5 мин.

Слепое место. (Не)определяющее значение Б. для сборной Г.

Группа голландцев на ЧМ сразу и безоговорочно получила статус смертельной. Однако запах смерти, скорее, раздаётся в другой похожей группе - с Уругваем, Италией и Англией. Вот там точно кто-то издохнет, как издала свои последние слабые выдохи без вдохов Голландия на Евро-2012 - рациональный монстр, обречённый на гибель в мире снов о будущем и прошлом. Словно фонарик она разогнала тьму настоящего на полтора шага вокруг себя, пока не кончился тщедушный заряд батарейки.

Нынешнюю группу голландцев стоило бы назвать группой убийства, группой аварийного прекращения жизнедеятельности. И главный кандидат на убиение, если не считать ходячий труп Австралии - юная сборная ван Гала. Не самая юная по цифрам, но, поправьте меня, самая юная по духу. Опытны тут нападающие, да и те, как мне кажется, не заматеревшие, капризные - ну, допустим, это фундаментальное в этой сборной, её каменная башка. Под ней глиняное тело, эскиз.

В ходе квалификации на турнир ван Гал сделал две ставки, которые отличили его от предшественника - не успевшего, хотя вроде бы и не сильно хотевшего их делать. Стротман как объединяющий элемент в центре поля и Фейеноорд как источник сыгранности в защите. Стротман был так важен не потому, что он стремительно восходил звездой - причём в зрелом возрасте, чего трагично не хватает другим выходцам Микки Маус-лиги (местный самоуничижительный лексикон, почему-то тоже американский) - а потому, что он сочетает в себе созидание и разрушение на очень высоком уровне, то есть находится на переднем фронте тактической войны.

С защитой Луи последовательно решил отталкиваться от наработанного в клубе из Роттердама. Никто, на самом деле, не использует этот ресурс - частичную подмену межнационального клубным - должным образом из-за хаотичности футбольного рынка, а ведь на нём строились самые мощные потенциалы в истории. Венгры 50-х, голландцы 70-х, современные испанцы. В этом, я думаю, была (и пока есть) сила итальянцев, несколько рассеявшаяся из-за тактической несовместимости Конте и Пранделли.

Модель ван Гала была условно совместимой с роттердамской практикой Кумана, если вычесть пренебрежение контролем мяча, пока в один момент - в самый разгар размышлений ван Гала о долгосрочной травме Стротмана (натурально, в один день с травмой) - Куман не решился модифицировать свою забуксовавшую выездную модель в дикую, вопиющую на грани ереси для голландских земель 5-3-2, "итальянку". Несмотря на успех операции (2:0 против крепкого Гронингена), Куман вернулся к "итальянке" лишь спустя пять туров, чтобы совладать с индивидуальной опасностью игроков ПСВ (снова 2:0 в гостях). Куману мешала метущаяся по флангу фигура отменного Ж.-П. Боэтьюса, которого приходилось сажать в запас. После успеха с ПСВ он всё-таки попробовал "итальянку" в следующем домашнем матче и вынужден был отказаться от неё по прошествии тайма (1:1 с Камбюром, в итоге 5:1). Вот и весь экспериментальный путь, пройденный новой схемой.

Перенимая промелькнувшее на закате сезона построение, ван Гал, потеряв шар здоровья в одной руке (Стротман), добровольно отказывается от шара в другой. Ценность в непривычной расстановке, например, Рона Влаара, до поездки в АПЛ семь лет проведшего в центре обороны Фейеноорда, заметно снижается. Во имя чего это сделано, после двух очень успешных лет подготовки? Маниакальный ван Гал, издавна мечтавший о победе на ЧМ, дабы доказать своё превосходство, готов разменять свой единственный шанс на подготовку сырья для будущих наставников? Я возвращаюсь к аварийной группе.

Тренер-инноватор, ван Гал, в возрасте за 60 впервые оказавшись на некогда вожделенном турнире, окружён радикальными продолжениями собственных идей - Испания посредством Барселоны и Чили посредством бешеного фундамента Бьелсы бьют его всем тем, чем собирался биться он, только хлестче, резче и чётче. Старичку надо изобретать на месте, в углу, куда его загнали. Ну, ван Гал надменно скривил губы, изобретает, чё. И в этом деле что 5-3-2, что 4-3-1-2, сенсационно предложенные им накануне самого ответственного старта в его жизни, занимаются решением одной известной задачи.

Многие убеждены, что единственный шанс голландцев состоит в том, чтобы ван Перси и Роббен встали в день матчей, как обычно, с левой ноги и не повредили её. Это правда. Дальше взгляд уверенно цепляется за Снейдера, который тоже получает избавление от грехов и разрешение на ношение проникающего паса в целях самообороны. Я уверен, что это отвлекающий манёвр.

С тех пор, как футбол столкнулся с проблемой перенаселения квадратного метра поля - картина, где двадцать игроков спрессованы в 25-метровую колбасу может считаться первичным половым признаком футбола 00-х - самые выдающиеся его особи, видевшие события затылком и чувствовавшие печенью, начали стремительно вымирать. Художники, способные повернуть судьбу матча одним касанием или даже ложным намерением прикоснуться к мячу, оставались голодными до полного изнеможения. Их лишили воздуха. Самой важной задачей для тренеров стало найти способ спрятать творца на поле. Расщепить, переодеть в нищего.

Как, скажем, могучая Германия пропустила вперёд Италию на Евро-2012? Тренер Лёв испугался секунд на размышления Пирло и бросил к нему похитителя времени (Крооса), нарушив баланс собственной команды. А роль Пирло взял на время на себя Монтоливо.

В сущности, об этом и речь. Внимание соперника будет сосредоточено на Снейдере, а решающую роль сыграет кто-то другой, если, конечно, сыграет. Кто?

Ван Гал признаётся дотошливой голландской прессе, что потеряв Стротмана, он первым делом подумал о его прямой замене на Блинда. Блинд целый сезон провёл, привыкая снова, как в юности, дёргать нити из глубины полузащиты и преуспел до признания лучшим игроком Эредивизи. На ум приходит неожиданная трансформация Лама из крайнего защитника в опорника у Гвардиолы, но там, где Гвардиола усмотрел что-то одному ему легкодоступное, извращаясь над лучшим исполнителем в своём амплуа, де Бур в Аяксе отказывался признавать то, что имело под собой эмпирическое обоснование.

Блинд - золотой мальчик без особых надежд, сын главного тренера сборной Голландии на следующем ЧМ - несколько лет мучался беготнёй на фланге защиты, выслушивая свист фанатов, пока, наконец, не плюнул и не освоил то, к чему не был предназначен. Поэтому легко обмануться, наблюдая за его неприметным пыхтением. И теперь ван Гал не готов расставаться с единственным левым защитником, который его устраивает.

Новые расстановки являются реконструкцией позиции Блинда. Под ним располагается реальный защитник (Мартинс Инди), над ним носится реальный вингер (Роббен) с высокой степенью свободы передвижений, он совсем не зеркален напарнику справа (Янмаат). Блинд становится слепым пятном этой команды, который может появиться или не появиться в поле зрения.

С тех пор, как исчезли классические плеймейкеры, мы наблюдали разные способы спрятать их наследников на поле, и ван Гал имеет шанс предложить самый неприметный вариант из возможных.