20 мин.

Гран-При 2015. Этап 3: Cup of China

http://s019.radikal.ru/i629/1511/a6/ed0f0f6bb1b2.jpg

Пропустив, по объективным обстоятельствам, канадский этап Гран-при, который мне удалось посмотреть позже и в урезанном виде, я решила не писать о своих впечатлениях задним числом, памятуя хорошую русскую пословицу о том, что «дорога ложка к обеду». Думаю, что те фигуристы, которые выступали на том этапе, еще не раз дадут мне пищу для размышлений, поэтому я приберегу свою оценку их постановок и их мастерства для других обзоров. А теперь хочется поделиться тем, чем порадовал и огорчил этап, закончившийся в Пекине.

Соревнования открыли танцоры. Очень хорошее впечатление произвел на меня в оба дня соревнований  обаятельный словацкий дуэт Федерика Теста - Лукаш Чоллей: они танцуют с душой, между ними всегда чувствуется незримая ниточка, связывающая их воедино, и их танцы – явный шаг вперед по сравнению с прошлым сезоном,  как с технической точки зрения, так и в том, что касается раскрытия ледовых образов. Их тренеру Роберто Пелиццоле удалось раскрыть индивидуальность фигуристов и создать дуэт, который совсем не потерялся на фоне других, более сильных и именитых дуэтов.

И, напротив, как-то бледно выглядят пока в этом сезоне американцы Кейтлин Хавайек и Жан-Люк Бейкер: их довольно красивый короткий танец на музыку из «Щелкунчика» местами выглядел суетливо, а заключительная поддержка во вращении, похоже, далась с трудом, как партнеру, так и партнерше, которая накануне, как выяснилось впоследствии, где-то отравилась.  Жаль, что им не удалось выступить в произвольном танце: я симпатизирую этому дуэту.

С волнением я ждала выступлений Елены Ильиных и Руслана Жиганшина, понимая, что результаты, показанные ими на турнире в Саранске, представляли собой, мягко говоря, слишком оптимистичную картину. Здесь и турнир иного уровня, и соперники классом несравненно выше.

Короткий танец Лены и Руслана, несмотря на всю свою необычность – выбор музыки, хореографическое воплощение, резко отличающиеся от постановок других пар – мне в целом понравился: в танце была своя изюминка, проявляющаяся в особой раскованности, даже некоторой лихости, с которой ребята влетали в предписанные элементы. Но не ускользнули от глаза некоторые шероховатости, в частности, работа рук Руслана во второй части – кулаки, вскинутые словно в кличе «Но пасаран!» и довольно сумбурные ответные движения рук Лены; и категорически мне не понравилась с эстетической точки зрения поддержка во вращении в конце первой части, слишком явно демонстрирующая «приятные округлости» партнерши.

Лена и Руслан

Произвольный танец на музыку из кинофильма о мексиканской художнице Фриде Кало очень точно ложится на яркую индивидуальность Лены, на ее темперамент, но Руслан, как мне кажется, несколько потерялся на ее фоне. Я не специалист и не могу судить о том, почему у ребят так резко поползли вниз поначалу более-менее приемлемые уровни, но некоторая небрежность в работе ног, неустойчивое равновесие Руслана в первой поддержке были видны, что называется, невооруженным глазом. Тем не менее, танец, на мой взгляд, получился интересным – его хочется смотреть, в нем видно развитие темы и, главное, есть, куда расти исполнителям.

Лена и Руслан

Конечно, главной изюминкой танцевального турнира стала во многом неожиданная дуэль между Мэдисон Чок – Эваном Бэйтсом и Анной Капеллини – Лукой Ланотте. Я говорю «неожиданная», поскольку в прошлом сезоне и начале нынешнего Мэди и Эван приучили нас к тому, что они не только борются за верхнюю ступень пьедестала, но и часто – хоть и не всегда! – выигрывают.

Мне понравились постановки Игорем Шпильбандом обоих танцев этого сезона для Чок и Бэйтса.  Короткий танец, начинающийся вкрадчивым, несколько томным фокстротом и переходящий в нежный, воздушный вальс, украшенный красивыми поддержками, выглядит очень эффектно. Другое дело, что исполнили его на сей раз Мэди и Эван далеко не на пределе своих возможностей, смазав твиззлы и допустив еще несколько неточностей, что позволило арбитрам обойтись с ними непривычно сурово: что-то не припомню, чтобы их дорожка «слетала» когда-нибудь до первого уровня.

Мэди и Эван

В произвольном же танце на музыку Второго концерта Рахманинова (я с удовлетворением отметила, что Шпильбанд взял из нее не самые растиражированные части) Чок и Бэйтс выложились до конца, и он «прозвучал» в полную силу – широкий, раздольный, позволяющий Эвану проявить себя ведущим – роль, которая еще сравнительно недавно была совсем не из его амплуа, – а Мэдисон, изящной и гибкой, как ящерка, отважно влетающей в изумительные по красоте поддержки, предстать воплощением женственности.

Но победителями стали  не они, а Анна Капеллини и Лука Ланотте. Эта пара давно уже входит в число моих любимых, хотя в последнее время удача нечасто оказывалась на их стороне, поэтому результат соревнований меня порадовал. Все танцоры всегда, а в этом сезоне это чувствуется как-то особенно, ищут новые пути воплощения танцевальных тем, многие отходят от привычных канонов, и порой эти поиски заводят фигуристов в какие-то танцевальные «дебри».

А Анна и Лука не стали ничего придумывать из ряда вон выходящего: для короткого танца взяли не заезженную фигуристами музыку из «Веселой вдовы» Легара, надели дивной красоты костюмы и – перенесли зрителей в атмосферу великосветского бала. Танец получился легкий, искрящийся  непоказным весельем, немного озорной и очень идущий ребятам, при этом все заданные элементы были исполнены ими очень здорово, что не замедлило сказаться на результате и вывело их в лидеры.

Анна и Лука

Ну а произвольный танец, на мой взгляд, получился просто на загляденье! Впервые в этом сезоне я получила такое эстетическое удовольствие от танца во всех его испостасях – музыки, постановки, исполнения, костюмов (Анна в этом аспекте, как всегда, вне конкуренции!). Несколько лет назад в репертуаре Капеллини и Ланотте уже был танец на музыку из фильма Феллини «Дорога», также очень удачный, но нынешний, как мне кажется,  не имеет с ним ничего общего – он совершенно иной по атмосфере, по настроению, которое создает, и это явно шаг вперед.

Постановка удивительно подходит Анне и Луке: все их движения выстраиваются в один непрерывный ледовый диалог, который все время идет по нарастающей и создает атмосферу итальянской dolce vita, брызжущей беззаботным весельем. Никаких претензий к ним и по части техники – все исполнено «на ура», а первая поддержка вызывает истинный восторг и красотой, и незаурядностью. Наблюдая за Анной и Лукой, я совершенно забыла о том, что идут соревнования – настолько смелы и раскованны были танцоры, что, сами получая огромное удовольствие от танца, они стократ передавали его и зрителям. Браво, Капеллини и Ланотте! Их победа была бесспорной!

Соревнования женщин заставили поволноваться особенно сильно: в этом году все наши «звездные» фигуристки, кроме Жени Медведевой, испытывают большие трудности вхождения в сезон, поэтому заранее было неспокойно за Лену Радионову и Аню Погорилую.

Волнения, к сожалению, оказались не напрасны. Уже в короткой программе наши девочки были не похожи на самих себя «прошлогоднего разлива». В короткой программе больше наошибалась Леночка: неудачный выезд с тройного лутца, который не позволил ей исполнить каскад с тройным тулупом, наспех собранный каскад тройной риттбергер - тройной тулуп с нечетким выездом и, наконец, апогей неудач – одинарный аксель вместо двойного... Красота постановки, хорошие вращения и прочий антураж, увы,  не имели на этом фоне уже никакого значения.

Лена

Произвольная программа Радионовой на музыку из фильма «Титаник» была исполнена чуть лучше: в ней были целые удачные куски – прекрасный каскад 3Л-3Т в самом начале, не менее впечатляющий 3Ф, а затем – падение с тройного лутца, еще один удачный кусок, где все получалось – и грубая ошибка на тройном риттбергере… И все-таки Лена большая молодец, боролась до конца и вырвала эту такую тяжелую бронзовую медаль!

Лена

Она очень преобразилась внешне по сравнению с прошлым годом: выросла в прелестную юную девушку с великолепными пропорциями – красивыми длинными ногами и ладной фигуркой, иным стало выражение лица. Естественно, та детская непринужденность, которая всегда отличала ее, ушла, но все ее лучшие качества – умение всей душой проживать на льду музыку, гибкость и пластика, умение не сдаваться остались при ней, а значит, обязательно придут и новые успехи.

Аня Погорилая короткую программу, построенную как танец болеро, начала с неудачного каскада: ошибившись в выезде с тройного лутца, она, тем не менее, пошла на тройной тулуп, что в результате привело  к падению. Следующие прыжковые элементы были ею исполнены великолепно – и 3Р, и 2А, казалось, что можно перевести дух – и вдруг ошибка при заходе не вращение…

Как и в случае с Леной Радионовой, художественная сторона интереснейшей по постановке программы ничего не могла решить: Аня пропустила вперед себя американку Кортни Хикс – фигуристку совершенно заурядную по технической оснащенности программ  и не отличающуюся своеобразием стиля. Оставалась надежда, что она сумеет отыграться в день произвольного катания.

«Шахерезада» Римского-Корсакова уже много лет относится к «хитам» фигурного катания и, честно говоря, как и другие, часто исполняемые мелодии, изрядно поднадоела. Однако в случае с Аней это правило не действует: Николай Морозов поставил ей прекрасную программу, в которой она выглядит на редкость органично. Погорилая в ней перевоплощается в Шахерезаду до кончиков пальцев, демонстрируя истинно восточную, мягкую пластику, полную неги, а движения рук, и особенно кистей, поражают своей выразительностью.

Аня

 

Очень нравится мне и костюм Ани – роскошный, но не переходящий границ хорошего вкуса. Жаль, что два падения с прыжков и одно касание рукой при выезде не позволили Анечке побороться за место на пьедестале. Но я нисколько не перестала верить в то, что все вернется «на круги своя» и она еще не раз порадует своих почитателей яркими победами.

А вот на улице поклонников Мао Асады был настоящий праздник: Мао вернулась, и вернулась с победой. Она сделала весомую заявку на нее уже в короткой программе, в которой предстала перед зрителями лукавой, озорной и абсолютно раскованной, умело варьируя ритм музыки и отщелкав, как орешки, все элементы, начиная с лихого тройной акселя. И хотя, при окончательном раскладе, судьи решили, что тройной риттбергер в каскаде и тройной лутц недокручены, все равно ее баллов с лихвой хватило для того, чтобы захватить лидерство.

 

Мао

В произвольной программе Мао, начав с уверенного тройного акселя, тем не менее,  наошибалась вволю. Но я не буду перечислять все ее ошибки, скажу о самой постановке на музыку Пуччини из оперы «Мадам Баттерфляй». Так вот, идея мне кажется безупречной – она настолько подходит Асаде, что даже кажется странным, что ранее эта музыка оставалась вне внимания Мао. На льду она – воплощенная Чио-Чио-сан: красивая, нежная, страстная и трагичная, не желающая верить в то, что ее любовь предана и все-таки вынужденная смириться с неизбежным.

Вся хореография программы подчинена раскрытию образа прекрасной гейши, способной на любовь и самопожертвование. По-кошачьему мягкое скольжение, чистые линии, выразительные руки и, наконец, красивое платье нежно-сиреневого цвета – все это слагаемые успеха произвольной программы Асады.

Ее ближайшая соперница Рика Хонго выступила очень успешно, показала не только уверенное и технически весьма убедительное катание, но и удачные по постановке программы, однако по общему впечатлению, производимому на зрителей, ей все-таки далековато до своей гораздо более титулованной подруги по команде.

Рика

Волею случая в соревнованиях мужчин принимали участие сразу несколько фигуристов, за которых я болела, начиная с Хавьера Фернандеса, который делит мои самые большие симпатии с Юзуру Ханью, и кончая «любимцами второго эшелона», к которым относятся канадец Эладж Бальде, филиппинец Майкл Кристиан Мартинес, русско-китайский представитель Узбекистана Миша Ге и бывший наш соотечественник Иван Ригини (Бариев), выступающий ныне за Италию.

Конечно, желала я удачи нашим Сергею Воронову и Морису Квителашвили и с интересом ждала выступлений всех трех китайцев, от которых можно было ожидать, что они «наведут шороху» на домашнем этапе. Однако, вопреки ожиданиям, все мои «любимцы второго эшелона» в короткой программе устилали лед, словно опавшие осенние листья. К ним же присоединился и Морис Квителашвили, весьма удививший меня заявлением, что собирается исполнить в двух программах 5 (!) четверных прыжков. С трудом могу припомнить чисто выполненный им хотя бы один квад, поэтому его срывы для меня, честно говоря, не стали неожиданностью.

Морис

Свое «валяние» он продолжил в произвольной программе, которая сама по себе очень даже хороша и помогает Морису проявить свою музыкальность и артистизм, но без соответствующей технической составляющей представляет собой весьма жалкое зрелище. Очень жаль, что Морис, по-видимому, обладает таким неприятным для спортсмена качеством, как «минус старт» - хорошо катаясь на тренировках, он не способен показать достойное катание на соревнованиях.

По сравнению с прошлым сезоном наблюдается спад и у Сергея Воронова: обе его программы выглядят «сырыми», абсолютно невкатанными, и создается впечатление, что Сергею они чужды, что он катает их через силу, не испытывая ни малейшего удовольствия от своего катания. Честно говоря, мне обе эти его программы не нравятся  - какие-то они невнятные, не понятно с каким настроением, и музыкальный выбор далек от моего понимания. А костюмы, особенно для произвольной программы, вообще выглядят, на мой вкус,  каким-то абсурдом.

Сергей

Порадовал в произвольном катании Миша Ге. Он впервые в своей карьере попытался исполнить четверной тулуп, хотя и сделал его с ошибкой на приземлении; не удался ему и тройной аксель, в котором он подставил вторую ногу, зато все остальное под прекрасную музыку Шопена было им исполнено с большим вдохновением. Люблю наблюдать за выражением лица Миши во время катания: кажется, что он полностью проникается музыкой, пропускает ее через себя,  и движения рождаются из-под его коньков, словно сами собой. Особенно же мне нравятся его дорожки и вращения.

Майкл Кристиан Мартинес – один из немногих фигуристов, чье катание интересно смотреть даже без квадов: он всегда насыщает свою программу какими-то «фишечками» типа «бауэра» и низкого кораблика, которые прекрасно вписываются в ткань программы, у него хорошие высокие прыжки (жаль, что тройной аксель, на который он заходил из кораблика – очень эффектный трюк!– на сей раз ему не удался), а его вращения, в особенности «бильман», просто вызывают восторг. По душе мне и постановка обеих его программ, идею которых ему удалось донести  до зрителей в полной мере.

Хань Янь, проваливший короткую программу, несколько реабилитировал себя в произвольной, но мне она совершенно не нравится – пожалуй, первая его произвольная за последние годы, вызвавшая у меня такое неприятие. В ней он выглядит на редкость неуклюжим и беспомощным, не знающим, куда деть свои руки-ноги, как будто хореограф с ним совсем не работал.

Новая китайская «звездочка» Боян Цзин, порадовал своей смелостью, с которой он шел на свои квады, большинство из которых в обеих программах ему даже удалось сделать чисто, но с точки зрения хореографии и артистизма он пока не произвел на меня должного впечатления. Что же касается его итогового результата – с ним не поспоришь, да и мальчишка симпатичный, возможно, и войдет со временем в число моих любимцев.

Боян

Несомненным же героем соревнований мужчин стал Хавьер Фернандес, за которого я болела больше всего. В короткой программе он представил на суд зрителей и арбитров, на мой взгляд,  истинный шедевр – «Малагенью» в прекрасном музыкальном переложении Пако де Лусии и Пласидо Доминго. У меня всегда подспудно где-то витал вопрос, почему до сих пор Хавьер не катался под испанскую музыку – ведь кто лучше него, испанца по происхождению, может передать все ее нюансы, перенести на лед испанский характер.

Возможно, что именно сейчас он почувствовал себя полностью созревшим для этой идеи, возможно, для этого сложились еще какие-то предпосылки – неважно, главное – это то, что мы увидели. А увидели мы то, что в двух словах можно выразить так: восторг и упоение! Кажется, кто только не катался под эту музыку, но в исполнении Хавьера она прозвучала так, словно я ее слышала впервые. Программа построена так, что в ней нет ни одного проходного места, она вся идет по восходящей и завершается звонким финальным аккордом. Чуткие, нервные, но при этом отнюдь не лихорадочно-беспорядочные  движения рук, словно ведущих свою мелодию, расставляют нужные акценты в абсолютной гармонии с замысловатыми шагами.

Привычные элементы приобретают новую окраску: как здорово, например, смотрится одно из вращений,  в котором рука Хави вдруг неожиданно поднимается вверх, как стебель растения, тянущийся к солнцу. Описывать словами этот постановочный шедевр – дело неблагодарное. Скажу только, что единственным маленьким недочетом с точки зрения техники был низковатый выезд с четверного сальхова, но Хави устоял на ногах, все же остальное было сделано изумительно!

Отдельного упоминания заслуживает костюм Фернандеса – ровно такой, какой был нужен, чтобы произвести впечатление, но без «архитектурных излишеств», чем порой грешат некоторые фигуристы, выбирающие для воплощения испанскую тему. Ну и излишне говорить о том, что Хавьером была перенесена на лед душа Испании в ее самом убедительном воплощении.

Хави

Совершенно в ином ключе поставлена его произвольная программа с вокалом Фрэнка Синатры, но она тоже, несмотря на допущенные им ошибки, произвела на меня самое благоприятное впечатление. В ней Хави воплощает образ рубахи-парня, весельчака и балагура, перед которым не устоит ни одна красотка. Обе программы Фернандеса хочется смотреть и пересматривать, а это говорит о постановочной удаче и, хочется верить, принесет фигуристу новые успехи.

Ну и, наконец, о парном катании. Наш дуэт Кристина Астахова – Алексей Рогонов в Пекине выглядел лучше, чем на своем первом этапе. Говорить о том, что фигуристы полностью вкатали программы, конечно, еще не приходится, но место, занятое ими сразу вслед за китайскими парами, внушает некоторую надежду на будущее. Мне симпатичен этот  дуэт: по-моему, они нашли друг друга, им комфортно кататься вместе, и программы этого сезона, как короткая, так и произвольная явно не выглядят проходными – в каждой из них есть своя изюминка. Вот только стабильности Кристине и Алексею пока явно не хватает.

Несмотря на ошибки, понравились мне и Любовь Илюшечкина – Дилан Москович. Казалось бы, после распада нежно любимой мной пары Кирстен Мур-Тауэрс – Дилан Москович вряд ли кто-то сможет заменить в ней Кирстен с тем же успехом, какого добивался этот дуэт. Да, пока успехи Илюшечкиной и Московича более скромные, но Люба стала его новым симпатичным лицом, придала паре новый шарм, а все лучшие качества Дилана, умеющего лелеять на льду свою партнершу, остались при нем.

А если судить чисто со спортивной точки зрения, то Люба стала гораздо более уверенна в прыжках и выбросах – ее «ахиллесовой пяте» в паре с Нодари Майсурадзе.  Может быть, она попросту чувствует себя более защищенной рядом с Диланом. Программы у них интересные, и когда ребята обретут стабильность, бороться с ними станет весьма непросто.

Никогда мне не нравился немецкий дуэт Мари Вартман – Аарон ван Клив, ну ни в чем – ни в постановке программ, ни в костюмах, ни даже внешне. Поэтому я была приятно удивлена тем, как преобразилась в лучшую сторону «замухрышка» (как я про себя ее называла) Мари в паре с Рубеном Блуммертом. Пара смотрится вполне презентабельно, и, несмотря на малую скатанность, показывает неплохой уровень мастерства. Так что появился у немцев хороший спортивный дуэт.

Две китайские пары, расположившиеся на 3-м и 4-м местах, блеснули, как всегда своими «коронными номерами» - выбросами и подкрутками, но сказать, что чем-то меня затронули, пока не могу. Пока я, честно говоря, не вижу особой разницы, чем одна из них отличается от другой.

А вот Венцзинь Суй и Кон Хан нравятся мне все больше и больше. Их короткая программа на испанские мотивы, поставленная хореографом Лори Никол, выглядит очень свежо и необычно на фоне всех остальных программ. Единственным мелким техническим недочетом  в ней было касание рукой льда партнершей на приземлении с параллельного тройного тулупа, все же остальное, включая образ, идею программы и ее хореографическое отражение, было на самом высшем уровне.

Суй-Хан

Произвольная программа на музыку из «Самсона и Далилы» Сен-Санса нравится мне не меньше: она выверена до мелочей, прекрасно оформлена хореографически, и все элементы очень органично вплетены в ее ткань. Красивые костюмы фигуристов дополняют общее сильное впечатление, которое, в принципе, не испортили помарка (собственно, почти падение партнерши, оцененное как касание) на выезде с каскада 3Т-2Т-2Т, расхождение в параллельном вращении и недокрут на параллельном тройном сальхове.

Перед Юко Кавагути и Александром Смирновым стояла почти невыполнимая задача – переиграть китайцев на их собственном поле. И они это сделали! Я давно являюсь верной болельщицей этой пары, всегда переживала с ними их неудачи и радовалась их успехам. И, конечно, волнение за них в оба дня соревнований у меня, что называется, зашкаливало.

Мне очень понравилась их новая короткая программа – в ней есть настроение позитива, когда мир открывается тебе со своей лучшей стороны, и как всегда у Тамары Николаевны, найдены те самые единственно возможные элементы, кроме обязательных, которые так украшают программу. И порадовало меня не только то, что все элементы, кроме подкрутки, в которой Саша (впрочем, как почти всегда!) поймал Юко «на грудь», были выполнены превосходно, но и то, что совершенно преобразилась Юко – и не только внешне, но и внутренне: она расковалась, стала улыбаться, словно сбросила с себя тяжкий груз, давивший на нее в последнее время. А то, что за свой тодес и параллельный прыжок ребята получили баллы больше, чем китайцы, вселяло надежду на общий успех.

Юко и Саша

Произвольную программу Кавагути и Смирнова я еще с прошлого сезона воспринимала как безусловный шедевр постановочного гения Тамары Николаевны Москвиной и была очень рада, что ребята оставили ее и в этом году. Как Тамаре Николаевне удается НЕ превратить историю о невозможной, сжигающей душу страсти двух людей, которые не могут быть вместе, в «страсти на болоте», мне не дано понять, но это именно так. Тончайшая грань, отделяющая искусство от китча, не перейдена нигде! Впечатление, остающееся после просмотра катания Юко и Саши – словно после просмотра балетного или оперного спектакля экстра-класса!

Да, эта программа требует безупречного исполнения, иначе ткань ее рвется и она распадается на отдельные куски, но на этот раз и в техническом отношении Юко и Саша были на высоте: единственная помарка  на выезде с четверного выброса ритбергер не смогла смазать впечатления – до мурашек, до дрожи в сердце… То, что звезды сошлись на сей раз в пользу Кавагути и Смирнова  (они выиграли у китайского дуэта благодаря тому, что Суй и Хану сняли один балл за окончание программы после того, как перестала звучать музыка), ничуть не умаляет достижения нашего замечательного дуэта: справедливость восторжествовала, только и всего. И пусть таких ярких побед у Юко и Саши будет впереди еще много!

В целом же итоги для российской сборной заставляют задуматься – всего одно «золото» и две «бронзы», причем, одна из них в том разряде, где в последние годы мы практически не знали себе равных. И все-таки, будем верить в наших фигуристов и желать им успехов!