Спецпроект
14 мин.

Я посмотрел финал медиабаскета – рядом с Мозговым и инста-львицами

Терентьев сходил на тусовку.

На «ЦСКА Арене» прошел финал Лига Ставок Media Basket – это особая разновидность баскетбола, смикшированная со звездами и атмосферой тусовки.

Я сходил, чтобы ответить себе на три вопроса. Как шоу выглядит изнутри? Интересен ли этот формат баскетбола сам по себе – без атмосферы? Серьезно ли рубятся в медиабаскете или понтуются?

Вот как это было.

Атмосфера Media Basket – смесь концерта и Патриков: хищные женщины, звезды, праздничное настроение

Первые слова ведущего шоу-финала: «Привет, вы на зимних Патриках». Максимальное точное ощущение, если смотреть игру из партера. Или рядом с паркетом – стоя, как это делал я.

Такого количества девушек в одежде, но без лифчика не видел никогда. Наряды самые разные, но общее настроение – выхода в свет. Показ мод той самой Москвы, которую мы видим в запрещенной сети и на Патриарших прудах.

Главная фраза вечера: «Сфоткаешь?» Она звучала в перерыве между матчами (когда можно выйти на паркет и пообщаться с кем хочешь), во время выступлений артистов и по ходу игр.

На финальном награждении шоу еще сильнее стало похоже на вечеринку. Красивые люди в красивых нарядах танцуют, фоткаются в блестках конфетти. Рядом фотографы от организаторов предлагаю сделать снимок на объектив – позже его выложат в группе ВК.

После первого полуфинала подошел к девушке с одним из самых ярких нарядов. Как выяснилось в разговоре, это блогер Лиза Вдовина (1,4 млн подписчиков).

– Почему я здесь? Подруги-блогеры ходят сюда, мне тоже было актуально. Плюс мой бывший муж – организатор мероприятия.

– По вашему опыту: можно тут с кем-то познакомиться?

– Можно, но необязательно, что это будет полезный человек. Однозначно мужское внимание ощущается, но качественное ли оно – это вопрос. Я хожу на все игры – и своего человека пока не встретила.

Не знаю, почему. Какие-то все легкодоступные, ха-ха. Мне не подходит. Хотят все и сразу – никто не старается, не прилагает усилий, не ухаживает за девушкой. Просто говорят: «Давай к тебе приеду, кино посмотрим». Неинтересно.

«Это правда похоже на Патрики, вот этой иллюзией успеха, денег, – говорит мне девушка Даша в фойе. – Выглядит очень престижно – нацелено на московскую аудиторию, которая любит праздник. Но меня привел сюда спортивный интерес, та борьба, что на площадке. Я баскетбол не смотрю, больше футболом интересовалась. Впечатления – это очень динамично. Очень красиво. Я даже прям болела – за команду в белом из второго полуфинала [Hoops]».

Второе впечатление: образ Патриков под крышей – только часть мозаики. Да, на финал пришли Влад Соколовский, Анна Седокова, Джиган и еще много тех, кого проще всего называть селебрити. Но это витрина, а за ней есть и другие смыслы.

В основном на «ЦСКА Арену» пришли те, кто просто хотел поймать настроение, послушать музыку, небанально провести вечер. Заценить выступление новой рэп-звезды – ALBLAK 52.

Я видел пожилую пару, видел много молодежи, веселящейся, как на выпускном в школе. Видел Владимира Стогниенко с семьей, прекрасную Надежду Михалкову, защитника «Динамо» Дмитрия Скопинцева. Максимально разный контингент – и много людей, которые вряд ли ходят на обычные баскетбольные матчи.

Как сказал мне тот самый Антон Понкрашов – это не совсем баскетбол, это что-то другое.

И третье впечатление – насколько необычно и качественно упакован баскетбол. Огромное (прямо очень) интерактивное табло, по которому очень легко понять счет и имена людей на площадке. Одновременно с матчем играет музыка, происходящее на паркете на весь зал комментирует ведущий в микрофон.

Вам не надо бояться что-то пропустить, что-то не понять. Не знаете игроков – услышите, как по ходу игры их имена объявляют на всю площадку. Не понимаете правил – футуристичное табло прямо по центру высвечивает количество буллитов и времени на атаку.

Каждое попадание отыгрывается взрывом пиксельных цветов и синглом от диджея.

«Баскетбол – любовь, – говорит Маргарита в прекрасной шубе, заряжающая телефон в коридоре в перерыве. – В юности сама играла, на любительском уровне. Смотрела редко, больше в компании. А сюда попала по приглашению подруги.

Интересный визуальный аттракцион – разные приколы, тепло, много знаменитостей рядом. Это всегда приятно, когда ты смотришь что-то вместе с узнаваемыми людьми. Даже если вы не разбираетесь в баскетболе, здесь такая динамика, что все равно любопытно наблюдать за площадкой. Хороший звук, музыка.

Ощущение Патриков – правда есть. Но я уже взрослый человек, мне это не надо. Юное поколение нашло площадку, где они могут себя проявить в плане внешнего вида, показать. Вы пришли посмотреть некий спектакль, а вместе с этим можете и пообщаться с новыми людьми. Здесь действительно можно с кем-то познакомиться, если есть такая цель. Просто взрослым людям это вряд ли интересно. У нас уже все просто: «Да-да, нет-нет».

Мозгов рубился против Гафурова, Кириленко смотрел матчи из раздевалки – чтобы не сглазить. Как выглядит сама игра в Media Basket?

Бодро.

Матч начинается с двухминутки один на один. Есть в этом что-то – противостояние двух людей, а не команд. Сразу привлекает внимание.

Потом – сам матч. 10 минут чистого времени, маленькая площадка (20 метров), рубилово три на три. Важный триггер – буллиты. Дважды за матч команда может обменять штрафные броски (умножив потенциальные очки в два раза) на проход под кольцо против защитника соперника. Каждый такой буллит – событие. Особенно для непогруженных зрителей.

Качество баскетбола – другое, но сама динамика создает нерв. Играют атака на атаку – без пауз.

Особенно выделялись в полуфиналах и финале три человека – 39-летний Антон Понкрашов (чемпион Евро-2007, призер Олимпиады, играющий тренер DAWGS), 39-летний Тимофей Мозгов (чемпион НБА, призер Олимпиады, лидер Rocket Team) и 24-летний Филипп Гафуров (талант, который ушел из ЦСКА в команду Hoops).

Понкрашов спокойно отыграл полуфинал (очень легко победили UNDERGROUND BIZNE$), а в финале выдал базу – пять трехочковых и 17 очков в сумме против Hoops. Батя. Гафуров в своем полуфинале справился с Мозговым (в том числе накрыл один раз под щитом), а в финале – перегорел и набрал всего 4 очка.

Hoops и Гафуров проиграли третий финал подряд. Андрей Кириленко и Антон Понкрашов (DAWGS) выиграли свой первый.

– Тренировочный процесс – полностью на Антоне. Мой вклад был лишь в одном, – говорит Кириленко. – Раньше когда приходил на игру, мы постоянно проигрывали. Поэтому я весь плей-офф и финал – отсидел в раздевалке. Смотрел матчи оттуда. Это был мой вклад (улыбается).

– В чем феномен медиабаскета?

– Великолепное развлечение. Человек может прийти вечером с детьми на классное тусовочное мероприятие, где можно повеселиться и посмотреть баскет.

– Добавили бы буллиты в обычный формат?

– Нет. Как бы нам не нравились буллиты, музыка во время игры и новые правила, но классический баскетбол – есть классический баскетбол. Разные форматы имеют своего зрителя. Неправильно было бы что-то менять. У медиа – великолепное будущее. Есть люди, кто его предпочитают больше, чем обычный баскетбол.

«За 2 минуты можешь упахаться, как в обычном формате за 25». Так это серьезный баскетбол или баловство? Отвечает игрок, в 23 ушедший из ЦСКА в Hoops

Когда слушал, как Антон Понкрашов заморачивается над подготовкой к финалу («три командных тренировки, одна индивидуальная, видеоразбор соперника и своей игры»), показалось, что – все серьезно. Пусть и в веселой обертке.

Убедился в этом, когда увидел Филиппа Гафурова после поражения в финале: опустив голову, он побрел с командой поаплодировать фан-сектору Hoops (самому шумному).

Потасовки в медиабаскете не выглядят искусственно (и их вообще мало): за переход этических и спортивных границ сразу следует наказание. Например, за толчок в лицо один игрок получил дисквал до конца матча.

Нерв, а не понт.

Но мне было важно поговорить о медибаскете c тем, кто знает его изнутри – с Гафуровым. Человеком, который вызывался в сборную России, считался одним из заметных талантов поколения и имел контракт с ЦСКА. Да, поссорился с клубом, но точно мог найти команду в Единой лиге ВТБ, а решил уйти в медиабаскет.

– Видя арену битком, отчасти понимаю, почему ты ушел из профессионального баскетбола. А как ты себе это объяснял?

– Хочу быть там, где я нужен. Здесь – это семья. А семью сложно найти в профессиональном баскетболе. Там от контракта до контракта, ты можешь уехать, можешь остаться, но уже не то.

Здесь есть все, что я искал всю мою баскетбольную жизнь. Чувствую себя нужным. Для меня это самое главное – в плане ментального и психологического состояния.

– В чем эта семейность медиабаскета выражается?

– В людях, которые тебя окружают. Есть слово, есть человечность. Справедливость.

В профессиональном баскетболе несправедливо почти все. Это многие могут сказать, но кто-то боится, кто-то просто не хочет озвучивать.

Мой путь таков. Если кто-то осуждает [уход в медиабаскет], пусть осуждает. Я для своего счастья выбрал быть там, где я сейчас.

– «Несправедливо почти все». Ты про историю с агентами?

– Много историй, не буду вдаваться в подробности. Есть разные моменты.

Да, круто быть в профи, на тебя приходят люди, ты получаешь хороший контракт. Но моя жизнь и моя судьба – не там.

– Звучит как окончательное решение.

– Будем смотреть, будем жить. Пока нахожусь, где хочу. Не собираюсь ничего менять. Поступают предложения [из профбаскетбола], но я их отвергаю. Пока тут не выиграю. В конце года у меня истекает контракт – надеюсь, подпишем новый.

Привык к формату, следующий сезон будут для меня еще легче. Уже есть рекорды по забитым и так далее – их будет только больше. Понимаю, нет людей, которые могут что-то противопоставить мне. Только если будут приходить профессиональные игроки.

– В чем для тебя феномен медиабаскетбола?

– Красочно, зрелищно, с характером. Тут сложный баскетбол – и в него непросто играть, даже будучи профессионалом. Мы видели, как в прошлом сезоне приходили люди из [Единой лиги] ВТБ – и видели их результаты. Сложно привыкнуть к другой игре.

В медиа за две минуты можно упахаться, как в обычном баскете за 25. В этом вся суть и прелесть. Если есть характер, яйца и желание, то сможешь играть тут. А после матчей здесь в обычном баскете будет намного проще.

– Три проигранных финала подряд – как это пройти?

– Думаю, три финала подряд – это лучше, чем этот перстень (за победу в турнире – Спортс”). DAWGS – молодцы, им только уважение. Но мы не закончим, пока не выиграем. Это наша работа, наш спорт. Мы должны проходить через эти поражения, не опускать руки, не говорить: «Я больше не хочу».

У нас так не будет.

Надо держать себя в узде и быть тем, кем ты являешься в плане баскетбола.

– В полуфинале ты под своим кольцом накрыл Мозгова. Что почувствовал?

– Ничего. Тиме – огромное уважение, мы в сборной были вместе. Главное – без травм.

Блокшот или бросок через кого-то – это все неважно. Я другого плана игрок. Многое умею на площадке, но в какой-то момент что-то всегда идет не так. Я не робот, не железный человек, чтобы выдерживать такие нагрузки… Финал это показал.

Могу ли я сказать, что проиграли из-за меня? В какой-то части – да. Я мог сделать больше. Физически меня не хватило – и это только моя вина.

– Психология влияет?

– В медиа ее роль больше, чем в обычном баскете. Тут можно шепнуть человеку на ухо, что он плохой, – и у него руки начнут трястись. Трешток, все дела. Есть много нюансов.

Но у нас в команде работает лучший баскетбольный психолог РФ. Это мои слова, но уверен – так скажет каждый. Без него мы бы не дошли до финала. Да, спортсмены иногда говорят, что не могут довериться [психологу]. Но если ты хочешь работать над собой, помогать команде – надо делать все возможное. А не отнекиваться.

– Ты счастлив в медиабаскетболе?

– На данный момент – да. Такого, как здесь, нет нигде. 10 тысяч на трибунах в профбаскете – только на самых важных матчах.

А такой фанбазы, как наша, нигде нет. Которая реально орет, гонит вперед и хочет, чтобы мы выиграли. Просто молодцы. За них обидно, что не дали им порадоваться.

Медиабаскет – праздник баскетбола. Сейчас у нас 10 тысяч [на трибунах], а будет 20. Потому что тут красиво. Это факт. И главное – все становится уже профессиональным.

– Как этот день – проигранного финала – проведешь?

– Сложно сказать. Сил нет, эмоций нет. Выпью пива, как это ни странно. Поговорю с близкими, чьи слова мне важны, кто видел игру. Они скажут, как я смотрелся. Понимаю, что не показал максимум – не знаю, что со мной…

Завтра – отдохну. В воскресенье начинается игры UBA (сильнейшая лига России среди любительских команд – Спортс”), 5 на 5. Нет времени расслабляться. Скоро уже следующий сезон Media Basket, надо готовиться.

Мечтаю, чтобы мой труд в седьмом сезоне окупился.

«Почему бы не сделать 20 команд из 20 стран?» Какое будущее у медийного баскетбола?

Я зритель-новичок в медиабаскете – это был мой первый опыт, но замах идеи впечатляет сходу. Особенно, если учитывать, что за два года проект прошел путь от матчей на небольшой площадке «Арбат Холл» до финалов на «ЦСКА Арене».

Лига нашла свой стиль – ту самую смесь Патриков, баскетбола и концертного вайба.

Своих звезд – Элджей, Обладает, Текила с первого сезона, в 2025-м подключились Гуф и Макан. Это те, кто тесно связан с командами, а не просто ходит на трибуны.

Своих легенд: Тимофей Мозгов, Антон Понкрашов на паркете – это и про уровень баскетбола, и про возможность снова перенестись во времена бронзовой Олимпиады-2012, и самое главное – про экспириенс. А как там простые пацаны против трех Понкрашова или мощи Мозгова?

Словил прикольное ощущение, когда в финале у Понкрашова полетело будто в кино. Выступление артиста – в обертке соревнования.

Символично, что Media Basket опирается именно на баскетбольные команды: постепенно растит из них сильные организации, приучает к медийности. Например, требует снимать к матчам видеовизитки, которые показывают на огромном табло. Главные команды медиафутбола – «Амкал» и 2Drots – покинули лигу после пары сезонов. Оказались просто не готовы вкладываться медийно.

К концу 2025-го уже третий финал подряд проводится на «ЦСКА Арене», которая вмещает 10 тысяч зрителей. О востребованности говорят и цены на билеты: минимальный стоил 5 тысяч рублей. Максимальный – 500 тысяч: такси и шампанским до мероприятия, массажным креслом около паркета и прочими привилегиями. Как я понимаю, самый дорогой билет никто не взял, но проходку за 100 тысяч реализовали.

«Точки роста? Пора выходить на международный уровень, – считает Андрей Кириленко. – Сейчас есть 20 команд, почему бы не сделать 20 команд из 20 стран?» Также думает Гафуров: «Огромные арены, классные команды, в том числе из других стран – это самый благоприятный путь».

В 2025-м уже был сыгран шоу-матч с китайской командой Hoodstar. Интересно, как идея прорастет на дистанции еще двух лет.

Следи за Media Basket в телеграм-канале турнира

Мозгов, Тимати, Бородина, Макан. Сколько же звезд в Media Basket!

Телеграм-канал Терентьева

Фото: Лига Ставок Media Basket