Блог Любимая Фигурка

Теория Большого взрыва. Часть 4. Методика выживания (продолжение)

Начало

Перед стартом предолимпийского сезона Лена решила исполнить свою давнюю мечту – поработать с известным канадским хореографом Ше-Линн Бурн. Девушки списались через интернет, и Лена поехала в Торонто на неделю, взяв с собой несколько вариантов музыки для программы. Вместе с Ше-Линн Радионова слушала, выбирала, пробовала на льду разные шаги, много каталась, чтобы понять, почувствовать, какое именно музыкальное произведение ей больше подходит. Когда выбор был сделан, фигуристка посоветовалась со своими тренерами, и после того, как Инна Гончаренко сказала: «Берем», девушки приступили к постановке. Оказалось, что выбранную музыку ей предложила Татьяна Тарасова.

 Работать с Ше-Линн для Лены было настоящим удовольствием. Прежде всего, ее очень удивило, что канадский хореограф разбирает каждое движение до мелочей, много катается со спортсменом, как бы примеряя программу на себя, постоянно спрашивая, удобно ли будет то или иное движение. Постановка программы шла всю неделю. Лена очень волновалась, как воспримут программу дома, и очень обрадовалась, когда ее приняли хорошо. Теперь оставалось ее только накатывать.

Новая короткая  - в новом стиле. Интересный, нетипичный для российских одиночниц североамериканский образ под музыку из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Программа игривая, но в то же время серьезная. Она требует не меньше эмоциональной нагрузки, чем прошлогодняя «Je t’aime», при этом программы разные по настроению. Платье к ней сшила дизайнер Алена Ахмадуллина. В нем постарались уйти от стереотипов, сделали его совсем не «фигурнокатательным» — без камней, страз, без украшений, только ткани. Получилось спорно, но необычно.

 Произвольную поставила Надежда Канаева под музыку из «Принцессы Турандот» - давнее желание Инны Германовны.

 В межсезонье произошли и другие серьезные изменения. К Гончаренко почти одновременно попросились Сергей Воронов и Максим Ковтун. На вопрос, испытала ли Лена в тот момент что-то вроде ревности, Гончаренко ответила следующее:

 «Естественно, когда встал вопрос о Сереже и Максиме, то я советовалась с Леной, потому что Лена – это Лена. Она была абсолютно не против. Ей даже интереснее, когда рядом тренируются взрослые фигуристы, совершенно по-другому выстраивается тренировка. Да и отношения в группе стали другими. Ребята как мужчины относятся к Лене как к маленькой леди. Поддерживают во всем. Где-то пошутят, разрядят обстановку».

Предолимпийский сезон Лена начала на домашнем этапе Гран-при в Москве, где заняла второе место, уступив Анне Погорилой. Та после бронзы на чемпионате мира находилась на пике, как физическом, так и эмоциональном, приобрела долгожданную стабильность и в итоге сместила Радионову со статуса второго номера в сборной.

 Затем спортсменка отправляется в Китай, где ей удаётся выиграть соревнование, что позволяет уверенно выйти в свой 4-й подряд финал Гран-при. Выступление в Поднебесной не было безупречным, но стало лучшим в сезоне, как в плане прыжков, так и по катанию вообще. В этом году Лена с тренером переставили пять прыжковых элементов в ПП во вторую половину. Было сложно, как физически, так и психологически.

 «Получается, что половину программы откатала, а у тебя впереди остается еще как целая программа с прыжками. Надо накатывать. Пока я справляюсь со всем не очень хорошо. Были недочеты, которые нужно убирать».

В эти периоды появлялись мысли о том, чем же заняться потом, после фигурного катания. Фигуристка пробует тренировать маленьких детишек и понимает, что у нее неплохо получается.

А вот в самом финале Лена не сумела выступить удачно и финишировала на последнем месте. На этот раз результат для нее оказался худшим за все время на взрослом уровне. Радионова всегда говорила, что провальные прокаты ее мотивируют, что это стимул и новый опыт. Но, в конце концов, неудачи, навалившиеся как снежный ком на фоне сложностей взросления постепенно начинают сказываться и на уверенности в себе.

Лена старалась не показывать свои чувства на публике, но изнутри ее съедала обида и досада. Не из-за проигрышей, а потому что не показывала того, на что способна, не добилась поставленной цели, хотя могла. Значит, нужно снова браться за работу.

«Вес то прибавляется, то уходит. Нужно постоянно привыкать к телу, это сейчас не очень просто. Ты можешь выйти на тренировку и из-за изменившейся формы чувствовать прыжки совсем по-другому. Когда ты в воздухе, то уже не способна хорошо контролировать процесс».

Спад продолжался. В конце декабря физическая и психологическая неготовность ожидаемо не позволила ей пробиться в тройку на ЧР в Челябинске. Женя не сбавляла оборотов, прибавила Аня, во взрослые вышла Мария Сотскова, а за спиной, готовясь сделать мощнейший рывок в следующем сезоне, поджидала Алина Загитова.

«Человек, спортсмен, особенно это касается девочек, растет, меняется не только внешне, но и формируется психологически», - говорила Инна Германовна, описывая состояние Лены.

По ее словам, в какой-то момент Лена из боевого ребенка превратилась в вальяжную леди, томную, загадочную, красивую, и это сказалось на ее настрое.

 «Я уже не видела того, что было раньше, мол, сейчас выйду и обязательно стану первой. Появилось какое-то самолюбование, «жаление» себя. Но ничто не проходит бесследно. И Лена, наконец, выходит из этого состояния. Немножко поздно для этого сезона спортсменка стала такой, какой была всегда, захотела, как мы выражаемся, «всех порвать». Да, она чуть не успевает, но не все сразу. Лена есть Лена. Это лидер, боец. Ей непросто, но она старается. Она очень многое переосмыслила, и это хорошо. Радионова была, есть и будет. Я в этом не сомневалась никогда. Она не сдастся никогда, и я не сдамся никогда. Мы с ней соревновались, соревнуемся и будем соревноваться, и будем усложнять программы и идти вперед. Лену любят все. Не только я, Татьяна Тарасова, Саша Успенский, Аня Билибина, но и огромное количество болельщиков. Лена, с ее открытыми на мир и миру глазами, очень солнечный человек. И когда она катается, то для меня это что-то божественное, то, что хочется смотреть».

В качестве утешительного старта две неудачницы ЧР, пару лет назад боровшиеся за лидерство в мире – Лиза Туктамышева и Елена Радионова -  едут на зимнюю универсиаду в Казахстан. После не совсем удачного выступления в Европе Марии Сотсковой в ФФКР дали понять, что теперь все зависит от Лены. Если в Алма-Ате она покажет чистые и убедительные прокаты, то поедет на мир вместо Маши. Победить получилось, а вот откататься безупречно нет, снова подвел «любимый» риттбергер.

Спустя месяц в Хельсинки убедительную победу одержала Женя, а вот Аня Погорилая провалила произвольную. В Федерации решили, что на завершающее соревнование в сезоне - Командный чемпионат мира - вместо нее поедет Лена. Многие болельщики отнеслись к этой замене неоднозначно.

А в межсезонье грянула информационная бомба. Лена ушла от Инны Гончаренко к Елене Буяновой.

«После приезда с командного чемпионата мира Лена обратилась ко мне с просьбой, чтобы я взяла ее к себе в группу», – сказала Буянова. - Она пришла менять судьбу. А такие спортсмены всегда настроены на работу. Лена пришла, мы поговорили и пришли к выводу, что если она дальше хочет прогрессировать, ей надо что-то менять. В себе».

По ее словам, Радионова в том момент совершила перелом внутри себя, по своей личной инициативе.

«Знаете, может, и хорошо, когда человек куда-то проваливается, в ту самую другую сторону, которая оказывается ямой», – сказала Буянова.

По мнению Татьяны Тарасовой, у Радионовой весь сезон был очень тяжелым. Не потерялась она только из-за того, что поехала на командный чемпионат мира.

«Федерация тогда приняла правильное решение, оно было принято для того, чтобы у Лены не опустились руки, потому что у нас должны быть сильные и разные одиночницы. Говорили, что федерация делает неправильно, отправляя на турнир Радионову, что есть другие достойные девочки, которые уже отработали сезон. Тогда никто не понимал тогда, что если добить Лену в конце сезона, то она и лапки не поднимет. И Лена не подвела себя. Сейчас она хорошо работает с Еленой Буяновой, мне нравятся их глаза, потому что они смотрят именно друг в друга. У них есть взаимопонимание».

После перехода к другому тренеру Лена, по мнению Тарасовой, стала лучше прыгать и в целом чувствовать себя на льду уверенней. Сама Лена объяснила неудачи и последовавший за ними переход трудностями в начале сезона: травмы, болезни и неуверенное катание на покатах. Рассчитывала набрать форму по ходу сезона – и не успела. 

«Понимала, что нет той подготовки, которая должна быть, да и с тренером нет того контакта, как раньше. По отдельности все эти вещи были некритичны, а все вместе вылились вот в такую большую проблему».

В чем заключалось отсутствие контакта с тренером Лена тогда не объяснила, но из ее интервью можно сделать некоторые выводы. На вопрос о том, что Лена привыкшая быть центром внимания наставницы, в прошедшем сезоне вынуждена была делить его с Ковтуном и Вороновым, Лена ответила, что в этот момент ей сильно помогла поддержка и внимание со стороны Татьяны Анатольевны, поэтому брошенной она себя не чувствовала. Сам переход стал целиком и полностью ее решением. Впереди был олимпийский сезон, и фигуристка отчаянно хотела попасть в команду на игры. Это был ее последний шанс.

С новым тренером Лена начала готовиться к сезону. Короткую от Ше-Линн Бурн решили оставить для олимпийского сезона, произвольную сделали с ней же под музыку к «Истории любви» в необычной обработке.

Радионова призналась, что живет сегодняшним днем и старается не отвлекаться на посторонние мысли, полностью погрузиться в работу. Конкуренция в России очень большая, а квоты всего три.

«Поэтому все готовятся, все настроены серьезно, и я в том числе. Честно говоря, на данный момент мы решили особо не обсуждать нашу работу с прессой. Скажу только, что работа складывается продуктивно».

Олимпийский сезон фигуристка начала в Братиславе, где на турнире «Мемориал Непелы» финишировала с бронзой. Через месяц из-за ошибки на риттбергере неудачно выступила на домашнем этапе Гран-при.

«Обидно потерять 6-7 баллов на прыжке и просто остаться без элемента в произвольной программе. На тренировках всегда всё получается. Не знаю, почему во второй раз так произошло».

 Слово «обидно» в интервью Лены звучит все чаще и чаще, что в какой-то момент уже воспринимается как шаблон. На тренировках все получается хорошо, а вот во время выступлений происходят какие-то необъяснимые вещи. Через две недели на китайском этапе ситуация немного исправилась, и ей удалось финишировать с бронзовой медалью. Но о финале речи уже не было.

Чемпионат России Елена закончила в конце десятки и не отобралась на игры. Уже после короткой стало понятно, что как бы она ни прокатала произвольную, пробиться в команду будет нереально. Цена падения с риттбергера стоила олимпийской мечты. Однако тренер Буянова в тот момент не видела в этом трагедии, или просто не хотела в этом признаться. По словам последней, Радионова уже вовсю готовится к следующему сезону – практически за 10 месяцев до его начала. Соревновательный период для нее закончился, и многие надежды и мечты так и не оправдались.

В олимпийский сезон она тренировалась как никогда в спортивной жизни: реально «впахивала» и держала себя в кулаке. Но не повезло.

«Перед чемпионатом России у меня случилась небольшая травма. Проснулась утром и почувствовала боль в ноге. Под коленкой образовался «мешок»… Долго не могли понять, что происходит. Естественно, это несколько выбило. Хотя до этого на Гран-при, «Шанхай Трофи» уже катала программы чисто и спокойно. Жаль, конечно, что не получилось так же выступить на чемпионате России».

Поначалу в голову лезли разные мысли: кататься – не кататься - состояние было непонятным. Что делать, как быть? Полное опустошение, и никаких мыслей. Просто проживала жизнь без всяких событий, каких-то рассуждений или раздумий.

В какой-то степени помогло участие в шоу «Art On Ice». Первый выход на лед был волнительным, потому что после чемпионата России Радионова не выступала и давно не ощущала такой атмосферы. Но постепенно стало легче: с каждым днем чувствовала себя все уверенней, смотрела свои выступления, анализировала. И в конце уже начала получать кайф от катания, от того, как принимает публика.

«Это был полезный для меня опыт. Я стала думать, чем бы еще хотела заниматься? Открывала для себя что-то новое. Но в итоге поняла, что соскучилась по тренировкам».

Девушка снова начала тренироваться: сначала занималась скольжением, потом восстановила прыжки. А в перерывах – смотрела олимпиаду в Пхенчхане, последние разминки. Лена не скрывала, что ей было обидно: сидеть по эту сторону экрана, хотя все могло сложиться иначе. Но, с другой стороны, зачем терзать себя, если это уже произошло? Значит, так было нужно и все еще впереди. Пусть и основная борьба под светом софитов происходит уже без тебя.

Смотря финальное выступление Жени Медведевой на тех играх, Лена Радионова очень хорошо ее понимала. Понимала, чем обоснованы столь сильные эмоции, слезы.

«Это вдвойне нелегко: когда на главном старте всей твоей жизни побеждает человек, с которым ты тренируешься в одной группе».

А глядя на Алину, она вспоминала себя. Как ехала на свой первый чемпионат Европы, на первый чемпионат мира.

«Это было как праздник: вау, неужели я вот со всеми этими людьми на одном льду выступаю? Голова не то чтобы пустая, но в ней нет никаких сомнений. Ты понимаешь, что даже если у тебя что-то не получится, то это первый раз, а значит, ничего страшного. Мне даже кажется порой, что Алина до конца не понимала, что выступает на Олимпиаде. Женя? Это совсем другая история. Ей психологически намного тяжелее было, очень сильно давил груз ответственности».

Во многих других вещах Лена также стала лучше понимать Женю. Травма ноги, чуть не помешавшая ей в свое время выступить в дебютном ФГП, была стрессовым переломом. Тем самым, помешавшим Жене победить на играх.

«А помните ЧЕ-16? Мне тогда было очень обидно: прокатав чисто обе программы, я заняла второе место, хотя Женя упала с двойного акселя. Но я в таких ситуациях никогда не виню судей или кого-то еще. Конечно же, это было неприятно, второй чемпионат Европы, и второй раз серебро. В 2015-м в Стокгольме меня меньше балла от Лизы Туктамышевой отделили, да и в Братиславе так нелепо все получилось. С другой стороны, я понимаю, что Женя заработала те свои оценки прежде всего стабильностью».

Постолимпийский сезон Лена собиралась начать с российских стартов и челленджеров. Освежить в памяти, прочувствовать соревновательную атмосферу перед ЧР. В это время в группе Буяновой появились новые спортсменки: к ней и Маше Сотсковой присоединились Настя Губанова и Полина Цурская.

Но Лена уже выросла из тех ощущений, когда можно было чувствовать ревность к коллегам. В то же время возникали мысли о том, что она реализовала далеко не все свои возможности, не все медали выиграла. Желание продолжать кататься было. В августе девушка сама анонсировала, что хочет стать первооткрывателем в фигурном катании, первой спортсменкой, выступающей под рэп. Во второй части ее короткой программы под композицию Эми Уайнхаус You Know I'm No Good действительно звучит жесткий бит. Произвольная - Cinema Paradiso из одноименного кинофильма.

На контрольных прокатах сборной в сентябре Радионова допустила одно падение во время исполнения произвольной программы. По собственным словам – дело было в ботинках. Однако с этим не согласилась консультант сборной Татьяна Тарасова, заявив, что плохие прокаты Лены связаны с лишним весом.

«Лена, тебе надо худеть! Ты очень талантливый человек, но ты себя губишь, и я это при всех могу сказать. Ты не можешь заставить себя похудеть. Тебе нужно понять, что с таким отношением ты станешь никому не нужна, никому!», - публично заявила мэтр.

Чуть остыв, Татьяна Анатольевна пояснила сказанное.

«Елена не находится в спортивной форме. У нее хорошая программа, но она переживает тяжелое взросление. Ее полнота мешает ей работать, она пока не может с этим справиться, потому что ест. Ботинки к весу не имеют никакого отношения. То, что она накануне накатала - это еще приличный результат ее бездеятельности».

На втором этапе Кубка страны в Йошкар-Оле Лена получила небольшую травму, из-за чего снялась с произвольной. Но тут же успокоила своих болельщиков - набор формы продолжается, будем работать дальше. А затем снялась с Гран-при США и Чемпионата России. Оказалось, сложности были намного серьезнее, чем казалось со стороны.

С детства у нее была проблема со здоровьем, не связанная со спортом. Всегда, когда она каталась, она постоянно с ней боролась, жила с этой проблемой. Улыбалась, но постоянно ощущала боль. Но в итоге наступил момент, когда терпеть нет сил, да и уже и не хочется.

«Эта ситуация напоминает мне ту, когда спортсмен не может себя собрать. Очень часто в спорте случается такое состояние, - прокомментировала Елена Буянова. - Лене надо отдать должное. Зная о своей проблеме, она постоянно лечилась, три раза в неделю – у врачей, которые ее непрерывно восстанавливали. Она проявляла себя бойцом все эти годы, которые она выступает, и всегда озаряла всех своей улыбкой. Я первая оглашаю данную проблему, которая на самом деле всегда была с Леной. Настал момент, что дальше она терпеть уже не может. Очень тяжело. Проблемы со спиной? Да, но от спины происходят другие сложности».

Эти откровения заставили совсем иначе взглянуть на спортсменку и заново оценить пройденный ей путь.

«Наступает время, когда человек просто проявляет рядовую человеческую слабость, - говорила Буянова. - Ты с ним разговариваешь, он все понимает, но сделать ничего не может. У Радионовой произошла та же ситуация. Когда была маленькой, все получалось быстро и легко, но сейчас она выросла, и все не так, как хочется».

О сроках восстановления тренер говорить не решилась. Лена ходит на тренировки, катается, но в минимальном объеме и без нагрузок. Врачи скорейшего выздоровления не гарантируют.

«Она очень мечтала попасть на Олимпиаду. Может, только из-за этого она и тренера поменяла. В прошлом сезоне она была очень хорошо готова, находилась в минимальном весе. Но мы обе с ней что-то недоделали. То, что она не пробилась в Пхенчхан, было огромным разочарованием. Может быть, в моей группе она была слишком спокойной. Спокойнее, чем надо».

Сделав паузу, Лена не сидела на месте: впервые в сознательной жизни у нее появилось полноценное время на что-то, не связанное с тренировочным процессом. Продолжала учиться, реализовывала различные проекты, участвовала в шоу, а также выступала экспертом на телевидении, где обсуждала прокаты девочек.

«Смотреть фигурное катание и говорить о нем – работа мечты. Находишься в зале, чувствуешь энергетику, весь в борьбе. Стала готовиться. Раньше плавала, зато теперь хорошо знаю почти всех спортсменов, записываю интересные факты, анализирую. Могу поговорить о постановках, хореографах. Время пролетает незаметно».

После того, как в прямом эфире она отметила, что у Алины Загитовой на прыжке возможно был недокрут, в  ее инстаграм прилетело множество отзывов о ее комментировании. Судьи его не поставили, а на Лену вылился шквал негатива в духе: «Да ты вообще ничего не понимаешь в фигурном катании, ты просто ее не любишь, ты неудачница».

«Когда я выступала, у меня не было хейтеров. Их больше появилось, когда я стала комментировать соревнования. Сейчас лишний раз думаешь, что сказать, потому что какая-нибудь безобидная фраза может перейти в цитату, и за это злые фанаты могут начать хейтить».

**************

Тем временем, в начале 2018 года Инна Гончаренко приняла непростое решение покинуть ЦСКА. Причина в условиях - нет поддержки администрации катка и ФФКР. Фактически она покинула не только армейскую школу, но и фигурное катание в целом. Сергей Воронов особых достижений под руководством Инны Германовны достичь не смог. После ее ухода, он остался в ЦСКА и начал тренироваться с Буяновой. Максим Ковтун сделал паузу в олимпийском сезоне, но затем вернулся и в спорт, и под руководство Елены Германовны. Однако уже в апреле 2019 года последовало завершение карьеры.

В других странах конкуренция ниже, а в России девочки должны из года в  год доказывать и подтверждать свое место в сборной. Постоянная нервотрепка никак не идет на пользу психологии юных спортсменок. Возможности женского катания растут, но происходит это в основном усилиями 13-15-летних девочек, каждой из которых еще предстоит сложности пубертата. Нужно ли пытаться что-то отыграть назад? Есть ли в этом смысл? Поговаривают, что главное решение в своей спортивной жизни Лена уже приняла, но говорить об этом вслух пока не решается.

С годами человек взрослеет, меняется, формируется, становится личностью. Как в жизни, так и в спорте. Другое дело - особенности характера. Один пасует перед трудностями, другой идет вперед, преодолевая преграды. Это заложено где-то внутри. Воспитать эти качества в себе порой сложно. И никакой тренер волшебства совершить не может. Как бы ни старался. Спортсмен все равно выходит на старт и остается на льду один. И там, по другую сторону бортика, все зависит от силы духа, от силы воли, от интеллекта спортсмена. Лена пришла к Инне Германовне в четыре года и уже тогда показывала амбиции лидера.

«Детей в группу набираем много, и на занятиях по общефизической подготовке они становятся по линиям. Так вот Лена никогда не хотела стоять во втором ряду. Только в первом. Только посередине. Только передо мной. Вот это стремление к лидерству, возможно, на тот момент еще неосознанное, было сразу заметно».

В свое время тренера всегда интересовало: почему ее ученице ставят такие низкие баллы. Задавала вопросы, объясняла, что просто хочет понять, как и над чем работать дальше, на что обращать внимание. Ей отвечали: «ну, что ты торопишься, у тебя еще девочка маленькая совсем, у нее совсем детское катание». Сейчас же мы видим, как таким же маленьким девочкам ставят совершенно взрослые компоненты.

«А у девочек, извините, элементарно коленки не вытянуты, ножки не развернуты. Все движеньица детские, перешагивание ботиночком через ножку в перебежках. Но судьи почему-то полагают, что это мастерское виртуозное катание. Есть единичные исключения, как Алена Косторная, у которой уже сейчас совершенно взрослое скольжение и очень сбалансированное катание, но я знаю, сколько времени уделяла этой сбалансированности предыдущий тренер Алены Елена Жгун. Это лотерея о будущем юниорок. Если мы хотим всех этих замечательных девочек видеть во взрослом катании с какими-то другими параметрами, значит, надо как-то иначе формировать взгляды на то, что происходит на льду».

Инна Гончаренко – из той категории тренеров, которые всегда пытаются смотреть, спрашивать, если что-то непонятно или не получается, пробовать, анализировать. Механически копировать чей-то опыт, на ее взгляд, неправильно. Но есть вещи, которые она не делала, не делает, и никогда делать не станет, чему и учила своих подопечных.

«Это как с собственными детьми: на определенном этапе их нужно отпустить, иначе они никогда не поймут, что работа, которую они выполняют, прежде всего, нужна им самим ради достижения своей цели. Давить на них, настаивать на чем-то, действовать исключительно в приказном порядке, уже не получается. Зачастую это вызывает только раздражение, доходящее порой до агрессии. Надо меняться и искать правильный подход во взаимоотношениях с учениками, что не всегда удается. В спорте мы зачастую все еще придерживаемся старой советской школьной системы, при которой хочешь – не хочешь, но ребенка надо научить. Не хочет – прикрикнуть, надавить. Вырастит – поймет. В спорте, если человек вышел на уровень мастеров, он должен сам понимать, что он делает, для чего и каких результатов хочет добиться».

Ее кредо - если ты вышел на определенный уровень, считаешь себя профессионалом, то бери от тренера знания и двигайся дальше. Получил рекомендации на тренировке – выполняй, не жди окрика. Это твоя работа, это то, что нужно тебе. Тренер и ученик – это тандем, где никто никого не заставляет. У тренера больше знаний, опыта, он подсказывает, ведет. Но и спортсмен должен прислушиваться к себе, профессионально относиться к работе. Это касается и веса, и проведения выходных, отпусков, соблюдения режима. В большом спорте мелочей не бывает. А семья - это семья. А отношения тренер – ученик – это тренер ученик.

«Возможно, когда спортсмены называют тренера вторым папой или второй мамой – это игра слов, образное выражение. Между тренером и учеником всегда должна быть дистанция. Небольшая, как нить, которая, с одной стороны, не мешала бы им понимать друг друга, а с другой не позволяла переступать некую грань, чтобы сохранять взаимоуважение».

На протяжении ряда лет Инна Германовна анализировала выступления фигуристок, сложность программ, и пришла к выводу, что в женском фигурном катании прослеживаются очень четкие периоды. Технический прогресс, усложнение программ сменяется неким затишьем, когда развитие уходит в сторону красоты катания, композиции, интересных заходов, каких-то других задумок.

«На мой взгляд, именно такой этап наступает сейчас, когда сложность (каскады из двух тройных прыжков, прыжки во второй части программы) дошла до предела. На какое-то время программы спортсменок станут более театральными, яркими… А затем произойдет новый скачок, с уклоном в технику, и количество перерастет в качество. Мне бы очень не хотелось, чтобы программы фигуристок превращались в простой набор сложных элементов под музыку. Все-таки женское фигурное катание должно оставаться женским, радовать и завораживать красотой», - говорила в прошлом Гончаренко, как бы предсказывая техническую революцию, свидетелями которой мы сейчас являемся.

Спортсмены, по ее мнению, уходят, прежде всего, потому, что прежний наставник не в состоянии предложить им что-то новое, заинтересовать работой. И как следствие, становится неинтересен сам. Другими словами, тренер просто обязан идти на шаг впереди ученика. Иногда ученики просто уходят на другие, более привлекательные условия.

«Когда выходишь на определенный уровень, повышаются и требования. Теряется продуктивность и возможность развиваться дальше. Но в рамках ЦСКА это сделать было трудно, так как там занимаются много детей, а забрать лед у них нельзя. Лед с 8.15, чтобы провести полноценную тренировку, разминку нужно начать в 7, а проснуться в 5. Иначе тело будет не готово. Я много лет пыталась выстроить в рамках своей группы систему, где наиболее сильных спортсменов постоянно подпирали бы те, кто моложе».

Этот подход она сама однажды назвала «методикой выживания»: с одной стороны в крайне ограниченных условиях пытаться всесторонне развивать учеников, с другой – создать для них конкурентную среду, которая заставит их развиваться, глядя на партнеров по тренировке. Для того чтобы такая система успешно функционировала, тренер должен быть директором, администратором, хозяйственником – и так далее. Реализовать это нереально, поэтому постепенно начинают уходить другие ученики. Чтобы этого не произошло, нужно «обрастать» дополнительными специалистами – тренерами по ОФП, скольжению, хореографами. Все как всегда упирается в финансирование.

Во время работы с Леной, Инна Германовна постоянно сталкивалась с опасением со стороны других специалистов и руководства, что юная фигуристка выйдет и начнет теснить старших коллег. Ее даже отговаривали выводить Лену во взрослые. Лена с тренером выдержали этот напор и стали одними из тех, кто осуществил определенную миссию для поколения девочек после нее. Когда компоненты перестали искусственно придерживать из-за возраста, а соревнования уже нельзя было выиграть исключительно второй оценкой.

«Конкуренция - двигатель прогресса. Тренеры посмотрели – на детей, которые «такое делают». На коллег, которые показали деток: это есть, так можно, и это реально. Вдохновились их примером и поняли, что тоже смогут. У меня не было, и нет, такой цели – вышел спортсмен, разок занял высокое место и… ушел. Хочется воспитать фигуриста, которого зрители и судьи будут помнить».

В спорте взрослеют рано. По интеллекту, по жизненным взглядам, мироощущению, это взрослые люди, хоть и в теле ребенка. Лена в этом смысле не исключение. Ее уход тренер почувствовала сразу, по поведению, словам, поступкам. После расставания Радионова с Инной Германовной не контактируют, однако в интервью Гончаренко всегда говорит о бывшей ученице с теплотой. Сейчас тренер довольна, что сделала перерыв, ведь постоянный стресс под названием «женское катание в России» отражается и на здоровье и на отношениях с близкими. Были и предложения о работе заграницей. Но если возобновлять тренерскую карьеру, то только в нашей стране, уверена специалист.

«Думаю, что обязательно наступит момент, когда интересная работа найдет меня сама. Просто тренерская работа обязательно должна быть кому-то нужна. Великие художники, умирающие в безвестности - не наш вариант».

***********

В период между Сочи и Пхенчханом закончила борьбу Юля Липницкая, раскрылась и потухла Аня Погорилая, стрельнули и пропали с небосклона звездочки Маши Сотсковой и Полины Цурской. Закончила Лена. В самом начале взрослой карьеры они тренером думали об изучении четверных прыжков, но когда начинается взросление, появляются другие задачи – удержать хотя бы то, что есть. Сейчас очень мало девушек, которые катаются по взрослому уровню долго – сезон, два, и все, они считаются уже слишком взрослыми, ярких звезд, которые сияют долго, почти уже нет. Жестокий вид спорта, где травмы отсеивают всех, кто оступился на пути к  мечте, а несправедливые и неспортивные факторы попросту убивают мотивацию преодолевать себя, возвращаться несмотря ни на что.

«Посмотреть, как юниорки сейчас четверные прыгают, это тоже очень интересно. Сейчас наши девочки прыгают четверные, им это легко дается, но когда они станут постарше, будет тяжелее», - говорила Лена.

Женское фигурное катание в России стало тем змеем, который сам же кусает себя за хвост. Большое количество безумно техничных юниорок выдавливает из спорта взрослых спортсменок, и мы уже не имеем возможности следить за их развитием. Никто не спорит, что спорт должен усложняться. Но усложняться так, чтобы не терять своей красоты – того самого единственного критерия, доступного массовому зрителю.

«Я была бы за повышение возраста выхода во взрослые. Хотя бы до 16-ти лет. Взрослых спортсменок интересно смотреть хотя бы потому, что у них реально есть программы. Юниоры – это вообще отдельный мир, отдельная стихия, в которой ты вообще не понимаешь, кто выстрелит, кто нет. Это настолько непредсказуемо, настолько у всех по-разному складывается спортивная судьба».

Скажу честно: я никогда не был поклонником катания Лены. Но сейчас как-то по-особенному ее не хватает, пересматриваю с удовольствием ее соревновательные программы, выступления в шоу. Сколько же было у нее ярких и запоминающихся образов, которые в ту пору прошли мимо меня… Многое переосмысливается. Недавний проморолик в «Холодному сердцу 2» с участием Лены и Лизы Туктамышевой пробил на ностальгию.

Шикарная и безумно красивая 20-летняя Радионова в слоу-мо парит в спирали Кэрриган с развивающимися на ветру волосами. Никогда Лена так сильно не цепляла, как именно в этот момент – самый расцвет ее женственности. И сожаление, что такого развития взрослой спортсменки на соревновательном льду мы больше не увидим.

В последнее время часто слышна фраза, что Женя Медведева в свое время доминировала лишь потому, что тогда вообще не было сильных спортсменок-конкуренток. А как же Лена Радионова, Аня Погорилая, Мария Сотскова? Просто было другое время. А каждому времени – свои герои. Пусть и было это всего пару лет назад.

*******

Лена написала сообщение тренеру, о том, что хочет поговорить. Купила букет цветов, зашла в тренерскую. Разговор был не очень долгий, но для нее было важно, что она пришла к тренеру лично, с цветами и рассказала ей все как есть. Было непросто, но девушка понимала, что так правильно. Четкие моральные принципы – это то, что в ней воспитали родители и сама Инна Германовна.

«У каждого ребенка бывает период, когда он отказывается работать и родителям, тренерам надо найти нужные слова, что-то сделать, чтобы его снова заставить работать. Со мной таких инцидентов не было. У меня характер – попробуй ударь! Я еще сдачи дам. Бывали скандалы, но иногда пинок под зад нужен. Я не самый ленивый человек на земле, но, чтобы работать меня тоже надо чем-то мотивировать. Я не из тех людей, которые день и ночь работают. Мне нужна цель. Если я вижу перед собой цель, то сверну горы, чтобы ее достичь».

В мире так много соблазнов, но когда есть цель, остальное отбрасывается на второй план. Лена призналась, что у нее склонность к полноте, но в ответственный олимпийский сезон она очень тщательно следила за своим питанием.

«Питалась по часам, максимум дольку шоколадки. До 15 я могла есть все. Когда начался переходный возраст, я уже не могла себе все позволить. Но нет таких девушек, которые не парятся по поводу веса».

Сейчас Радионова  – уже взрослый самостоятельный человек, который живет отдельно от родителей, но поддержка близких для нее по-прежнему остается важной составляющей жизни. Она не любит распространяться о личном, но однажды призналась, что молодой человек у нее есть.

«Он хороший. Могу сказать, что он целеустремленный, с чувством юмора, умный, и это немаловажно. Этим меня и зацепил. Вообще я хочу сделать успешную карьеру, но для меня все равно на первом месте будет семья. Ты можешь быть известным, богатым человеком, но когда ты идешь один домой – ради чего это все? Я росла в такой семье, в которой всегда друг друга ждали, любили. Поэтому я хочу, чтобы у меня было также».

Позади - большой спорт, но впереди - длинная и несомненно интересная дорога под названием жизнь. И в этом пути самое важное – не потеряться и следовать за мечтой. Лена признается, что даже несмотря на проблемы со здоровьем, она никогда не жалела о том, что выбрала фигурное катание, которое дало ей цель и мотивацию, научило дисциплине и позволило стать той, кто она есть сейчас.

«Хочу пожелать ребятам, если у них есть цель, несмотря ни на что идти к ней. Не слушая никого. Бывает, говорят вещи, которые приятно слышать, но это лесть. Сводят, уводят от мечты. Иногда нужно более чутко относиться к людям, которые тебя критикуют. Я не говорю, что надо слушать всех, кто тебя критикует. Но иногда пусть наругает, скажет что-то неприятное. Но это будет объективное мнение. Лучше прислушиваться к таким, чем к тем, кто льет в уши тебе какую-то лесть. Если у тебя есть цель – иди к ней и не слушай никого. Просто видишь цель – и идешь вперед».

Продолжение следует...

Спасибо за внимание, следите за обновлением в блоге!

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Материал написан на основе интервью с Еленой Радионовой, Инной Гончаренко и Еленой Буяновой.

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья