убедился в очередной раз. Не верит в эти глупости наверняка и сама Алёна, и будет продолжать работать в сторону реальных десяток.

В действительности ей пока что, очень может быть, и среднюю девять не дадут (всё зависит от степени влияния ФФККР и того, насколько его хватит на всех). Но у Косторной есть ещё одно преимущество, о котором говорят нечасто - качественные, весьма высокие прыжки, на которых она будет собирать очень хорошие надбавки (с одной проблемой в виде неясного ребра на лутце). Именно за счёт прыжков она впереди прочих претенденток без ультра-си, не считая только гораздо более авторитетную для судей Загитову, с которой они и сразятся на двух этапах Гран-При.

Александра Трусова - как полная противоположность Анне Щербаковой. Если та лучше проявила себя в короткой и не слишком - в произвольной, то Трусова совсем "не зашла" в короткой. Очень по-юниорски, трагичный образ Сольвейг она совершенно не тянет. Вот в "Пещере горного короля" - это её, но и там она в определённый момент начинает не поспевать за музыкой, а в дорожке откровенно ковыряется по центру катка. В общем, если оценивать это в отрыве от её прочих способностей, то будет явно не очень хорошо.

Но Федерация, думаю, расстарается, потому что в произвольной, что ни говори, три четверных создают совсем другое впечатление, очень мощное. Не говоря уж о том, что это практически убийственная (если Кихира там не запрыгала четверной) для кого угодно техника. Образ, конечно, как и всегда у неё, совсем "в лоб", чтобы максимально прикрыть и отвлечь от слабенького юниорского катания. Но это всё не важно - по доброй традиции Лакерника всё, что надо, подтянут к высокой технической оценке.

Евгения Медведева. Короткая в её любимом стиле. В произвольной образ Саюри не замечен-не найден. Я бы и не узнал никогда, если бы он не был объявлен. С прыжками - швах. Недокруты, падения, срывы.

Косторная делает дупель с ина-бауэра. Даже Константинова легко делает дупель, причём со сложного захода - со скобки. Медведева в произвольной попыталась с такого же - перекидной. С разгона через каток - падение. Флипы недокручены, флутцы (тоже недокрученные) видны за километр; все эти сказки о том, что судьи чего-то там не замечают - такие сказки.

Честно говоря, я не совсем понимаю, что ещё надо от фигурного катания Медведевой. Получила бронзу - может, и хватит? Послом взяли, потом ещё куда-нибудь пригласят. Всё же хорошо.

Главная поставленная при переезде цель - олимпийское золото - уже всё, вряд ли выполнима. Все соперницы не развалятся. Максимум - та же бронза, что на последнем Чемпионате мира. Впрочем, возможно, Евгению устроит и она, либо золото командного турнира (если получится его взять, а она сама попадёт в команду).