8 мин.

Быстрее Шумахера. 20 лет назад Мика Хаккинен стал двукратным чемпионом «Формулы-1»

В этом месяце исполняется 20 лет второму и последнему титулу Мика Хаккинена. Все решила финальная гонка сезона в Японии. Журналист Дэвид Тремейн, который был свидетелем каждого из 161 старта Хаккинена, размышляет о карьере и наследии летающего финна…

Мика Хаккинен всегда казался таким невозмутимым персонажем. Его было очень сложно вывести из себя, тем более увидеть взволнованным.

И все же в тот уик-энд на Сузуке 1 ноября 1998 года у него было более спокойное выражение лица, чем обычно. В день гонки он был замкнут в себе для все тех, кто был посторонним в «Макларене». Конечно, этого следовало ожидать, когда человек собирался встретиться лицом к лицу с главным соперником, чтобы заключить самую крупную сделку в своей гоночной карьере, а именно выиграть чемпионат мира.

Но даже инсайдеры «Макларена» были немного обеспокоены. Мика был сам не свой. Помните, что этот человек прошел путь от пилота команды «Лотус», куда его позвал специалистом по поиску талантов Питер Коллинз в 1991 году, до тест-пилота «Макларена» в 1993 году. Он обозначил свое место Айртону Сенне в Эшториле, когда Рон Деннис посадил его в болид вместо несчастного Майкла Андретти.

После страйка в Хоккенхайме в 1994 году его дисквалифицировали на одну гонку. В 1995 году он пережил почти смертельную аварию в Аделаиде. В Эшториле в 1996 году столкнулся с напарником по команде Дэвидом Култхардом.

Он стал победителем Гран-при в Хересе в 1997. Частично благодаря любезности Култхарда и чемпиона того года Жака Вильнёва. Это были моменты, которые мы, те кто работали вместе с ним в «Лотусе» в 91-92, любили наблюдать.

Прошли те времена, когда он мог поехать в квартиру в Монако, и до него нельзя было дозвониться. Когда он проверял свой чемодан и, когда тот, пыхтя, спускался по движущейся ленте и его спрашивали о паспорте, он весело показывал на этот чемодан, когда тот исчезал, и говорил: «Он там».

Дни, когда Питер Райт и Коллинз удерживали его в моторхоуме команды «Лотус».

«Мика, где машина недостаточно поворачивается?»

«В поворотах!»

«Да, но какая часть?»

«Повороты!»

«Какая часть. Вход в него, выход или середина?»

«Да! Повороты!»

Теперь привлекательный молодой парень, который покинул Вантаа, что неподалёку от Хельсинки, чтобы рискнуть в большом мире гонок, созрел. И было что-то еще. Даже «Феррари» признавала, что он был быстрее на круге, чем их любимый Михаэль Шумахер.

Сезон 1998 года наконец свел двух великих пилотов эпохи лицом к лицу.

Мика выиграл в Австралии и Бразилии, а Михаэль в Аргентине. Дэвид вмешался в Сан-Марино. Затем Мика выиграл в Испании и Монако, прежде чем Михаэль нанес ответный удар в Канаде, Франции и Великобритании. Мика контратаковал в Австрии и Германии, Михаэль в Венгрии, прежде чем Деймон Хилл вмешался в Бельгии. Затем в Италии выиграл Михаэль, а в Люксембурге (Нюрбургринг) Мика.

И эта последняя гонка была примечательна тем, как Мика и «Макларен» добились успеха. Хаккинен остался на трассе на четыре круга больше, чем Михаэль, всё это время с пустыми баками ехал очень быстро, а Михаэль прорывался через трафик, и после своего пит-стопа Мика вернулся на трассу впереди «Феррари». После второго пит-стопа финн вновь выехал впереди немца. Шумахер выглядел ошеломленным.

Перед в гонкой в Японии на счету Мики было 90 очков, а на счету Михаэля 86.

Михаэль завоевал поул, а Мика расположился позади. Я до сих пор помню напряжение, которое царило в тот момент. Один проехал за 1:36.293, а второй за 1:36.471. Второй ряд заняли их напарники Култхард и Эдди Ирвайн. Они были готовые на все, чтобы помочь в этой последней битве. Бывал на разных стартовых решётках, но та в Сузуке была огненной.

Немец станет трёхкратным? Финн выиграет первый титул?

Но вот чего мы не могли знать, так это того, насколько неуверенным вдруг станет Мика после того, как на полсекунды отстанет от Михаэля на утренней разминке, которую проводили в те годы.

“Что же мне делать?»- спросил он.

Кеке Росберг, являющийся его менеджером и чемпионом 1982 года, затянулся своей вездесущей сигаретой и просто посмотрел ему в глаза, сказал так, как мог: «Просто иди и развлекайся и веди болид так быстро, как ты хочешь».

Это было все, что Мика должна был услышать.

Напряжение было неописуемым, когда пришло время старта, то, казалось, что пилоты вибрируют в своих болидах.

А потом болид пилота «Прост-Пежо» Ярно Трулли заглох на старте. Дирекция объявила процедуру повторного старта.

Механики «Макларена» отработали лучше, заполнив боковые понтоны машины Хаккинена сухим льдом, а в «Феррари» этого по отношению к Шумахеру не сделали. После второго прогревочного круга заглох болид Михаэля!

«Двигатель заглох, потому что сцепление перегрелось», - будет вспоминать он позже. Немец мог стать первым с 1979 года, когда Джоди Шектер принес «Феррари» титул. Мика вновь стал прежним. Он лидировал всю гонку, опередив Ирвайна более, чем на семь секунд. Култхард уступил еще больше. Михаэль было прорвался на третью позицию, но на 31 круге наехал на обломки, проколов колесо. Гонку продолжить было невозможно.

После этого Мика стал Микой. Я помню, как он улыбался своей мальчишеской улыбкой, наслаждаясь своим величайшим моментом.

«Я не знаю, как объяснить свои чувства», - начал он. – «Это было проще, чем в некоторых гонках в этом году. Я бывал в гораздо более сложных ситуациях, но, конечно, я осознавал, какое давление на меня оказывается».

Но к концу гонки произошел опасный момент.

«Всегда есть одна проблема, когда ты так легко ведешь - и это случилось со мной примерно за 10 кругов до конца - это тенденция твоего ума начать думать о других вещах. Я чуть не начал свистеть в машине...» Мы аплодировали, когда Михаэль и Эдди поздравили финна.

«Мика заслуживает этого», - сказал Михаэль. Никто и не возразил, приветствуя одного из из действительно хороших парней, оставивших свой след в истории. «Макларен» же завоевал Кубок конструкторов.

Год спустя мы вновь наблюдали эту картину. Только из-за перелома ноги на Гран-при Великобритании Михаэль уже не боролся за титул, а за титул вел борьбу его напарник Эдди.

На этот раз победителей стало больше. Мика выиграл четыре гонки: Бразилия, Испания, Канада и Венгрия. Михаэль до своей аварии успел выиграть в Сан-Марино и Испании. Ирвайн также выиграл четыре гонки. Хайнц-Харальд Френтцен за рулем «Джордана» смог выиграть две гонки. По одной одержали Култхард и Джонни Херберт («Стюарт»).

Сначала Ирвайну помог Мика Сало в Германии одержать победу, а затем Михаэль в Малайзии. Это давало Мике психологическое преимущество. Хотя у Эдди было 70 очков, а у Хаккинена только 66. Михаэль явно не претендовал на титул, вернувшись только за две гонки до конца сезона. В гонке же для финн он составлял серьезную угрозу.

Михаэль взял поул за 1:37.470. Мика проехал лишь за 1:37.820. Дэвид показал третье время с результатом в 1:38.239. Эдди с 1:38.975 оказался только пятым. Любопытно, что Мика пережил еще один маленький кризис доверия.

На этот раз не было Кеке, который мог бы дать ему отеческий совет, но между днями Брюса МакЛарена и Рона Денниса был Тайлер Александер, который симпатизировал Мике как пилоту.

«Я сказал ему просто сесть в машину и вести ее так, как он всегда это делал», - сказал мне однажды Тайлер со своим фирменным рокочущим смехом. «Я сказал ему, что он всегда был хорош в этом, и просто продолжал и делал то, что делал лучше всего».

Мика извинился за быстрый предрейсовый туалетный перерыв, а затем сел в болид под №1, чтобы на старте опередить Михаэля и привезти ему под финиш пять секунд. Эдди приехал лишь третьим.

Это была пятая победа Мики в сезоне, и, возможно, его лучшая, и широко распространенное чувство облегчения исходило из паддока. Колоритный Ирвайн не всем пришелся по вкусу, и многие не одобряли то, как ему подарили две победы, и были бы расстроены, увидев, что он таким образом стал чемпионом. Мика, однако, был всеобщим любимцем - человеком, который был быстрее Шумахера!

«Выиграть чемпионат мира в последнем Гран-при – это нервно», - улыбнулся он, когда все улыбались вместе с ним. – «Я не могу рекомендовать этот опыт. В прошлом году у меня было это с Михаэлем и снова с Эдди здесь».

Затем мы аплодировали замечательному человеку, который по сей день остается спокойным и добрым человеком, которым он был, когда покидал свою родину в своем великом приключении.

Источник: Formula1.