22 мин.

Нейтан Чен – Desperado. Разбор короткой программы двукратного чемпиона мира

Начало сезона для поклонников фигурного катания – время особое. Это время долгожданных премьер, ярких образов, оригинальных костюмов, новых надежд и свершений. Впереди нас ждет сезон 2020/2021, который по меркам мирового спорта просто обречен на то, чтобы стать необычным. И сегодня мы подробно рассмотрим новую короткую программу двукратного чемпиона мира Нейтана Чена как с точки зрения хореографии, так и в техническом аспекте. Программа поставлена известным хореографом Ше-Линн Бурн, с которой Нейтан сотрудничает уже четвертый сезон. Именно ей принадлежала идея дерзкой «Немезиды», зажигательного «Каравана» и лиричной «Богемы». В этот раз выбор американского фигуриста с невероятным по сложности техническим арсеналом и любовью к творческим экспериментам пал на произведения «Asturias» в исполнении Фриды Лопес и «Canción del Mariachi» группы Los Lobos. Дамы приглашают кавалеров, кавалеры приглашают дам, под звуки музыки готовьтесь танцевать, друзья.

Но сначала несколько слов о структуре новой короткой программы (здесь и далее в премьерном прокате – ISP Points Challenge Opp. 1):

Программа включает в себя:

  1. три прыжковых элемента (два четверных прыжка, один из которых исполняется в каскаде с тройным тулупом, и тройной аксель);

  2. три вращения (вращение со сменой ноги в позиции волчка, прыжок в либелу и комбинированное вращение со сменой ноги);

  3. одну дорожку шагов.

Элементы в программе расставлены следующим образом: 4Lz, 3A, CSSp, FCSp // 4T+3T, StSq, CCoSp

Музыкально короткая программа разделена на две неравные части. И уже со вступительных аккордов более лиричной Asturias не остается сомнений в том, что за танец исполняется на льду. Однако, хореографические движения здесь чуть менее выразительны – роль танцевальных акцентов выполняют, и весьма удачно, технические элементы. 

  • Открывает программу 4Lz, исполненный с шагов. Можно сказать, что это новый для Нейтана заход на четверной лутц (по крайней мере в короткой программе). Ранее он лишь однажды исполнял этот прыжок с похожего захода – в произвольной программе финала Гран-при 2019 г., где заход на четверной лутц включал темповый чоктау, смену ноги и стандартную для лутца перетяжку.

  • Следующий прыжковый элемент – 3А. Здесь следует отметить тайминг – элемент расположен «вплотную» к четверному лутцу и последующему вращению со сменой ноги. Направление прыжка также довольно необычно для Нейтана – аксель исполняется прямо на судейский борт.

Оба прыжка очень точно и естественно вплетены в структуру танца фламенко. 

  • Вращение со сменой ноги в волчке – практически новый для фигуриста элемент. До этого сезона он исполнял его лишь в ранние юниорские годы, после чего в своих коротких программах делал разные вариации вращения «прыжок в волчок». Любопытно и возвращение позиции «волчок вперед», которую Нейтан не использовал с сезона 2017/2018.

Межу двумя вращениями происходит смена музыки. Лиричность уступает место характерному и даже дерзкому танцу под музыку Mariachi, и хореографическая составляющая программы постепенно выходит на первый план. Соответственный акцент обозначен уже при подходе ко второму вращению, либеле, и это только начало.

  • Прыжок в либелу — еще один новый элемент. Ранее в короткой программе Нейтан выполнял вращение со сменой ноги в либеле. На ISP Points Challenge Opp. 1 (первая попытка) это вращение было исполнено со стандартного прыжка в либелу, на ISP Points Challenge Opp. 2 (вторая попытка) был добавлен заход бедуинским для получения максимального четвертого уровня.

  • Вторая (по таймингу) половина программы включает каскад из четверного и тройного тулупов (с 10%-ой надбавкой), дорожку шагов и финальное комбинированное вращение. Динамичную и насыщенную дорожку с интересными находками, такими как закольцованная последовательность шагов после блока поворотов на одной ноге и эффектный лутц-кик на 360°, можно назвать кульминацией программы. Особенность этой её части заключена в том, что дорожка шагов не воспринимается набором обязательных элементов. Каждый шаг – это абсолютное попадание в хореографию танца, характерное его движение. 

  • Что касается лутц-кика, похожую фишку можно найти еще в юниорских показательных программах Нейтана, однако в соревновательной программе она исполняется им впервые.

И прежде чем перейти к основной части обзора, еще пара слов об изменениях в лэйауте программы. Во второй попытке виртуальных соревнований Нейтан поменял каскад и сольный прыжок местами, и в качестве сольного прыжка попытался исполнить четверной флип. Подобные перестановки прыжковых элементов весьма типичны для него. Порой проще выиграть в рулетку, чем предугадать контент мистера Чена.

NB! За основу для разбора шагов и элементов был взят прокат на ISP Points Challenge Opp. 1. Гифки из проката на Japan Open 2020 представлены в качестве дополнительного иллюстративного материала.

Все шаги и повороты в тексте описаны как последовательность дуг, которые характеризуются тремя параметрами: нога, направление и ребро. Ноги различают правую (R - right) и левую (L - left); направления — вперёд (F - forward) и назад (B - back), рёбра — внутреннее (I - inside) и наружное (O - outside).

EL PALO PRIMERO. ASTURIAS

Идет он пленником ритма,

который настичь невозможно,

с тоскою в серебряном сердце,

с кинжалом в серебряных ножнах.

Ф. Гарсиа Лорка, «Поступь сигирийи»

В программе соединены две музыкальные композиции, каждую из которых, пусть и условно, можно назвать el palo – стиль. Программу открывает пьеса Исаа́ка Альбе́ниса (Isaac Manuel Francisco Albéniz y Pascual, 1860-1909) — испанского композитора и пианиста, одного из основоположников испанской национальной музыкальной школы. Написанное в качестве прелюдии к «Испанским напевам» и впервые опубликованное в Барселоне в 1892 г., это сочинение в более поздних переизданиях стало известно под названием «Asturias». И именно это название указано в профайле Нейтана.

Альбенис написал эту пьесу для фортепиано, однако со временем она стала, возможно, одним из наиболее значимых произведений «испанской гитары». Первая успешная гитарная аранжировка была представлена публике в 1924 г. испанским музыкантом Андресом Сеговией. В короткой программе Нейтана «Austurias» звучит в исполнении Фриды Лопес.

Несмотря на популярное название пьесы, вдохновением Альбениса для Preludio была вовсе не провинция Астурия. Музыка с нотками старого цыганского фламенко полна ностальгических воспоминаний о мавританской Андалусии. Её вступительная часть – именно она открывает программу Нейтана Чена – это классическая гитара андалусийского фламенко с аккордами rasgueado. Далее следует медленное cante jondo или cante grande («важная» или основная песня) – древнейший и наиболее чистый пласт фламенко, родившийся из сплава мавританской, еврейской и цыганской культур.

От мавров и евреев до цыган (пришедших в Андалусию из Индии, как полагают некоторые исследователи истории фламенко) – этническое происхождение фламенко остается загадкой. Гарсиа Лорка считал древнейшей мелодией-прародительницей фламенко цыганскую сигирийю. Эта мелодия «рисовала моему воображению (ведь я неисправимый лирик) дорогу без конца и начала, дорогу без перекрестков… дорогу, на которой умерла первая птица и заржавела первая стрела...». В цыганской сигирийи слышится «острая тоска по исчезнувшим эпохам, страстное воспоминание о любви под другой луной и другим ветром».

Фламенко пронизан чувством одиночества. В нем есть и воинственность, и любовное томление. Однако все это танцор несет в себе. Это танец, рождающийся внутри, в глубине души и передающий сильные чувства.

Итак, entrada – танцор (la salida del baile, bailaor) на сцене льду.

Внимательный взгляд, почти незаметный вдох, выдох – и у зрителей вместе с ним замирает дыхание, они ждут... 

И он ждет. Левая рука обращена к той, о ком он думает, но ладонь развернута «стенкой» – как будто между ним и ею стоит преграда. Правая рука за спиной – и это знак одиночества в танце.

Он не обнимет партнершу, пусть воображаемую – фламенко не танцуют в паре. Грация и лукавство, огонь, гордость и одиночество, веселье и озорство – все то, что было в прошлом, осталось в нем. Но сейчас он испытывает желание борьбы и глубокое чувство – и он должен выразить это своим движением, жестом, взглядом... Без противника, с которым предстоит сразиться, и без возлюбленной рядом.

Настало время вступительной салида (salida) – танцевального движения или ряда шагов, открывающих танец. Они делаются акцентированно, ярко, с подъемом рук и активным движением ног. Обычно включают в себя проход под компас (compas - ритм).

0:07–0:14 За вступительной салида следует двукратная тройка RBO-RFI-RBO и ещё одна серия хореографических шагов назад.

Но все же главная партия здесь отведена рукам. Они язык фламенко, его самобытность, идущая из глубины столетий. Руки в танце способны выразить спорящие друг с другом стремления души: радость и печаль, любовь и разочарование, нежность и ненависть, тоску и надежду. Когда мужчина танцует фламенко, движения его рук строгие, возвышенные, с четкой пластикой. Вот рука рассекает воздух, как ударом меча…

…и тут же плавно разворачивается в нежном, напоминающем распускающийся цветок флорео (floreo – вращение кисти наружу и внутрь под ритм музыки).

Первые шаги как ритмичные, дробные удары сапатеадо (zapateado) – но это не дробь каблука, на льду они мягче.

0:15–0:23 Подсечка → крюк RBI-RFI → моухок RFI-LBI → смена ноги шассе LBI-RBO → разворот на ход вперёд RBO-LFO → скрещенный шаг → моухок RFI-LBI → крюк LBI-LFI → широкий шаг → моухок RFI-LBI → две подсечки.

Танец развивается брасео (braceo) - непрерывным движением одной или обеих рук, проходящих от одного положения к другому.

Выразительные позы сменяются, чередуясь с быстрыми поворотами и создавая контраст чувственных рук и стремительных ног. Танцор аккомпанирует гитаристу в непринуждённом танце, который рождается здесь и сейчас. И следование аккордам гитары – не что иное как медитация в движении.

0:24–0:28 Далее перетяжка RBI-RBO → скрещенный шаг → три подсечки → перетяжка RBI-RBO → шассе RBO-LBI.

Этот фрагмент завершается рекохидой (la recogida). Танцор двигается назад, корпус в закрытом положении символизирует сосредоточение, когда эмоции готовы выплеснуться, но момент для этого еще не наступил.

Ремате (el remate) – который должен последовать за рекохидой – яркий акцент в танце, взрывное движение рук, корпуса и ног, говорящее о нарастании драматизма. В программе Нейтана Чена рекохида предшествует четверному прыжку и именно прыжок исполняет роль ремате в первой части танца.

0:29–0:34 Темповое чоктау RBO-LFI-RBO-LFI-RBO → скрещенный шаг → перетяжка LBI-LBO при заходе на лутц → прыжок 4Lz → выезд по дуге RBO.

Есть еще одно, поэтическое описание рекохиды – когда руки танцора представляются крыльями сильной гордой птицы, готовящейся взлететь. Локти приподнимаются вверх, руки чуть раздвигаются и скрещиваются перед собой, кисти падают, брошенные без движения. Так танцор обозначает ожидание ремате – полета.

За прыжком следует пасео (paseo) – проходка, с акцентированными маркахе (marcaje) – танцевальными движениями, отмеряющими (маркирующими - marqueo) ритм музыки. Здесь маркахе не перегружены работой ног: мягкие шаги сопровождаются выразительной пластикой рук, изгибами тела, наклонами и поворотами.

0:35–0:41 Перетяжка RBO-RBI → скрещенное шассе RBI-LBO → шассе RBI-LBO → разворот на ход вперёд зубцовым шагом → моухок-кросс LFO-RBO-LBI → шассе LBI-RBO → разворот на ход вперёд RBO-LFO → беговой вперёд → скрещенный шаг → моухок RFI-LBI → перетяжка LBI-LBO → полу-лутц с риппоном на 180° → зубцовый шаг.

Движения маркахе становятся эффектнее, перемежаясь с «боковой» рекохида: рука взлетает вверх (маркахе) и уходит в сторону (рекохида), в то время как другая как бы закрывает танцора, обозначая подготовку к следующему яркому моменту в танце – еще одному ремате. В программе Нейтана это снова прыжок, тройной аксель.

0:42–0:47 Беговой вперёд → моухок RFO-LBO → разворот на ход вперёд LBO-RFO при заходе на аксель → прыжок 3A → выезд по дуге RBO с переходом в кораблик RBO-LFO → циркуль наружу RBO.

Следующее за прыжком вращение также отражает кульминационный момент в музыке.

0:47–0:50 Тулуповая подпрыжка с разворотом на 180° → скрещенный шаг → одинарная шагающая либела при заходе во вращение.

CSSp (Change of Foot Sit Spin)

Для любого вращения со сменой ноги максимальное число черт, которые можно получить за вращение на одной ноге, равно двум.

Черты сложности, выполняемые во время вращения на левой ноге:

1) Сложная вариация позиции волчка – волчок вперёд (SF – одна из трёх категорий сложных вариаций для позиции волчка, со свободной ногой спереди опорной) +

2) Как минимум восемь оборотов без всяких смен поз/вариации, ноги и ребра – восемь оборотов в позиции волчок вперёд +

Черты сложности, выполняемые во время вращения на правой ноге:

1) Смена ноги прыжком типа бедуинского.

Такая смена ноги может быть засчитана как черта только, если спортсмен примет базовую позицию в течение первых 2 оборотов после приземления – базовая позиция была принята в течение 1 оборота после приземления

2) Прыжок во время вращения без смены ноги – чинян (полная позиция волчка в воздухе).

Этот прыжок может быть выполнен даже до требуемого минимального числа оборотов, чтобы он был засчитан как черта.

Явный прыжок внутри вращения с приземлением на толчковую ногу будет засчитан как черта только, если спортсмен примет базовую позицию в течение первых 2 оборотов после приземления +

Максимальный уровень вращения – третий.

Далее вращение сменяется плавным движением в остановку, во время которой танцор принимает четкую неподвижную позу, завершая секцию.

Первая часть танца окончена.

EL PALO SEGUNDO. CANCIÓN DEL MARIACHI

Soy un hombre muy honrado,

Que me gusta lo mejor

Pa' mujeres no me faltan, 

Ni el dinero, ni el amor.

Я - честный парень,

Мне нравится всё самое лучшее,

У меня нет недостатка

Ни в деньгах, ни в женщинах.

Los Lobos

Во второй части короткой программы звучит не менее знаменитая «Canción del Mariachi» (Morena de Mi Corazón). К моменту её написания прошел целый век от создания предшествующей композиции, «Asturias».

Казалось бы, «Canción del Mariachi» имеет мало общего с фламенко – танцем, вокруг которого строится программа, – поскольку происходит из другой культуры. Но в действительности это не так.

«Canción del Mariachi» написал лидер группы Los Lobos (с исп. — «Волки») Сесар Розас. Группа образовалась в 1973 г., в Лос-Анджелесе (штат Калифорния, США) как коллектив «чиканос» (латиноамериканцев, потомков выходцев из Мексики, которые проживают на территории США и распространяют там свою культуру, традиции и обычаи). Los Lobos начинали с исполнения народных мелодий Испании и, конечно же, Мексики, постепенно добавляя к ним элементы блюза и рока.

В 1995 г. Los Lobos пригласили поучаствовать в записи саундтрека к пародийному боевику «Отчаянный» (Desperado). Инициатором был режиссер фильма Роберт Родригес, также американец мексиканского происхождения. Благодаря этому сотрудничеству и появилась «Canción del Mariachi». А исполнил её испанский актер Антонио Бандерас.

Как следует из названия, песня является стилизацией одного из наиболее распространенных жанров мексиканской народной музыки – мариачи. Он образовался на основе мелодий Андалусии – иными словами, фламенко – с влиянием музыки других народов Средиземноморья и местных индейских исполнителей. Ансамбли музыкантов мариачи, сопровождая танцевальные вечера, играют песни самых разных стилей и одно из главных мест в их репертуаре занимают ритмы сапатеадо (zapateado). И в этом нет ничего удивительного: фламенко в Мексике имеет давнюю историю. Достаточно вспомнить знаменитую Академию фламенко Оскара Таррибы (Óscar Tarriba, 1908-1988), основанную в 1950 г. Её выпускниками были выдающиеся мексиканские танцоры фламенко Лусеро Тена, Маноло Варгас, Роберто Хименес, Луис Перес Давила (Луисильо), Роберто Иглесиас.

У Мексики и фламенко, мариачи и фламенко, как выяснилось, много общего. Поэтому наш танец продолжается!

Вторую часть фламенко открывает яркая, кокетливая йамада (llamada – звоночек, сигнал к изменениям), исполняемая под фальсету (falseta) – сольный гитарный фрагмент в самом начале песни Mariachi. Йамада начинается резким движением рук вверх с фиксацией пальцев кисти вместе – символизация мужского начала. Активные шаги, скачки и хлопок руками призваны поднять ритм (subido) с тем, чтобы заметнее отделить одну часть танца от другой.

1:04–1:10 Зубцовые шаги → подпрыжка со скрещенной позицией ног → зубцовые шаги → подпрыжка «козлик» → джаксон RFO-LBO-LBI-RFI.

1:11–1:14 Далее широкий шаг → тройка RFI-RBO → разворот на ход вперёд RBO-LFO → стандартный прыжок в либелу при заходе во вращение, украшенное флорео…

FCSp (Flying Camel Spin)

Черты сложности, выполняемые во время вращения:

1) Сложная вариация либелы – либела вверх (CU – одна из трёх категорий сложных вариаций для позиции либелы, с линией плеч, вывернутой больше, чем в вертикальное положение) +

2) Отчетливая смена ребра в либеле (переход с заднего внутреннего на переднее наружное ребро).

Чтобы смена ребра была засчитана как черта, необходимо наличие хотя бы двух непрерывных оборотов на одном ребре, за которыми следуют хотя бы два непрерывных оборота на другом ребре в одной и той же базовой позиции +

3) Сложная вариация либелы – либела в сторону (CS – одна из трёх категорий сложных вариаций для позиции либелы, с линией плеч, вывернутой в вертикальное положение) +

Максимальный уровень вращения – третий.

…и вновь пасео, проходка. На этот раз её составляют танцевальные шаги эскобилья (escobilla), напоминающие широкое движение метлы. Стопа ноги мягко скользит, будто бы очищая паркет. Изначальная задача этого движения заключалась в том, чтобы позволить танцовщицам продемонстрировать красоту ног и рук.

1:25–1:34 Разворот на ход вперёд RBO-LFO → хореографическая провозка с разворотом бедра→ выпады вперёд → широкий шаг → тройка LFI-LBO → разворот на ход вперёд зубцовым шагом → хореографическая провозка со сменой направления движения в выпаде и хорео-шагами.

1:34–1:38 Далее смена направления движения крюком LFI-LBI → подсечка → шассе LBI-RBO → перетяжка RBO-RBI → шассе RBI-LBO → чоктау LBO-RFI → выкрюк RFI-RBI.

Танец развивается и подходит к новому яркому акценту – каскаду из двух прыжков.

1:39–1:50 Две подсечки → моухок RBI-LFI → широкий шаг → моухок RFI-LBI → две подсечки → тройка RBI-RFO → беговой вперёд → джаксон RFO-LBO-RBI-LFI → широкий шаг → моухок RFI-LBI → подсечка.

Фрагмент программы, в котором фигурист готовится к прыжковому элементу, также украшен характерными движениями танца.

Вот еще одно флорео:

И брасео – выразительные переводы рук из позиции в позицию:

1:51–1:56 Разворот на ход вперёд RBO-LFO → вальсовая тройка LFO-LBI-RBO при заходе на тулуп → каскад 4Т+3Т → выезд по дуге RBO.

Каскад прыжков – абсолютное сьерре (cierre), мощное окончание ритмичной фразы, когда ключевой элемент попадает точно в слова песни:

Ay, ay, ay, ay

Ay, ay, amor

Ay mi morena

De mi Corazón.

Ай, ай, ай, ай,

Ай, ай, моя любовь,

Ай, смуглянка

Моего сердца.

И тут же без передышки начинается дорожка шагов.

StSq (Step Sequence)

Это тоже эскобилья, но не отдельный шаг, а сочетание шагов, очень техничная и продолжительная часть фламенко, в которой акцент сделан на работе ног, а не рук. Эскабилья имеет свою мелодию, отличную от других секций танца – здесь это продолжительная фальсета.

Беговой вперёд

Скрещенное шассе RFI-LFO

Перетяжка LFO-LFI с переходом в бауэр LFI-RBI

Подсечка

Тройка RBI-RFO

Беговой вперёд

Хореографическая провозка

Игривая флорео, подчеркивающая движение бедер в начале эскобильи.

Корпус танцора помогает исполнению сапатеадо – продолжительных дробных шагов, а сами дроби имеют характер руэт – круговых движений, типа ряда ритмических рисунков, сочетающих разные последовательности коротких и длинных шагов с игрой ритмом.

Подпрыжка вперёд

Зубцовый шаг

1) Крюк LFO-LBO пр/ч (здесь и далее – движение против часовой стрелки)

Подсечка

Широкий шаг

Моухок LBI-RFI

Разворот на ход назад RFI-LBO

Подсечка

Подпрыжка с разворотом на 180°

Зубцовый шаг

2) Скобка RFI-RBO п/ч (здесь и далее – движение по часовой стрелке)

3) Выкрюк RBO-RFO п/ч

4) Крюк RFO-RBO п/ч

Подсечка

Бауэр RFI-LBI

Перетяжка LBI-LBO

Кроссролл LBO-RBO

Дуга RBO

Тройка RBO-RFI

Дуга RFI

Тройка RFI-RBO

Разворот на ход вперёд зубцовым шагом

5) Твизлы 1,5 RFI пр/ч

Перетяжка RBO-RBI

Разворот на ход вперёд RBI-LFO

Петля LFO

Тройка RFI-RBO с переходом в бести-кораблик

Чоктау LBO-RFI

Подпрыжка с зафиксированной хорео-позой

Зубцовый шаг

Шассе LFI-RFO

Джаксон RFO-LBO-RBI-LFI c переходом в кораблик LFI-RBI и разворотом на выезде

Разворот на ход вперёд LBI-RFO

6) Твизлы 1,5 RFO п/ч

7) Петля RBI п/ч

Перетяжка RBI-RBO

Кроссролл RBO-LBO

Зубцовый шаг назад

Эскобилья создает тончайшее кружево, отчеканивая элементы с ювелирной точностью. Руки хотя и не главенствуют в этой части танца, но передают напряжение, любовь, а бедра – чувственность. Танцор каждым движением как будто опьяняет, подчиняет и влюбляет в себя.

В эскобилье, как и в любовной игре, нужна передышка. И вот гитарный проигрыш заканчивается и наступает короткая пауза. Это респирасьон (respiración – дыхание) – остановка, необходимая музыкантам, а, возможно, и танцору. Он может заполнить лакуну активным ремато, с шагами, а может остановиться и сделать пальмас (palmas) – ритмичные хлопки ладонями.

Это один из кульминационных моментов танца, остроты которому добавляет выразительная мимика лица – пелиско (pellizco – изюминка): решительный поворот головы и прямой, дерзкий взгляд. Одно короткое мгновение, не больше секунды, он ждет в напряжении нужного момента, как вибрирующая струна, томящаяся в ожидании прикосновения пальцев музыканта.

Танец близится к финалу, струны гитары ненадолго замолкают под а капелла певца, и наступает время для топао (el topao – закрытие, прикрытие струн), когда танцор делает интересные, экспрессивные маркахе – корпус работает в поворотах и перегибах, а сапатео сменяются выпадами и прыжками. Вновь звучит гитара, добавляя мощи в завершающий ремате.

Циркуль внутрь LBI

Разворот на ход вперёд RBO-LFO

Тройка LFO-LBI

Моухок LBI-RFI

8) Чоктау RFI-LBO пр/ч

Подсечка

Разворот на ход вперёд RBI-LFO

Выпад вперёд

Широкий шаг

9) Чоктау LFI-RBO п/ч

Подсечка

Моухок LBI-RFI

Шассе RFI-LFO

Подпрыжка с риппоном и разворотом на 180°

Разворот на ход вперёд RBO-LFO

Скрещенное шассе RFI-LFO

10) Крюк LFO-LBO пр/ч

11) Выкрюк LBO-LFO пр/ч

12) Петля LFO пр/ч

Скрещенное шассе LFO-RFI

Разворот на ход назад зубцовым шагом

Перетяжка LBI-LBO

Подсечка

Разворот на ход вперёд RBI-LFO

Тройка LFO-LBI

Шассе LBI-RBO

Разворот на ход вперёд RBO-LFO

Черты уровней сложности для дорожки шагов:

1. Обязательная черта:

Количество исполненных шагов и поворотов соответствует критерию «сложность».

2. Вращение в обоих направлениях (направо и налево) с полным поворотом тела (хотя бы 1/3 рисунка в сумме в каждом направлении вращения) +

3. Использование движений тела в течение хотя бы 1/3 рисунка – видимое использование любых движений рук и/или головы и/или торса и/или бедер и/или ног, которые влияют на баланс главной части тела +

4. Две комбинации из 3х сложных поворотов на разных ногах, выполненные с непрерывным движением +

Максимальный уровень дорожки шагов – четвертый.

Страсть и огонь в движении достигают своего апогея. 

2:38–2:42 Беговой вперёд → моухок LFI-RBI → скрещенный шаг → перетяжка LBI-LBO → лутц-кик на 360° → выезд по дуге RBO → подпрыжка с разворотом на 180° → зубцовый шаг при заходе во вращение.

CCoSp (Change of Foot Combination Spin)

Для любого вращения со сменой ноги максимальное число черт, которые можно получить за вращение на одной ноге, равно двум.

Черты сложности, выполняемые во время вращения на правой ноге:

1) Сложный заход во вращение – заход качалкой +

2) Сложная вариация не-базовой позиции (NBP) +

Черты сложности, выполняемые во время вращения на левой ноге:

1) Сложная вариация позиции стоя – стоя прямо (US – одна из трёх категорий сложных вариаций для позиции стоя с прямым корпусом)

При смене ноги ей должна предшествовать и за ней должна следовать позиция вращения с не менее, чем тремя оборотами +

2) Все три базовые позиции – либела, волчок и позиция стоя – исполнены на одной ноге +

Максимальный уровень вращения – четвертый.

Программа завершается эффектным вращением и вскинутыми вверх руками – символ гордости и непокорности.

Las estrellas y la luna,

Ellas me dicen dónde voy.

Лишь луна и звезды

Указывают мне дорогу.

Вторая часть танца окончена.

Затихли аккорды, окончена песня, теперь самое время перевести дух и сделать вывод. Новая короткая программа Нейтана Чена – страстная, динамичная, сочетающая в себе сложнейшие технические элементы с танцевальными «изюминками». Такая программа способна удерживать внимание зрителя от первой до последней секунды и требует от спортсмена невероятной физической подготовки и концентрации. Все это, в сочетании с мощной харизмой, яркой индивидуальностью и огромным талантом, есть у Нейтана. В своей короткой программе он раскрывается перед зрителем с неожиданной стороны, украшает обязательные элементы новыми танцевальными фишками и выдает напоследок яркую и насыщенную дорожку шагов, которую можно по праву назвать кульминацией выступления. И это только начало сезона. Можно справедливо рассчитывать на то, что программа будет развиваться, дорабатываться и еще больше «усаживаться» на спортсмена. Хочется всем фигуристам в это непростое время пожелать новых стартов и возможностей показать зрителям результаты своего труда. Присоединяйтесь к обсуждению в комментариях, и спасибо за внимание!