9 мин.

Куда уехал цирк? Что случилось с Жозе Моуринью

Когда игроки «Челси» праздновали гол Ивановича в ворота «Сандерленда», Виллиан поднял с травы клоунскую шляпу, брошенную кем-то из зрителей. Болельщицкий жест насколько одиозный, настолько и понятный. Ну, еще бы, приход Моуринью в «Челси» был Рубиконом, переходом в новое качество, в высшее общество. Большие цели, грандиозные задачи, все самое-самое. Наше все…

Он убежденный минималист, всякий намек на избыточность воспринимающий как признание в глупости. Кратчайший путь между двумя точками – прямая, Моу признавал только эту истину, безжалостно выкидывая за борт всю остальную бестолковщину… Лишние слова, дела, энергозатраты… Лишними не бывают только победы. Вот она универсальная единица измерения.

«Какая у меня манера? Напишите – уверенная. Стиль? Ну, пусть будет, доминирование… Схема? Проверенная у меня схема, с ненадежной нечего думать о победе. А я хочу именно побеждать»

Альфа-самец. Собственно, это объясняет все. Мачо, гениальный манипулятор, язвительный троллинг, умение вызывать огонь на себя, избавляя команду от избыточного давления, что там по списку еще… ? В общем, в этой каше все не более, чем детали, штрихи к портрету, второстепенное. Доминирование – вот главное. Всегда. Везде. И над всем.

Секрет Моу прост и отшлифован альфа-самцами всех мастей задолго до него. От Ленина, Сталина, Гитлера и вплоть до… сегодняшнего дня. Многомерность существующей реальности подменяется искусственной биполярностью. Вместо анархического буйства красок – черно-белый монохром, где есть только «мы» и «они» Свои и чужие. Здесь особый понятийный аппарат, где нельзя отсидеться посерединке. Ты или с нами, или против нас. Точка.

Знаменитая «Библия Моуринью», которую он вручал игрокам всякий раз, когда принимал новую команду. Угадайте-ка с трех раз, что в ней написано? Аналог суворовской «Науке побеждать» с простыми духоподъемными установками, типа: «Мы – чудо-богатыри!» и «Пуля – дура, штык – молодец!» Ничего в этой науке не изменилось со времен Ганнибала…

Весь эффект в силе убеждения. В-первую очередь, собственным примером. Только акцентированной демонстрацией «истинной арийскости и беспощадности к врагам… » можно зажечь сердца последователей. Издевательские советы неудачникам: заняться вместо футбола своей женой (Бенитес) или уйти после девяти лет без трофеев (Венгер) – как-раз из этой оперы…

Баттлы с судьями, прессой и коллегами по цеху – как однозначный аллармизм: «Мы в кольце врагов!» Мессидж: сплотится теснее вокруг (родного ЦК, фюрера, Президента РФ – нужное подчеркнуть), стиснуть зубы и прорываться… Плаксы и кто не впопад с понятиями качает права – (в расход) на выход. Туда, куда указали Хуану Мате и Кевину де Брюйне…

Разумеется, толпа инертна и никакая даже самая зажигательная идеология не даст того запала, если в ней нет своего авангарда. Партия большевиков,  германские наци, «блатные» на зоне или лидеры раздевалки – дело не в названиях, а в сути. Опора на незыблемый авторитет «старой гвардии» как  гарантия  управляемости и абсолютного контроля над командой. Недаром, первые звонки еще из Мадрида, Моу сделал Терри, Чеху и Лэмпсу…

И, наконец, самое главное. Оно же теперь с легкой руки «Стэмфорд Бридж» – крысиное. Предательство. Кто они вообще эти «враги рейха»?  Рамосы-Касильясы, Азаро-Коста-Сески? Как их угораздило из общества избранных, ордена меченосцев низвергнуться в бездну fucking rats?  

Всякий путь это покорение вершины и попытка удержаться на ней перед спуском вниз. Вершиной Моу стал требл «Интера». До него ему приходилось всем предъявлять  доказательства the best of the best.  После того, как теорема стала аксиомой, никаких верительных грамот от него больше не требовалось. Моу принимался без доказательств. По факту.

На пути к вершине, условно назовем ее «эпохой от Армани», Моу избегал выстраивать с подопечными обязательную иерархию отношений «тренер-игрок», он просто старался быть одним из них. Их вождем, их знаменем. Как Суворов, он укрывался одним с ними одеялом, ел с ними из одного котелка. «Порту», «Челси», «Интер», как вехи великого пути…

«Ты чемпионишь везде, где ступала твоя нога… У тебя в багажнике два ушастых кубка…. Весь мир у твоих ног и первый в этой очереди «Реал»… Выше тебя только небо, круче тебя только…» Это уже выдержки из другой эпохи – «эпохи от Бриони» Hala Madrid! Нефть стала по 100! Жизнь – удалась!

Когда  стоишь на самой вершине и облака плывут, где-то там внизу – о днище, в которое могут постучать снизу, почему-то не думается… А зря. Именно в этот момент начинается дорога под уклон…

Раньше ты зависел от них всех: тренеров, игроков, президентов. Тебе нужна была их лояльность, их нужно было убеждать, доказывать, вступать в коалиции, вербовать союзников… И ради этого ты усмиряешь свое эго, идешь на компромиссы, становишься образцом политкорректности… Проще говоря, ты уже не совсем ты.

Но вот Рубикон перейден – ничего никому доказывать уже не нужно. И ты просто становишься самим собой. Альфа-самцом. Вики-цитата: У высших приматов альфа-самец имеет право демонстрировать напоказ свои гениталии всем остальным самцам, а они ему нет. Это табу. Все, что иначе – вызов.

В Испании все сводилось к противостоянию «Реала» и «Барсы». В логике Моу это противоречие виделось абсолютным – войной. Однако, «гвардейцы» из Мадрида вовсе не жаждали видеть в «мушкетерах»  Каталонии своих врагов, как того хотел Моу – ведь они играли в одной сборной. Это и был вызов. Больше того, это было предательство.

И оно прозвучало на третий год его пребывания в Примере. Что характерно, и в испанской, и в английской…. Сейчас нет смысла  выяснять, почему это случилось и в «Челси» – оно прозвучало и этого достаточно. Его снова предали. В черно-белом мире, лишенном полутонов: все, кто не с нами – против нас.

С предателями Моу не церемонится. Это не в его правилах. Он вообще не из тех, кто надолго прячет свои обиды. Ему и раньше-то давалось с трудом скрывать свое презрение к окружающим, назначение которых быть податливой глиной в его гениальных руках, а теперь, когда все карты вскрыты, то и подавно…

Так, что filha de puta (дочь шлюхи) предназначенные Еве Карнейро это не неудачный эмоциональный экспромт, а констатация размера дистанции между ним и командой. Но задолго до этой эскапады еще в том, чемпионском сезоне, каждому «синему» пришлось лично отмерять эту дистанцию. У кого-то она получилось больше, у кого-то меньше, но укрываться одним одеялом и делить один котелок, желающих уже не было…

Два в одном. Два разных отрезка в одном чемпионском году. Первый – беспрекословный. Дерзко снять скальп за стартовые 20 мин и так и продержать под угрозой отрезать еще что-нибудь. Уйти в отрыв от пелетона и не оглядываться через плечо… Второй – натужно-вымученный. Лишь бы добиться преимущества +1 и удержать… Кто-то скажет просто устали.  Может быть. Но спустя какие-то летние каникулы случилось то, что случилось. Все всё видели своими глазами…

Всякий альфа-самец прежде всего неформальный лидер. И в этой компетенции ему нет равных. Проблемы у него начинаются, когда он становится лидером не только по духу, но и по букве. Тогда существующие в подлунном мире высокая мораль, многомерность человеческих отношений и непредвзятость закона должны быть перечеркнуты, чтобы уступить четким, рубленным понятиям, где все предельно ясно: где свои и где чужие. И если брат в стане врага, значит брат должен пойти на брата… Касильяс на Иньесту, Рамос на Хави, Терри на Азара…

Моу главшпан. Его сила в банде. Пока он ее вожак, он может все: достать звезду с небес – да, хоть россыпь… Но, если банды нет – нет ничего. Конец фильма. В титрах можно писать все, что угодно, но пленку назад уже не отмотать…

Ну и так, кто же они эти fucking rats? А при чем здесь вообще они?! Разве дело в них? Или в самом Моу?

Так что век Моу закончен? Отнюдь. Моу – личность с большой буквы. Штучный экземпляр. Высочайший интеллект в одном флаконе с острым умом и железной волей. Гремучая смесь готовая родить очередного Повелителя Вселенной. Чингисхан, Наполеон, Гитлер, Путин, Моуринью – это все та же комбинация генов, нравится это кому-то или нет. Другое дело, сколько этой Вселенной отпущено…

Есть и были два неравноценных Моу. Моу неформат «от Армани» заводила и вожак: отчаянно мечущийся у бровки в стильном пальто или в избытке чувств, на коленях, триумфатором, катящийся по газону…  Если вдруг этот Моу воскреснет – то, он еще покажет всем «мазер оф Кузма»

И убеленный сединой мэтр «от Бриони» надменно цедящий фразы на прессухах, словно делающий одолжение небожитель… Моу обуревший, Моу обронзовевший… Сложно сказать, будет ли на него спрос...

Кто он – сумрачный гений, способный видеть в человеческом капитале только  возможность использовать его с максимальной пользой? Или жертва собственной особенности, обреченный с высоты своей уникальности видеть лишь пешки и фигуры на шахматной доске?

Моу великий тренер, создавший собственную, неповторимую систему, которая, по-сути, есть продолжение его самого. «Все под контролем» это название мастер-класса, который Моу вполне мог дать Венгеру. Как с помощью 19 (девятнадцати!) игроков  (без откровенного детсада) закончить марафон АПЛ на первом месте с минимумом травм.

Автобус? Это уже не смешно. У Моу достаточный диапазон, гарантирующий ему непотопляемость. Он как губка, впитывающая в себя все – но оставляющая только необходимое. Давно канули те времена, когда владение мячом, считалось им большей угрозой. Он не хуже родоначальников умеет и убивать время, и выходить из под прессинга тики-такой.

Не говоря уже о филигранной работе с энергоэффективностью, которая наверняка войдет во все учебники. Главное в любой драке – кто контролирует ситуацию. Если оставлять сопернику только строго определенные тобой возможности, то тогда даже его владение мячом  играет на твою стратегию…

«Все под контролем», как девиз. Утратить его – больше, чем катастрофа. Это крах. Не было более драматичного зрелища на «Стэмфорде», чем загнанное выражение лица на Моу в ожидании очередного выхода команды на поле… «Будут они, черт возьми,  хоть перед своими трибунами играть  или опять станут пинать…дохлую кошку?» «… I have nothing to say» – как занавес.

Так, куда же уехал цирк? Никуда. Его увез в картонной коробке с личными вещами Моу сразу после расставания с Кобхэмом… Распакует ли он его когда-нибудь зависит от него самого. Может он пошлет всех к чертям и начнет все с начала: вернется к тем, суворовским временам – где хлеба горбушку и ту пополам…

Признаюсь, верится с трудом. Зачем? Он уже остановил ту самую «Барсу» (в его версии!) в самом тики-таковском соку, а в Англии после ухода САФа вообще не видел себе равновеликих… Правда, есть некто Пеп, с которым принципиальные мировозренческие противоречия, но пересечься с ним можно лишь теоретически и лишь в ЛЧ. Цель очень расплывчата… только ради нее начинать с нуля новый жизненный старт?!

Проще принять все, как есть и перейти на новый уровень – сборных. Там еще много вершин, которых нет в длиннющем послужном… Плюсы: минимум контактов с игроками, прессой и руководством – только чистый профессионализм. У него все еще есть в запасе с десяток полноценных, но, желательно бы, уже не столь эмоционально насыщенных, лет. Самое то, где можно, не боясь подводных камней, конвертировать свой гигантский опыт во, что-то vittoria grandioso. А впрочем, Моу видней. Это же Моу…