4 мин.

«Бейкер Стрит». На все времена

В 1978 году в свет вышла песня британского музыканта Джерри Рафферти "Бейкер Стрит". Музыку отличали гитарные проигрыши и невероятно красивая партия саксофона.

Композиция стала хитом и вошла в чарты ТОП-5 США, Канады, Великобритании и Австралии. Многие, слушавшие песню, отмечали гипнотическую силу саксофона. Музыка просто начинала преследовать их, постоянно всплывая в памяти. Духовая сессия этой песни вошла в золотой фонд рок-музыки.

Саксофонист Рафаэль Равенскрофт, участвовавший в записи мелодии, утверждал, что именно он является автором этих риффов. По его словам, когда он пришел в студию, в рабочем варианте композиции было несколько пробелов, которые как раз он и заполнил. Однако существует более ранняя версия "Бейкер Стрит", где партию вместо саксофона исполняют на гитаре, так что его высказывания об авторстве сомнительны. Но это, конечно, не умаляет его заслуги в исполнении произведения. Возможно, сказалась и обида. За сессию Равенскрофт по слухам получил скромные 27 фунтов, в то время как гонорар Рафферти составил 80000 фунтов ежегодно. Тем не менее, именно участие в записи "Бейкер Стрит" дало толчок к карьере Равенскрофта, после этого работавшего с "Дафт Панк" и "Пинк Флойд".

Хью Бернс, лидер-гитара, считал большим успехом и честью играть вместе с Джерри Рафферти. Бернс играл с такими музыкантами, как Пол Маккартни, Джордж Майкл и Майкл Джексон. В телефонном интервью журналисту Адаму Чандлеру Хью Бернс сказал:

"Мы сыграли композицию и стали думать, что можно улучшить. И Рафферти предложил использовать саксофон. Нет сомнений, что первоначально была гитара. Сохранилась ранняя демо-версия, где партию на гитаре исполняет сам Джерри."

Вопрос закрыт. Авторство установлено. Но... В течение десятков лет в Англии ходит молва, что партию на саксофоне сочинил и исполнил Боб Холнесс. Но и это не всё. Если вам удастся найти и прослушать вышедший за 10 лет до альбома "City To City" Джерри Рафферти в 1968 году диск саксофониста Стива Маркуса с кавер-версиями "Tomorrow Never Knows", то первые 10 секунд композиции "Half a Heart" вызовут у вас знакомый озноб.

В интернете прямо указывают на связь "Бейкер Стрит" и "Половины Сердца", хотя сам автор Стив Маркус никогда не говорил ни о чем таком. Впрочем, возможно, он не являлся автором музыки, а его близкий друг Гэри Бертон?

Адам Чандлер, ведущий музыкальное расследование, задал вопрос о "Бейкер Стрит" напрямую, но Бертон не купился.

"До вас я ничего не слышал о "Бейкер Стрит" и о сомнениях в авторстве Джерри Рафферти. И, честно говоря, сомневаюсь, что британский саксофонист что-то слышал о диске из Америки десятилетней давности, выпущенном приблизительно в количестве 1000 экземпляров."

Однако впоследствии он несколько изменил свое мнение.

"Я параллельно прослушал обе композиции и признаю, что "Половина сердца" и "Бейкер Стрит" имеют в партии саксофона много общего. Допускаю возможность, что исполнитель партии саксофона слышал "Половину сердца". Но разница между композициями 10 лет, музыканты могли неумышленно использовать чужую мелодию."

Когда Адам Чандлер сообщил, что Гэри Бертон включен в список авторов музыки "Half a Heart", тот возразил.

"Я не принимал участие в написании "Половины Сердца" и даже не слышал, что я автор музыки. Если бы я принимал участие в написании музыки, то непременно сохранил бы авторские права на нее, что делаю всегда."

Бертон предположил, что когда записывался альбом "Tomorrow Never Knows", Стиву Маркусу помогали многие друзья.

"Мы приходили и помогали ему. Это просто дружеская услуга. Мы знали, насколько ему был важен этот альбом."

"Все музыкальные решения в альбоме Джерри Рафферти оригинальные. Даже если и были какие-то заимствования, то это было сделано не намеренно. Это творение художника и это самое важное, что нужно знать."

"Бейкер Стрит" пережила своих создателей, устояла во времена панка и новой волны, стала основой для кавер-версий, удостоилась награды от BMI за преодоление порога в 5 миллионов звучаний на радиостанциях. Получила свою долю от знаменитого Лондонского Симфонического Оркестра и даже проявилась в "Симпсонах".

Хью Бернс, когда-то записавший вместо с Джерри Рафферти знаменитую песню, считает, что знает причины ее популярности в течение уже 40 лет.

"Джерри писал песню, исходя из своего жизненного опыта. Вы как бы пропускаете себя через песню. Стихи и музыка органично переплетаются и дополняют друг друга. Сама аранжировка очень подходит к тексту. Если вы обратите внимание на все песни, популярные многие годы, то увидите, что в них всегда есть реальные, а не электронные инструменты. Здесь ключевой частью мелодии является саксофон. Музыка всегда циклична. Есть решения, основанные на электронной музыке, но есть что-то особенное, когда в студии собираются несколько ребят, сочиняют музыку и доводят ее до конечного вида вместе со звукорежиссером."

(с) Adam Chandler. ‘Baker Street’: The Mystery of Rock's Greatest Sax Riff.