Блог Дикий, дикий запад

Самый проблемный стадион ЧМ-2018. На песке украли 750 млн рублей

Настоящее болото – не в Петербурге.

Текст впервые опубликован 2 февраля 2018 года. Сегодня, 31 марта, был задержан один из фигурантов дела Зиявудин Магомедов.

Чемпионат мира Калининграду пообещали еще в 2010-м, но следующие пять лет чиновники провели так, словно матчи можно провести в чистом поле. За проект стадиона власти взялись в 2012 году, а стройка началась только в конце 2015-го.

В декабре 2012-го конкурс на подготовку проекта выиграла компания «Мостовик», которая работала над большим ледовым дворцом и санно-бобслейной трассой к Сочи-2014, среди прочих ее проектов выделяется мост на остров Русский во Владивостоке (он изображен на новой купюре 2000 рублей). За проект калининградского стадиона «Мостовику» заплатили 850 миллионов рублей. Первые рендеры были готовы к марту 2013-го, сдать всю документацию надо было к июню 2014-го. Но в апреле «Мостовик» подал заявку на банкротство, и только тогда калининградские власти поняли: есть риск все потерять.Проектировщика и подрядчика начали искать на самом высоком уровне.

«У нас времени нет, в этом вопросе мы должны поставить точку в ноябре. Нужно окончательно определяться: либо строим, либо мы уже ничего не успеваем – тогда проведение матчей в Калининграде ставится под угрозу», – Виталий Мутко был крайне недоволен этой историей. Правда, через пару месяцев Владимир Путин сказал, что никаких перестановок не будет, и министр согласился.

Мутко пытался продвинуть идею о реконструкции старейшего стадиона России («Балтика»), чтобы сэкономить время, но план так и не реализовали – просто не хватало времени.

Тем более ФИФА никогда бы не принял такой стадион: площадь прилегающей к «Балтике» территории – около 9 гектаров, а регламент требует больше 20. Других вариантов не было из-за географической привязки – ФИФА настаивала на строительстве недалеко от центра города.

Проектировщиком и подрядчиком стала компания Crocus Group Араса Агаларова. Компания застраивала остров Русский во Владивостоке к саммиту АТЭС и работала рядом с «Мостовиком» над проектами сочинской олимпиады. Основной бизнес – торговые центры и выставочная недвижимость в Москве («Крокус-Сити», ТРК VEGAS), а еще Агаларов (51-е место в российском рейтинге Forbes, состояние – 1,7 миллиарда долларов) – генподрядчик стадиона к ЧМ в Ростове-на-Дону.

Область отказалась от разработки «Мостовика» на 850 миллионов рублей, Агаларов за новый проект получил 520 миллионов. Начиная с лета 2015 года Мутко почти каждый день напоминал о дедлайнах по началу строительства, но срок каждый раз сдвигался из-за того, что проект почти полгода проходил госэкспертизу. В итоге стройка стартовала не в июле, как планировалось, а лишь в декабре.

Понятно, что Агаларов не мечтал о проблемном проекте, но от предложений правительственного уровня не отказываются. «Тут 50 метров болота. Во всей стране нет столько техники, сколько нужно для такого объема работ», – так он оценил обстановку в интервью Forbes летом 2014-го, когда еще не стал подрядчиком. Через полтора года, когда «Крокус» приступал к работе, Агаларов смягчился: «Место немножко болотистое, но строить можно». Пресс-служба компании на запрос Sports.ru не ответила.

Место, на котором появился стадион, – остров Октябрьский – не самое приятное для крупных строек. До 1946 года он носил название «Ломзе». На прусском это означает «топкая земля».

Кенигсберг (так назывался Калининград до 1946 года) был типичным европейским городом – минимум свободного пространства, минимум площадей, очень плотная застройка. Но на Ломзе немцы, несмотря на удобное расположение острова, практически не строили. Он всегда оставался безжизненным – три-четыре улицы на въезде из центра, а дальше – болотистый пустырь. Максимум, для чего использовалась эта земля, – создание промзоны и складов. Подолгу предприятия тут не держались – как только появлялось более удобное место, сразу переезжали.

При Советском Союзе ситуация, в принципе, не изменилась – новые власти застраивали остров фирменными серыми девятиэтажками, но ограничились теми же тремя-четырьмя улицами. Вынужденно – дома начинали трескаться. «Жить невозможно, наш дом накренился, скоро упадет», – рассказывала одна из местных жительниц журналисту «Комсомольской правды». Дом не упал, но спустя несколько лет после начала строительства, в середине 80-х, от застройки отказались окончательно.

 

Бывший губернатор Калининградской области Николай Цуканов благодаря стадиону планировал наконец-то освоить Остров (так его называют местные). Он пообещал целый микрорайон и несколько новых мостов. Как часто бывает при таких обещаниях, никто не рассчитал, что стройка будет сопряжена с тратами, которые пошатнут даже федеральный бюджет. На совещании Цуканову однажды даже пригрозил Путин – и после этого о микрорайоне тот не заикался.

В итоге только на освоение прилегающей к стадиону территории, которая сейчас из космоса похожа на большой пляж, потратили 2 миллиарда рублей. Большая часть ушла на песок – его завезли для укрепления, но он оказался не того сорта и просел.

Прокуратура заинтересовалась этой историей и выяснила, что занимавшаяся обустройством территории компания «ГлобалЭлектроСервис» (дочка компании «Сумма» бизнесмена Зиявудина Магомедова, 63-е место в списке Forbes, 1,4 миллиарда долларов) присвоила 750 миллионов рублей, поставляя дешевый песок низкого качества.В прошлом году по этому делу арестовали главу дирекции «ГлобалЭлектроСервиса» Хачима Эристова, министра строительства Калининградской области Амира Кушхова и замглавы регионального управления Сергея Трибунского. На днях в розыск объявили бывшего генерального директора компании Эльдара Нагаплова, который успел убежать за границу.

Примечание к графике: огромное количество локальных трат охватить почти невозможно – новости продолжают появляться и сейчас, за 5 месяцев до ЧМ. Например, 2,7 миллиона рублей на демонтаж забора около стадиона.

Проблем хватает и без этого: по ходу строительства рабочие несколько раз бастовали  из-за задержек зарплаты. В последний раз это случилось в конце января.

А VVIP-туалеты – для глав правительств и президента ФИФА Джанни Инфантино – не устроили инспекцию, потому что оказались слишком простыми. Инспекторы направили гневное письмо в оргкомитет, и там спешно пообещали все исправить, а заодно проверить особо важные туалеты на остальных стадионах.

Когда окончательно началась стройка, выяснилось, что забыли положить дренаж. И до сих пор стадион окружает огромное песчаное пространство с такими же огромными (особенно при дожде) лужами.

Так как активная фаза строительства началась с опозданием (в декабре 2015-го), рабочие догоняли график в три смены. И в итоге догнали. Ускорились благодаря новому проекту от «Крокуса»: а) стадион начали собирать из готовых конструкций по принципу лего; б) вместо 45-тысячника с разборными трибунами и раздвижной крышей построили простой стадион на 35 тысяч – кресла убирать не будут, от крыши отказались.

Сама арена к февралю 2018-го готова почти на 95% и наверняка будет сдана в срок, но проблемы вокруг стадиона никуда не пропали.

В 2017 году жителям Острова пришлось помучиться. Оба моста, которые идут туда напрямую с большой земли, закрыли на реконструкцию на несколько месяцев.

На машине можно было выехать только через подъем на Второй эстакадный мост, который делит Остров пополам, а чтобы добраться до этого подъема – нужно было трястись по однополосной грунтовой дороге, которую в дождь регулярно затапливает.

Другая проблема стадиона – местоположение. Пешком от центра идти 40-45 минут, а основные пути общественного транспорта прилично удалены от арены. Ближайшая автобусная остановка – в 2 километрах, большого выбора по направлениям нет – все мосты расположены в западной части.

В восточной части Острова лишь один мост, но он все еще строится и ведет не в центр – и даже обещания властей запустить по нему шаттлы не вызывают понимания. Пешие и велосипедные подходы, которые укладывали на тот же самый песок, почти всегда затоплены.

Ситуацию только ухудшит зона безопасности, установленная вокруг всех стадионов ЧМ-2018 на время турнира. В Калининграде ею признан весь Остров – чтобы попасть домой на машине, местным жителям нужно получить пропуск (но дают его только по регистрации). Если же вы попытаетесь попасть к стадиону на авто как турист, вас просто не пустят.

Власти Калининграда в курсе главной проблемы Острова и занимаются дренажом. Но уже в марте планируется первый тестовый матч: «Газпром» привезет в Калининград «Шальке». Конечно, «Балтика» не соберет сразу 35 тысяч человек, но людям же все равно надо как-то подобраться к стадиону?

Фото: newkaliningrad.ru/Виталий Невар (1,2); Gettyimages.ru/Lars Baron

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.