22 мин.

Интервью Марка Арнелла

Интервью Марка Арнелла, фитнесс-тренера и терапевта, который раньше работал с Микой Хаккиненом, а сейчас работает с Кими Райкконеном.

ф1

Я никогда не думал, что попаду в Формулу 1 и буду там работать, я даже не смотрел все гонки по ТВ. Я работал в спорт центре при университете персональным тренером, преподавал аэробику женщинам, я занимался разными вещами учил людей кататься на лыжах, скалолазанию. Один человек, который пришел на мой урок по скалолазанию начал интересоваться моей работой здесь, чем именно я занимаюсь - я рассказал, что это моя основная работа, спортивные тренировки, спортивные массаж и другие вещи. Он сказал, слушай я работаю в Макларен, и нам нужен тот кто сможет быть тренером по физ. подготовке для гонщика, делать массаж и так далее, может тебя это заинтересует? Не скажу, что меня это сразу заинтересовало, у меня были другие занятия которые приносили мне удовольствие, но потом я встретил Мику Хаккинена в Лондоне, я тогда должен был работать с Дэвидом, и также получилось поработать с Микой.

Потом мы улетели в Австралию на первую гонку, я хотел посмотреть как это работать в Ф1. Затем я сопровождал их на гонках и на тестах, но работал с ними не все время. На первых трех гонках я работал с Дэвидом - Австралия, Бразилия и Аргентина, потом мы вернулись в Европу - в Имолу. Я заблудился и не сразу нашел отель, так как был в Имоле впервые, в первую очередь я поработал с Дэвидом, а потом постучал в дверь к Мике - он открыл ее и сказал - Ты опоздал - закрыл дверь у меня перед носом. После этот инцидента, примерно через недели две  Мика попросил меня стать его тренером. Это была перемена в жизни - стать персональным тренером для гонщика, а не просто физиотерапевтом для гонщиков. Я вспоминаю, еще до моей работы в Ф1, я был дома лежал на диване и смотрел гонку, и увидел титр и подумал - Боже, как это читается "Хаккккинен", как это можно произнести и вот 8 месяцев спустя я работал с ним и жил в соседней комнате. Как быстро все меняется и как резко.

Мне очень повезло работать с двумя великими гонщиками, у них обоих большой талант. Но они очень разные. Мика  более думающий (ментальный) гонщик. Перед квалификацией мы возвращались в моторхоум, закрывали двери, и он садился и принимал позу гонщика в болиде, в темноте и он описывал мне свой идеальный круг, говорил обо всем о прохождении поворотов, переключение передач, скорости, точках торможения и уже после финиша этого воображаемого круга он говорил мне свое квалификационное время которое у него будет. И в девяти случаях из десяти он не ошибался. Иногда он сидел в машине и начинал что-то считать в уме, потом подзывал меня и говорил я могу улучшить свое время на три десятки, затем проезжал круг и улучшал свое время на три десятых секунды.Самый лучший момент в моей карьере в Ф1, то что я вижу как победы так неудачи гонщиков с которыми работал. Оба гонщика выиграли  чемпионат мира, оба были близки чтобы выиграть титул чемпиона  и у обоих были машины на которых нельзя никогда было выиграть чемпионат. И проходя все эти этапы карьеры вместе с ними, меня многому это научило. И я думаю для гонщика если вы работает с теми кто никогда не станет первыми, то это очень трудно и и вы чувствуете себя не очень хорошо, так как все мечтают стать чемпионом мира, это их цель, именно потом они здесь выступают. Если ты пилотируешь машину на которой можно иногда, если повезет, набирать очки - как это отражается на твоей психике.

Я пришел в Формулу 1 в  1997 с Микой и мы прошли этот этап в карьере, в 1998 году машина была фантастической и Мика понимал, что на этой машине можно выиграть чемпионат. И эта ситуация создает дополнительное давление на гонщика, на всю команду. Это был потрясающий год, да со взлетами и падениями, машина не всегда финишировала. Феррари очень прибавила под конец сезона. Было очень много различных эмоций в тот сезон. Ты выигрываешь гонки - чувствуешь радость, ты лидируешь в гонке и сходишь из-за проблем - и сразу думаешь как же так я же мог выиграть, набрать много очков. И когда все решается в последней гонки в сезоне невозможно придумать более захватывающий момент. Именно такой должна быть борьба за титул чемпиона по моему мнению, сумасшедшая, непредсказуемая и в конце ты или выигрываешь или проигрываешь. Я помню и другие эмоции, которые связанные с Микой в  1999 году, происшествие, которое видели все мы потом долго еще обсуждали то, что случилось. Кими немного другой - прошла ли гонка хорошо или плохо - все гонка закончилась, он ничего не может изменить, он быстро выбрасывает эти мысли из головы и концентрируется на следующей гонке. С Микой было немного по другому он вспоминал прошлую гонку, размышлял мог он что-то сделать по другому, лучше. Но все они похожи - Мика, Кими и Себастьян.

 Мы играли в бадминтон с Себастьяном, но раньше за долго до этого я играл в бадминтон с Кими, который практически не имел навыков этой игры. И у них у обоих было большое желание побеждать. У меня есть друг профессиональный бадминтонист, он выступал на Олимпийских Играх и я много играл с ним, всегда лучше играть с тем кто лучше тебя, ведь так ты быстрее учишься. Мы были в компании Кими и его друзей, и Кими сказал давайте поиграем в бадминтон, Кими очень умен, тогда мы играли в первый раз и он сказал одному из своих друзей - ты сначала поиграй с Марком  - он хотел посмотреть как я играю. И после того как он понаблюдал за мной, мы сыграли и я выиграл у него, потому что я намного дольше играл в бадминтон, чем он. Кими был полон решимости играть все лучше и лучше и так выходило, чем больше мы играли тем сильнее он становился и в какой-то момент я не смог у него выиграть. Кими такой человек, который хочет достигнут определенного уровня чтобы быть конкурентноспособным.  И потом мы играли с Себастьяном в первый раз, мы были вместе и предложили ему сыграть, до этого он не играл в бадминтон  и мы оба просто уничтожили его. У него не было никакого опыта. У Кими была Феррари Энцо и он сказал Себу, если ты меня обыграешь ты получишь эту машину и они играли очень очень долго, потому что Себастьян очень хотел выиграть эту машину и вообще победить. Потом некоторое время мы не играли с ним, и когда в следующий раз начали играть, он играл намного лучше, так как он тренировался очень сильно и он смог выиграть. И сейчас когда мы играем вместе в бадминтон мы все находимся на одном уровне и нельзя сказать кто точно выиграет.То, что меня впечатляет в них обоих, это то, что они начали на низком уровне, но они не хотели там оставаться и они хотели выигрывать и потому много тренировались чтобы с прогрессировать и выйти на хороший уровень. Это способность учиться в любой ситуации и они постоянно учатся, они ищут предел машины на каждом круге, как быстро я могу пройти этот поворот, с какой скоростью я могу справится. И когда они находят предел они адаптируются.

Очень важно во время тренировок получать удовольствие и веселится вместе с гонщиком, предлагать интересные  упражнения, так как если тренировка проходит скучно, то ты не можешь проводить  в спорт зале по несколько часов, особенно если ты работаешь с кем-то на протяжении 13 лет. Ты должен предлагать разнообразные вещи и упражнения. И лучше не тренироваться постоянно в зале, Кими может работать где-то 5-6 часов на открытом воздухе, над балансом, над своими мышцами, в спорт зале он бы сделал намного меньше работы и в спортзале скучно. Мы пробуем разные вещи в тренировках, мы занимаемся восхождениями потому что это хорошо для гибкости и для концентрации, потому что если ты станешь думать, что ты ел на завтрак ты сорвешься. Все эти упражнения мы пытаемся совместить чтобы было не скучно, но также надо помнить какую цель вы преследуете  и как этого добиться.

В любом профессиональном спорте важны детали. Если ты игрок в регби ты идешь тренируешься на поле для регби, если ты футболист ты тренируешься на футбольном поле, в Формуле 1 все по другому ты не можешь скопировать, то что происходит на трассе, очень сложно воспроизвести перегрузки в G. У нас есть специальные упражнения и специальные оборудование на котором мы тренируем мышцы шеи, где мы можем одеть шлем. Но мы никогда не сможем воспроизвести  нагрузки в 3,5 и 4 G. И это очень трудный момент. И Вы не можете воспроизвести то, что происходит с телом когда гонщик попадает в аварию, можно лишь подготовит к этому тело гонщика. Так что в Формуле 1 нельзя тренироваться в тех условиях, которые есть во время гонок.

Я скажу, что тесты  изменились с того времени как я пришел в Ф1. В 1997 году все было предельно ясно: тесты, гонка, тесты, гонка, тесты, гонка и так весь год. На каждом гоночном уик энде мы проводили тестирование. Кими спрашивал - Марк, зачем мы это делаем? Я помню 10-14 дней тестов в Барселоне, тестирование технических новинок, тестирование шин, и я должен был тоже находится на тестах. Сейчас тесты жестко ограничены, это делает путешествия легче, люди меньше устают. Для гонщика очень сложен такой график работы - тесты, гонка, тесты гонка. У тебя должно быть четкое расписание, также надо находит время для отдыха это очень важно для того чтобы восстановиться психологически.

Если посмотреть на всю картину в целом, сколько гонщик проезжает километров на машине, сейчас он проезжает намного меньше из-за ограничений на тесты. Раньше ты мог использовать предсезонные тесты для того чтобы вернуться в нужное физическое состояние. Я помню в конце сезона мышцы на шеи у Мики были твердыми и крепкими, но после зимних месяцев кожа на шее обвисала как у щенка и после первых трех четырех дней предсезонных тестов мышцы опять были в тонусе, потому что они работали. Если Вы посмотрите на машину, сейчас меньше прижимной силы, меньше перегрузок в поворотах. Я говорил с Кими на эту тему - сравнения пилотирование болида сейчас и в прошлом. В начале гонки полные баки делают машина на 2-3 секунды медленнее, особенно медленнее по сравнению с квалификацией. Сейчас ты просто ведешь машину, а не проходишь каждый круг гонки в квалификационном темпе, как это было раньше. Сейчас тренировка мышц шеи уже не так важна как в прошлом, так нагрузки стали меньше и раньше как бы ты не тренировал мышцы шеи во время зимнего перерыва на первых тестах сезона они все равно были не в тонусе, сейчас все намного проще и проблем с мышцами шеи не возникает на первых тестах в сезоне. Так что со стороны тренера по физ подготовке стало легче в этом аспекте. Команда никогда не говорила мне - эй, что происходит, что ты делаешь, нам нужно вот это и это. Единственная вещь которая их интересует какой будет вес у гонщика, чем меньше он тем лучше для команды. Они очень стараются сделать машина как можно меньше весом так как существует лимит. Так что если гонщик будет весить немного это сделает их жизнь легче. Много разговоров об этом. Но с инженерной точки зрения они смотрят на вес, с тренерской точки зрения ты смотришь на выступления гонщика и ты не хочешь идти на компромисс и жертвовать хорошими выступлениями гонщика ради уменьшения его мускулатуры и веса.

С Кими нам пришлось прекратить делать силовые упражнения, потому что Кими очень быстро набирает мышечную массу. И этого нельзя допустить, так как машина будет весит больше и он потеряет некоторое время на круге. И мы изменили программу тренировок, стало очень много кардио упражнений, упражнений направленных на снижения жировых клеток в организме и ты также должен быть уверен, что вес остается стабильным. Я бы сказал, что идеальный вес Кими немного больше, чем тот который есть сейчас. Контроль над мышечной массой помогает все держать в стабильном состоянии. Это очень тонкая грань: быть достаточно сильным чтобы переносить нагрузки и пилотировать хорошо машину, но при этом быть настолько легким насколько возможно - это всегда компромисс.

Все, что я хочу от гонщика с которым работаю, чтобы он  был сосредоточен только на пилотировании машины. С моей стороны когда мы едем на очередной гоночный уик энд - я один знаю каким самолетом мы летим, как добраться до отеля, какой транспорт нам нужен, кто нас встретит, в какое время нам надо приехать на трассу. У меня есть график встреч с прессой на весь гоночный уик энд. И я говорю Кими - вот это мы должны сделать в первую очередь, в это время мы должны приехать на трассу. Если мы уже в отеле, я проверяю есть ли у нас все необходимое, готов ли транспорт чтобы приехать на трассу, готовы ли наши пропуска. Кими просто отправляет мне сообщение - Когда нам нужно выходить из отеля? Ты должен думать обо всех этих вещах. Также я слежу, чтобы его вещи были уже в отеле когда мы туда приедем, я должен быть уверен, что Кими находится в правильном месте в нужное время. На протяжении всего гоночного уик энда я слежу за его вещами, например, за шлемами, за гоночной одеждой. У Кими особое отношение к гоночным перчаткам и гоночной обуви. Я нашу их все время с собой. Они всегда в моей сумке, я никогда не сдаю их в багаж в самолете, чтобы ни в коем случае они не потерялись. Кими любит свои любимые перчатки и ботинки, потому что в них ему комфортно и он не хочет одевать новые пары на каждую гонку.

Также я слежу за питанием Кими и всегда общаюсь с поварами на кухне. Кими должен знать какие есть продукты и что он может заказать. В течении прошедших лет мы узнали его вкусы и стараемся дать ему то, что он хочет на протяжении всего уик энда. Вечером мы возвращаемся вместе в отель, заказываем еду в номер или идем в ресторан, если он есть. Ужинаем вместе, я делаю ему массаж если нужно. Мы можем пойти по плавать, это помогает восстановить силы. И как я говорю, это совсем не так, что мы приезжаем в отель и сразу идем спать. Мы делаем те вещи которые нужны, иногда мы ужинаем вместе иногда нет, иногда мы работаем с инженерами иногда нет, зависит от ситуации. Мы имеем четкую и постоянную программу на каждый гоночный уик энд. В ней расписано когда у нас время для прессы, когда у нас командный брифинг, в какое время Кими должен быть готов, когда у нас начало соревнований, в какое время мы уезжаем с трассы.Я также общаюсь с пресс службой команды, чтобы знать, что Кими должен делать и в какое время. Я взаимодействую с Кими и с ними чтобы быть уверенным, что Кими находится в правильном месте в нужное время, чтобы люди через каждые пять минут не заглядывали в его комнату и не отвлекали его. Вся нужна информация идет через меня. Кими любит, чтобы у него было личное пространство и время для себя, он не хочет чтобы вокруг него было много людей, которые говорили ему, что он должен делать. Я думаю вопросы прессы во время гоночного уик энда иногда бывают очень, как бы лучше сказать, одинаковыми. Потому что когда ты берешь интервью тет-а-тет ты можешь задать те вопросы, которые хочешь, но если ты вместе с другими журналистами ты задаешь вопросы на общие темы. Когда-то Мике задали глупый вопрос и он вышел из себя. Его спросили хотите ли Вы выиграть чемпионат мира. Как Вы можете задавать такие вопросы, конечно, мой ответ "да", что я еще могу сказать, это же очевидно.

Для меня, не важно кого ты тренируешь главное добиться максимума, чтобы ваше сотрудничество было глубоким и плодотворным. Фундаментальные упражнения очень важны, без них нельзя, ты должен их выполнять. И Кими потрясающий в этом, он делает все что нужно, он тренируется очень жестко. И он никогда не сдается какое бы упражнение и на каких тренажерах мы не делали, я помню мы делали интервальные упражнения на тренажере, ему было очень тяжело, но он не останавливался, а продолжать работать и работать. Так что тренировать его - это фантастика. Я говорю - вот это ты должен сделать и он делает это на максимуме возможностей, работает как сумасшедший и выполняет все, что ему сказали. У меня никогда не было никаких проблем с этим. Я начал его тренировать когда он только пришел в Формулу 1, и тренировки изменились с того времени так как машины меняются, регламент меняется и сами тренировки совершенствуются в том как мы можем делать разные упражнения, с помощью чего, границы раздвинулись и мы адаптируемся к этому.Кими хочет выигрывать и точка. Он любит то, чем занимается, он любит пилотировать машину так быстро как может, выжимать все 100%. Если у машины какие-то проблемы, например с тормозами, конечно он расстраивается. Потому что он хочет пилотировать машину на пределе, так быстро как он может. Он много работает с инженерами над настройками машины, чтобы сделать машину быстрее.

Я думаю, то впечатление которое он производит на окружающих, что ему на все наплевать, абсолютно ошибочное. Ему не все равно - это точно. И если он не получает удовольствие от того, что делает, если ему это не нравится, он прекращает этим заниматься. Не может быть никаких сомнений в этом. Гонки - это его страсть. Он хочет это делать так хорошо как только возможно и он очень много работает над собой. И впечатление, которое он производит "как будто ему на все плевать" совершенно неправильное, я вижу то, что происходит внутри, я вижу как он старается, какой он целеустремленный и как он хочет выигрывать. То, что Вы видите во время гоночного уик энда или Вам кажется, что видите, это то, что он хочет чтобы Вы увидели. Он бы хотел оставаться анонимом если бы мог. Если бы у него была возможность быть в паддоке в шлеме, чтобы не было видно его лица, так бы он и делал. Он просто хочет приезжать на трассу пилотировать машину так быстро как он может и затем исчезать с трассы никем не узнанным. Он не любит быть в центре внимания, он не любит публичную жизнь, он не любит  когда его узнают и фотографируют или просят автографы. Он специально создает такой образ и выглядит парнем к которому невозможно подступиться, потому что он не хочет чтобы к нему подходили. И так для него лучше всего. Но на самом деле он совсем не такой человек, окружающие не видят его настоящего, у него большое сердце и фантастическое чувство юмора, он любит проводить время с друзьями, жить обычной жизнью. Но такого Кими зрители Формулы 1 не увидят так как они привыкли видеть Кими только во время гоночного уик энда.

Я знаю, что Кими очень популярен, как и Мика, в Японии и Китае. Они там сходят с ума от белокурых волос, от того как выглядят скандинавы. Когда ты приезжаешь в Японию и в Китай, надо просто самому увидеть этих фанов, у меня есть видео на айфоне с ними, когда мы приехали в паддок. Это просто потрясающие, что столько людей приходят на трассу с флагами и другими вещами. Я думаю, люди уважают талант Кими, конечно же он чемпион мира, быстрый гонщик, может многие люди думают, что он загадочный и он скрывает свой настоящий характер. Я бы сказал, что Кими один из самых щедро одаренных природой гонщиков. Для меня поразительно, то как он может перейти от вождения машины Формулы 1 до вождения обычной машины, до раллийной машины или машине в Наскаре и найти предел очень быстро, без каких либо проблем. У него есть потрясающее чувство, он чувствует своим телом, что происходит, чувствует машину. Я помню мы были на гонках Наскар, это был тестовый день и все гонщики из Наскара сказали, что все кто тут первый раз едет всех разворачивает и они поспорили на это, что его развернет на первом круге. И Кими сел и проехал круг быстрее, чем остальные гонщики которые тут уже ездили и его ни раз не развернуло. И все гонщики были поражены. Он сел первый раз в подобную машину, у него была не сильно хорошая резина (довольно изношенная), он показал впечатляющий быстрый круг и его ни разу не развернуло, при этом у него не было никакого опыта в пилотировании подобных машин.

Один раз они ехали с его другом, Тони, в Финляндии по мосту, машина стала теряет сцепление и Кими сделал какие-то движения рулем, вернул машину на правильную траекторию, Тони профессиональный гонщик, но он потом сказал мне я бы так не смог сделать. У Кими все это вышло так быстро и так естественно. У Кими невероятный талант и я считаю это очень важно. Делает ли это его ленивым? Не знаю, я думаю, когда ты знаешь как пилотировать машину, ты чувствуешь её, ты знаешь предел и ты знаешь как сильно нужно атаковать, но это не отменяет того, что ты должен работать для улучшения своего результата. В тоже время гонщик, который не обладает такими врожденными способностями чувствовать машину должен работать сильнее и анализировать больше информации для того чтобы найти предел. Но если ты знаешь предел, то не должен дополнительно работать чтобы его найти. Я не могу сказать, что это сделало Кими ленивым, он просто знает, что надо делать когда садиться в машину.

Оглядываясь назад, я думаю, это было бы интересно поработать в другом виде спорта, например в теннисе. Было бы это похоже на то как я работаю в Формуле 1, поработать в  футболе и регби. Попробовать другие вещи, посмотреть как они работают. Но я бы ничего не поменял, как говорит Кими, то что уже прошло мы не можем изменить, так зачем же об этом думать. Формула 1 это прекрасный спорт, тут потрясающая атмосфера. Ты путешествуешь по миру, трассы сменяют друг друга и тут работают фантастические люди. И ты постоянно общаешься с ними, я начал свою карьеру в 1997 году, и самый приятный момент в моей работе, особенно в работе личного тренера,  ты не замечаешь свой возраст, ты просто становишься опытнее и узнаешь больше вещей, ты работаешь с фантастическими людьми по всему миру. Если посмотреть на людей, которых я встречал в профессиональном плане, у меня было прекрасное взаимодействие с ними, потому что дело не только в том, что я могу сделать для гонщика, а в том, что я могу сделать для того чтобы команда получила такого гонщика, который им нужен. Если, например, у Кими была бы проблема  с рукой, не обязательно я один решал бы её, я бы сказал давай поедем к лучшему хирургу в этой сфере и посмотрим, что он нам посоветует делать. Если бы была проблема с коленом все было бы точно также, мы просто нашли бы лучшего специалиста. Это работа дала мне возможность встретить фантастических людей и я могу воспользоваться их опытом, чтобы дать Кими то, что ему нужно. Это приносит пользу Кими, это приносит пользу мне. Это то, что я не потеряю в будущем.

Я не думал как долго я задержусь в Формуле 1, понятно, что пока Кими выступает тут, я работаю с ним. Но после окончании его карьеры было бы хорошо остаться здесь, в Формуле 1, как я уже говорил мне нравится атмосфера, мне нравится путешествовать, мне нравится общаться с людьми. Мне очень повезло работать вместе с двумя фантастическими гонщиками, видеть как они выигрывали чемпионат мира, работать с потрясающими командами такими, как Макларен, Лотус, Феррари. Фортуна улыбнулась мне, мне платят за то, чтобы я путешествовал по миру. И когда я был в ралли или в Наскаре я скучал по тем людям которые есть в Формуле 1, мне их не хватало, иногда, даже больше чем самой Формулы 1. Формула 1 потрясающий спорт, но ее делают люди. Люди переходят из команды в команду часто, но все равно они остаются твоими друзьями. Когда я переходил из одной команды в другой из Макларена в Феррари, из Феррари в Лотус, то везде встречал приятных людей. Но обычно они очень заняты в гоночный уик энд и у них много работы и у них напряженный график.

Мне очень повезло, я путешествую вместе с гонщиком и живу по его графику. Мы приезжаем утром в четверг на гонки которые проходят на европейских трассах, в понедельник или вторник на гонки на выездных этапах, а уезжаем в воскресенье или рано в понедельник. Если посмотреть на то, что должны сделать механики и инженеры, они намного дольше находятся на трассе, они приезжают раньше и уезжают позже, тоже самое можно сказать про обслуживающий персонал. Если сравнивать сколько часов работаю я и сколько часов работают они, можно сказать что у меня легкая жизнь по сравнению с ними. Они встают в 5:30 или 6:00 часов утром работают весь день и заканчивают свою работу за полночь и так пять или шесть дней подряд. Я снимаю перед ними шляпу, они очень тяжело работают. И ты пытаешься как тренер, помочь этим людям, если у них что-то болит или сделать массаж, потому что это командный спорт. Люди видят только гонщика который ездит по трассе и все сконцентрировано на гонщике и на его выступлении, но когда он заезжает на пит стоп и если у механика, который обслуживает  переднее левое колесо, защемило нерв и он не спал всю ночь так как чинил машину, он не в лучший своей форме. Механик ошибется на пит стопе и пит стоп продлится дольше, чем обычно, Кими или Фернандо или другой гонщик пострадают от этой ошибки. Так, что команда должна следить чтобы каждый ее член работал на максимуме и команда должна быть уверенна, что все находятся в хорошей форме во время гоночного уик-энда.