Блог Жук в муравейнике

Как провернуть идеальный трансфер? Принципы Мончи

Покажите клубам РПЛ.

Рамон Мончи – самый известный спортивный директор мирового футбола. В этой профессии не меньше десятка крутых менеджеров (Вальтер Сабатини, Кристиан Хайдель), но только испанец раскрутил себя так, что при переходе в «Рому» его презентовали как звезду.

За 16 лет в «Севилье» Мончи построил империю, создал с нуля скаутский отдел, который нашел и продал футболистов с разницей в 200 миллионов евро. Стратегическая работа с составом принесла не только экономические, но и чисто спортивные победы: до Мончи «Севилья» ничего не выигрывала 31 год, а с ним взяла 9 трофеев.

 Как он стал настолько успешным? Все благодаря «методу Мончи».

Собирает как можно больше данных о футболистах

В «Севилье» отдел Мончи состоял из 16 человек. Первые пять месяцев сезона они cмотрели максимально много игр и копили данные. Приоритетным направлением была Франция. «Лига 1 – идеальное сочетание доступной цены и высокой отдачи», – уверен Мончи. Многих молодых талантов спортивный директор нашел в лиге 1: Кануте, Крыховяка, Кондогбиа, Кейта.

По итогам каждого месяца скауты составляли сборную из 11 лучших игроков на каждую позицию. Начиная с декабря они внимательнее наблюдали за футболистами, которые чаще остальных попадали в команду месяца. Они изучали игровые и личные качества футболиста: как он играет дома и на выезде, как проявляет себя в международных матчах, как реагирует на поражения. За каждым игроком из финального списка скауты наблюдали вживую не менее 10 раз.

В итоге у «Севильи» всегда были подробные данные о нескольких сотнях игроков. Когда в 2016 году газета The Guardian делала материал о работе Мончи, он показал журналисту таблицу с игроками, которых вел его отдел, – там было 250 фамилий.

Такая широкая выборка позволяла находить игроков по самым узким критериям. «Например, я хочу найти левого защитника, который пробегает за матч в среднем 11 км, может пробежать 800 метров на максимальной скорости и при этом владеет двумя ногами. Из списка подойдут 10», – рассказывал Мончи.

Чтобы не запутаться в огромных таблицах, скауты пользуются классификацией игроков по уровню интереса: напротив каждой фамилии стоит буква латинского алфавита – от A до E. У каждой свое значение: A – идеальный вариант, B – нужно изучить подробнее и т.д.

Возможно, Мончи выбрал «Рому» потому, что там тоже любят собирать объемные данные: отдел аналитики до лета 2017-го возглавлял звезда профессии Лука Борн, потом он переехал в НБА и стал вице-президентом по стратегии и аналитике в «Сакраменто Кингз», параллельно устроившись доцентом кафедры статистики в Университете Симона Фрейзера.

Не покупает футболиста, пока не поговорит с ним лично

Несмотря на любовь к статистике, главный козырь Мончи – живое общение.

Когда «Севилья» предметно интересовалась игроком, Рамон обязательно приезжал на его игры, чтобы поболтать. В сезоне-2015/16 Мончи 20 раз ездил во Францию ради встреч с потенциальными новичками. «Я должен быть уверен, что футболист искренне хочет присоединиться к нам. Общение – единственный способ уменьшить риск ошибки», – делится Мончи.

Испанец разговаривает с партнерами игрока, работниками клуба, семьей. Иногда приезжает даже домой к игрокам. В 2013 году он заходил в гости к Кевину Гамейро во Франции, когда тот еще гонял за «ПСЖ». Общение прошло удачно – через несколько месяцев француз перебрался в «Севилью». Если нет возможности встретиться лично, то Мончи созванивается с футболистом.

Финальный этап собеседования – встреча в кабинете Мончи, где он задает около 10 вопросов про быт.

Для игрока все выглядит как обычная беседа, но для Мончи этот этап крайне важен – он определяет личные качества футболиста. Например, испанец рассказывает, что на обед в столовой бывают определенные виды мяса и рыбы, и спрашивает мнение игрока. Если на большинство вопросов тот отвечает, что ему не нравится, то для скаута это сигнал: игрок капризный, работать с ним будет тяжело.

Но иногда ошибки случаются даже при таком подходе.

«Проведя месяц в «Севилье», Коноплянка хотел выброситься с балкона. Или Аруна Коне – он был самым дорогим нашим приобретением и забил 2 гола в 41 матче, а перейдя в «Леванте», в команду послабее, отличился 17 раз. Я стараюсь хорошо узнать игрока перед трансфером, но случаются сюрпризы».

Как правило, Мончи общается с футболистами без переводчика: помимо испанского, он в совершенстве владеет французским и неплохо знает английский. В 2014-м он на полгода переехал в Лондон, чтобы подтянуть язык и изучить работу скаутов в Англии. Дополнительной мотивацией испанца было желание упростить переговоры с английскими клубами – туда он продал около половины футболистов.

Знает, чем привлечь игроков

«Севилья» живет по классической схеме клуба-донора, который выращивает игроков для продажи. При такой модели у нее два конкурента на трансферном рынке: другие клубы-доноры и топ-клубы.

Мончи знал, как конкурировать с ними.

Когда испанец убеждал футболиста выбрать «Севилью», а не другой клуб-донор, то рассказывал о двух вещах: прекрасном уровне жизни в Севилье и возможности побороться за титулы. Последний пункт – главное конкурентное преимущество: в отличие от «Монако», голландских и португальских клубов, «Севилья» выиграла шесть еврокубков в 21-м веке. Мончи уверен, что это ключевой аспект: «Самое важное для меня – не количество продаж, а спортивные победы. Ни одного игрока не заманишь, если не будет побед».

Еще один козырь – зарплата. Мончи предлагает игрокам больше, чем другие клубы-доноры.

Поддерживает идеальные отношения с президентом и главным тренером

До открытия трансферного окна Рамон встречался с тренером «Севильи», чтобы выяснить, на какие позиции требуется усиление. Обычно они обсуждали только позицию и характеристики – подбор игроков был полностью на спортивном директоре. Но случались исключения: в 2015-м Мончи купил Фернандо Льоренте, который отсутствовал в его списках, но которого очень хотел Унаи Эмери. После обсуждения позиций Мончи предлагал варианты из базы данных отдела, и тренер выбирал подходящего – последнее слово было за ним.

До начала переговоров Мончи совещался и с президентом клуба. Почти всегда это был Хосе дель Нидо – президент «Севильи» в 2003-2013 гг. Функционеры решали, насколько игрок важен и сколько за него можно заплатить. Как правило, обсуждение получалось ультракоротким: дель Нидо полностью доверял спортивному директору и не спорил с ним.

Для Мончи такое доверие было невероятно важным: «Хосе дель Нидо всегда консультируется со мной и прислушивается к советам. Он никогда не подсовывал мне игроков и не совершал трансферы за моей спиной. Развязанные руки и удовлетворение работой – самое важное для меня, и в «Севилье» я чувствую себя свободно с первого дня».

Из-за идеальных отношений с президентом испанец задержался в «Севилье» надолго, хотя его звали в «Реал» и «Барселону»

Неудачи

Методика Мончи проверена годами и почти безупречна. Но иногда случаются промахи.

Самый свежий пример – бразилец Малком, которого в последний момент перехватила «Барса».

Еще одна неудача спортивного директора – Робин ван Перси. В 2004-м «Севилья» договорилась с голландцем о личном контракте и была в шаге от заключения сделки с «Фейеноордом», но вдруг вмешался «Арсенал». Ван Перси выбрал Лондон, а Мончи шутит, что ему все еще больно видеть успехи нападающего.

Иногда ошибался сам Мончи. В 2009-м спортивный директор «Севильи» следил за Габи, который выступал за «Сарагосу». После составления детального профиля и собеседования Рамон решил, что мощный полузащитник не впишется в игру «Севильи». Через несколько лет Габи перешел в «Атлетико», выиграл Ла Лигу и вышел в финал Лиги чемпионов.

Мончи до сих пор уверен, что это была его самая большая ошибка.

Фото: globallookpress.com/Silvia Lore/ZUMAPRESS.com, Insidefoto/imago sportfotodienst, Miquel Llop/ZUMAPRESS.com; instagram.com/leonsfdo; REUTERS/Alberto Lingria; Gettyimages.ru/Maurizio Lagana, Michael Steele, Gonzalo Arroyo Moreno

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья