Здоровье
8 мин.

Страх заболеть раком опасен не меньше самого рака. Масштабная проблема

За последние 30 лет врачи научились не только лечить рак, но и предупреждать его. Смертность от онкологических заболеваний с каждым годом снижается. По статистике, люди чаще умирают от заболеваний сердца, легких, печени, почек. 

Но по непонятным причинам сердечно-сосудистая недостаточность и гепатит многим кажутся не такими страшными, а «рак» до сих пор звучит как приговор. 

Что такое канцерофобия и как понять, что страх стал патологическим

Канцерофобия – это иррациональный страх заболеть раком. В случае с ней тревога может накрывать внезапно, как при панической атаке. А может нарастать медленно, годами, мешая работать и жить. 

Поводом испугаться может стать все, что связано с темой рака: семейная история, услышанный разговор, новость о знакомом с таким диагнозом или очередная громкая публикация в медиа. Иногда повода и вовсе может не быть: тревога просто приходит.

При этом бояться заболеть – нормально, это обоснованный, естественный страх. Проблемы начинаются, когда он мешает жить и заставляет постоянно тревожиться о здоровье.

О канцерофобии заговорили сравнительно недавно. Еще в прошлом веке продолжительность жизни была недостаточно высока, чтобы всерьез задумываться о появлении онкологического заболевания. Люди чаще не доживали до рака, а умирали от инфицированных ран и запущенной простуды. 

С появлением антибиотиков продолжительность жизни увеличилась, инфекции отошли на второй план. И началась «эра канцерофобии» – сейчас от 25 до 50% людей обеспокоены тем, что у них обнаружат злокачественную опухоль. 

Характерные признаки канцерофобии:

  • тревога, связанная с вероятностью заболеть раком, есть всегда или возникает при упоминании болезни;

  • мысли о раке и страх перед ним вызывают сильный эмоциональный стресс, который сказывается на образе жизни, психическом и физическом здоровье;

  • беспокойство, вызванное вероятностью заболеть, длится более четырех месяцев;

  • других заболеваний или состояний, которые могли бы быть причиной повышенной тревожности, нет.

Канцерофобия может проявляться двумя крайностями: гипертревожностью и показным «пофигизмом». В первом случае человек сильно беспокоится о здоровье, проходит многочисленные обследования, которые его успокаивают, но ненадолго. Он ищет симптомы, ходит по врачам, много читает и обычно пугается еще больше.

Во втором – человек ярко и демонстративно избегает темы болезней в целом и особенно рака. Обычно такие люди не ходят к докторам, не проходят профилактические обследования и стараются «справиться сами». 

Как и почему возникает навязчивый страх заболеть

От 20% до 30% женщин из-за переживаний откладывают поход к врачу более чем на три месяца после появления первых симптомов рака груди. 

При этом эффективность лечения во многом зависит от стадии, на которой обнаружена опухоль. Вероятность положительного исхода терапии, начатой на первой стадии, приближается к 100%, а на третьей – не более 70%. 

Но почему возникает страх?

Точного ответа у ученых нет, есть гипотезы. Считается, что рак, в отличие от других болезней, может вызывать особенное беспокойство, потому что во многих случаях ассоциируется со страданием и болью. 

Людей пугает не сама смерть, а то, какой она будет. Потеря контроля над своим телом и долгая, болезненная терапия, слабость – Американское общество клинической онкологии (ASCO) подтверждает, что это одни из основных причин канцерофобии. 

Также в качестве факторов страха были названы предполагаемые изменения в образе жизни, с которыми придется столкнуться во время болезни, и возможные финансовые проблемы. 

В исследованиях Пенсильванского университета обнаружилось, что очень важный аспект канцерофобии – еще и наша эмпатичность. Сопереживание другим заставляет бояться и за себя тоже, как бы примерять болезнь на собственную жизнь. И если вероятность встретиться с раком в реальной жизни еще может быть низкой, то пропустить хотя бы один фильм с его участием практически невозможно. А это подпитывает страх.

Популярные фильмы только ухудшают ситуацию с канцерофобией

Мерил Стрип, Джек Николсон, Бенедикт Камбербэтч – почти у всех актеров A-листа есть хотя бы один фильм, в котором они сражаются с раком. А мы в свою очередь злимся, надеемся и скорбим вместе с ними. И боимся, конечно, тоже. При этом для художественных картин документальность или хотя бы правдоподобность совсем необязательны

Например, самый популярный у киношников тип онкологии – это рак головного мозга. Но за 2025 год опухоли мозга и нервной системы заняли только 1,2% от всех впервые диагностированных онкологических заболеваний.  

Особенности протекания болезни и терапии, показанной в кино, зачастую тоже далеки от реальности. Но режиссеры знают, чем ярче и агрессивнее удастся изобразить рак, тем больше ответных эмоций вызовет картина.

Доктор Шарлотта Вринтен с коллегами из Департамента здравоохранения и эпидемиологии Великобритании считает, что канцерофобия в обществе связана с персонификацией рака. Это значит, что мы воспринимаем его не как заболевание или явление, а как личность, «врага», который целенаправленно хочет нанести вред. Этот враг жесток, непредсказуем и неуязвим. Его цель – затаиться в теле и неожиданно напасть.

Подобное восприятие болезни могло бы мотивировать чаще обследоваться, чтобы вовремя ее выявить и уничтожить. Однако исследование Шарлотты показало, что страх перед самим заболеванием так же, как и страх перед терапией, внушает бессилие и нежелание бороться.

Похожие результаты были получены группой ученых из Вашингтонского университета. Они следили за временем, в течение которого люди с диагностированным раком легких возвращались в клинику для получения терапии. Почти в половине случаев исследуемые из-за страха откладывали прием у врача, затормаживая лечение.

И здесь мы подбираемся к главной проблеме канцерофобии. Сильный страх перед чем-либо обычно вызван опасностью, угрозой здоровью или жизни. В большинстве случаев это заставляет нас вполне благоразумно избегать первопричину страха. Таковы уж наши эволюционные механизмы: боимся высоты, потому что не умеем летать, а змей – потому что они могут быть ядовитыми.

Но если с высотой и опасными животными страх полезен, то в случае с диагностикой рака – только вредит.

Из-за канцерофобии люди поздно обращаются к врачу. И это большая проблема

Врачи могут определить тип и местоположение опухоли на ранних стадиях, у них есть десятки способов, чтобы разрушить раковые клетки и вернуть человеку привычное качество жизни. 

Предрасположенность к некоторым видам рака, например, к определенным вариантам рака груди, можно оценить с помощью генетического теста. Несмотря на это, страх вокруг онкологических заболеваний никуда не уходит.  

Дискомфорт и иррациональный страх, связанные с мыслями о раке, заставляют людей вести себя по-разному: одни днем и ночью прислушиваются к сигналам тела и выискивают неполадки, сверяясь с интернетом, а освободившиеся деньги тратят на бессмысленные онко-чекапы и МРТ всего тела; другие – игнорируют симптомы до последнего. 

В таких случаях, действительно, страх хуже болезни. И его обязательно нужно лечить. 

Справиться с канцерофобией самостоятельно довольно трудно, обычно нужна помощь психотерапевта. Если нет возможности платить, можно обратиться на горячую линию. Например, служба помощи «Ясное утро» бесплатно консультирует по вопросам онкопрофилактики и тревоги.

Если ситуация не слишком запущенная, можно попробовать справиться своими силами. Для этого стоит оценить риски, знать «красные флаги» и ни в коем случае не гуглить, если со здоровьем что-то не так.

Страх становится сильнее, когда мы не понимаем, чего боимся. Чтобы понимать индивидуальный риск, нужно сходить к врачу: он поможет оценить вероятность заболеть – по возрасту, образу жизни, наследственности и другим факторам. И расскажет, что можно сделать, чтобы этот риск снизить.

Кроме того, важно знать так называемые красные флаги – сигналы, с которыми стоит немедленно идти к врачу:

  • резкое похудение без причины,

  • потеря аппетита,

  • ночная потливость,

  • кровь в моче и кале,

  • беспричинная температура.

«Рак беспокоит, когда уже четвертая стадия. У меня была третья». Открытое письмо Александра Тарханова

И, наверное, самое важное, что помогает не подпитывать канцерофобию – не гуглить симптомы и их причины. Даже сайты с качественным медицинским контентом могут напугать, если читать их без подготовки. Статья не заменит врача, а тревогу только усилит. Если что-то действительно беспокоит, обратитесь за помощью к специалисту.

***

Страх рака часто связан с ощущением беспомощности: кажется, что от нас ничего не зависит. Но это не так. Есть вещи, которые действительно снижают риск заболевания и возвращают контроль.

Отказ от курения, алкоголя, регулярная физическая активность, разнообразное питание и контроль стресса – все это действительно снижает вероятность заболеть раком и многими другими заболеваниями. Эффективность ЗОЖ доказана сотнями научных исследований.

Вакцинация тоже важна. Так, прививка от вируса папилломы человека (ВПЧ) доказанно снижает риск рака шейки матки у женщин, а прививка от гепатита B защищает от рака печени. Это простые и доступные меры, которые точно работают.

Правильный чекап: что проверять в 30, 40, 50 лет, чтобы сохранить здоровье

Больше о медицине и здоровом образе жизни – в разделе «Здоровье»

Читать телеграм-канал Спортса’’ о здоровье

Фото: unsplash.com/Kostiantyn Usatenko, Olga Kononenko, Sasun Bughdaryan, Liana S, Hoi An and Da Nang; East News/Allpix Press/East News