12 мин.

Команде Ротенберга удалось вернуться в мировые гонки – с бывшими пилотами «Ф-1» и даже флагом в трансляции! Но как?!

Лазейка в Эмиратах.

Гоночных команд из России не видно на зарубежных стартах уже почти 2 года. Пока отдельным российским пилотам в нейтральном статусе или с лицензиями и под флагами других стран все же удается пробиться на международные соревнования, на командном уровне ситуация выглядит менее оптимистично. Совсем недавно без «КАМАЗа» прошел второй подряд «Дакар», завсегдатаи «24 часов Ле-Мана» и всех главных эндуранс-серий из G-Drive Racing полностью переключились на внутренние чемпионаты, а в «СМП Рейсинг» постепенно свернули многолетнюю программу поддержки нашей молодежи в младших «формулах» – лестнице на пути к «Ф-1». Всерьез гоняет только команда Никиты Мазепина 99 Racing, но только в «Азиатской серии Ле-Ман» и под британским флагом.

Однако в начале нынешнего года название «СМП Рейсинг» внезапно появилось в списке участников марафона «24 часа Дубая», проходившего 27-28 января – одного из немногих крупных стартов в период зимнего межсезонья у кольцевиков. Для российской команды выступление в Дубае стало первым появлением за рубежом аж с 2020 года.

В состав экипажа на «Порше» 911 GT3 Cup вошли почти все ключевые пилоты программы – экс-гонщики «Формулы-1» Виталий Петров и Сергей Сироткин, победитель этапов «Ф-3» Александр Смоляр и воспитанник академии Сироткина S35 Александр Болдуев. Последнее вакантное место в заявке занял необходимый по регламенту пилот-любитель – владелец фарм-компании «Гранд Капитал» Денис Ременяко, выступающий с собственной командой в российских сериях. Также в Дубае был замечен основатель «СМП Рейсинг» Борис Ротенберг-страший. Вот, он в центре позирует с пилотами своей команды в паддоке «Автодрома Дубай».

Но как такое возможно с учетом санкций на Ротенберге и его активах и критики бизнесмена в адрес условий ФИА для российских спортсменов?

Допустивший россиян промоутер – из Европы, но со счетами в Эмиратах. Машину для «СМП» привезла немецкая команда

Суточный марафон в Дубае организует промоутерское агентство Creventic из Нидерландов, которому принадлежат две гоночные серии – международная 24H Series и региональная Middle East Trophy. Первую 24-часовую гонку в ближневосточном Эмирате европейцы провели еще в 2006 году, и с тех пор мероприятие продолжает пользоваться популярностью, как среди местных, так и европейских участников. Хотя соревнования относятся ко второму эшелону мирового автоспорта (ведь статуса чемпионатов Европы или локальных чемпионатов у нее нет), порой на них заглядывают признанные звезды – так, в прошлом году третье место в Дубае занял экипаж с легендой мотогонок Валентино Росси в составе. Выступление было частью подготовки «Доктора» к гонкам на выносливость и старту на «Ле-Мане». «Низкие цены, дружелюбная атмосфера с командами и гонщиками со всего мира, честное соперничество на треке», – гласит философия промоутера.

Однако обе серии Creventic получили от ФИА международный статус и следуют всем предписаниям федерации. Одним из таких правил является запрет гонщикам и командам из России использовать за рубежом любую национальную символику и в целом как-либо упоминать свою страну. Ограничения ввели еще в конце 2020 года в рамках допинговых санкций, но после начала конфликта на Украине от наших спортсменов потребовали подписать дополнительный документ. В «обязательстве» перед ФИА гонщик все также отказывается от демонстрации флага и исполнения гимна, плюс признает решения федерации и выражает «солидарность с украинским народом». Противоречивая бумага сразу отсекла от международных гонок все российские команды, которые просто отказались ее подписывать.

Однако не обошлось без нюансов. Хотя в российских медиа часто упоминается, что за подписание документа ФИА можно якобы быть привлеченным за нарушение законодательства РФ, из формулировок бумаги сложно установить, какой конкретно закон может быть нарушен. К тому же подписант лишь признает (acknowledging) действие решений федерации, но вроде бы лично нигде в письме ничего не осуждает.

Гораздо большей проблемой для наших команд стали прямые и косвенные ограничения Запада. «КАМАЗ» в 2022 году попал под жесткие рестрикции, отключившие заводу импорт запчастей из Европы с США и в целом затруднившие какие-либо платежи западным контрагентам, включая взносы для участия в ралли-рейдах. А в G-Drive Racing столкнулись с запретом использовать в названии и ливрее топливный бренд «Газпром нефти» G-Drive, что лишило зарубежные соревнования смысла.

Достоверно неизвестно, какие документы пришлось подписывать «СМП Рейсинг» для гонки в Дубае, но во всех протоколах команда и пилоты значились в статусе AND (Authorised Neutral Driver) – авторизованных нейтральных гонщиков. Отсюда отсутствие флагов на форме и видоизмененная ливрея без традиционного для «СМП» российского герба с двуглавым орлом. Его место на капоте заняла огромная буква R – то ли в честь родины команды, то ли в честь руководителя.

Зато в официальной трансляции серии напротив «СМП» наконец-то появился триколор – исторический момент!

Решить остальные вопросы скорее всего было проще. Для работы с участниками не из ЕС у промоутера марафона Creventic существует зарубежное подразделение Creventic International DWC-LLC с банковскими счетами все в том же Дубае – довольно открытом для российских денег месте. Болид наши гонщики взяли в аренду у немецкого коллектива KKrämer Racing. Победители «24 часов Нюрбургринга» с поддержкой «Порше» также предоставили «СМП» механиков и инженеров. В этой истории, возможно, помог Денис Ременяко – он ехал марафон параллельно за основную команду немцев на аналогичной машине.

В итоге «СМП Рейсинг» первыми из российских топов вернулись в международные старты. Даже не пришлось переносить командную прописку, как это делал Мазепин.

Экипаж Петрова, Сироткина и Смоляра выиграл поул в своем классе. Но в гонке собрал все возможные неприятности

В проведение «24 часов Дубая» в этом году ожидаемо вмешалась напряженная обстановка в ближневосточном регионе. Из-за регулярных атак йеменских повстанцев на корабли в Аденском заливе организаторам пришлось отложить старт гонки на две недели, так как часть судов с машинами участников застряла по пути. Поэтому даты проведения марафона-2024 совпали с гораздо более медийными «24 часами Дайтоны», что не могло не сказаться на зрительском интересе.

Зато, судя по комментариям к трансляции YouTube-канала 24H Series, серия пережила небывалый всплеск популярности у русскоязычных болельщиков. К тому же экипаж Петров-Сироткин-Смоляр-Болдуев-Ременяко выиграл поул в своем классе 992 – монозачете для автомобилей «Порше» 911 GT3 Cup актуального 8 поколения, также известного, как серия 992.

Помимо кубковых «Порше» в «24 часах Дубая» традиционно соревнуются спорткары GT3, GT4, GTX и туринговые автомобили TCR. К слову, для тех, кто задается вопросом, почему «СМП Рейсинг» не выступили в Дубае на своей собственной разработке BR03, то регламент серии допускает только машины GT и туринг, к которым российский спортпрототип не относится. Более того у болида отсутствует международная омологация, а значит выступать он может исключительно на внутренних соревнованиях.

В «24 часах Дубая» этого года приняло участие 55 машин

Что касается гонки, то для «СМП» сложности начались с самого старта. Сказалась неслаженность между пилотами и новой командой инженеров, в результате чего еще до начала марафона машине поставили слишком высокое давление в холодных шинах. Резина ожидаемо не прогрелась и стартовавший Виталий Петров потерял 5 позиций уже на первых кругах.

При пересменке на Сергея Сироткина проблему с давлением в шинах решили, но тут вмешался случай: как только красно-синий «Порше» выехал из боксов, на трассе произошел инцидент и маршалы включили режим желтых флагов по всей дистанции (Full Course Yellow) с ограничением скорости до 60 километров в час. Этот момент серьезно поломал стратегию «СМП», так как соперники по сути получили бесплатный пит-стоп.

«Начали появляться Full Course Yellow и ровно тогда, когда мы выезжали с пит-лейн. В чем минус – под FCY можно заехать на дозаправку, но залить только 28 литров. Чтобы заправить такой объем нужно иметь столько же места в баке, но когда ты только выехал с пита бак у тебя полный и ты не можешь заехать дозаправиться. А все, кто останавливался раньше, могли, соответственно они увеличивали свои стинты на этот объем топлива. И так с нами случалось пять раз», – объяснил в телеграм-канале после гонки один из гонщиков экипажа Александр Смоляр.

Таким образом команда потеряла много времени на лишних остановках. Особенно если учесть, что по правилам дозаправка проводилась обычным шлангом с пистолетом, как на АЗС, а не мощными насосами для автоспорта. Столь неудачный старт сделал шансы россиян на победу призрачными, но подиум оставался вполне реальной целью для наших гонщиков. По среднему темпу опытнейший на фоне остальных экипаж опережал всех в классе и шел в группе лидеров общего зачета.

Однако около 3 часов ночи самый младший участник экипажа Александр Болдуев в столкновении с круговым серьезно повредил машину. Вдобавок к 15-секундному штрафу «СМП Рейсинг» пришлось надолго останавливаться в боксах для ремонта, что сразу отбросило их за пределы первой десятки в классе. И после подбитый «Порше» страдал вплоть до финиша от недостаточной поворачиваемости.

В таких условиях экипажу оставалось просто доехать очень непростую гонку до конца. Ведь кроме проблем с техникой и даже оборудованием (при смене шин у механиков медленно работали гайковерты) пилотам нужно было ехать в неспадающей жаре на машине без вентиляции. Вот, так после изнурительного стинта приходил в себя тот же Смоляр:

А утром марафон устроил еще один сюрприз для всех участников: в Дубае пошел дождь, практически сразу вызвавший серьезную аварию. Пилот «Порше» французской команды SebLajoux Racing вылетел в стену и следом в него врезался «БМВ» британцев из AGMC Racing team. К счастью, без травм.

Сложный финальный отрезок на мокрой трассе российский экипаж преодолел без трудностей, по итогам заняв 11 место в классе и 23 место в абсолюте с отставанием в 38 кругов от победившей австрийской команды Eastalent Racing Team на Audi R8 LMS GT3 EVO II.

Ближний Восток все популярнее у пилотов из России: почти 20 русских на «24 часах Дубая»! Наши есть и в других сериях

Гонщики «СМП Рейсинг» оказались не единственными из России на «24 часах Дубая». В разных командах и с разными лицензиями на гонке выступило более 15 выходцев из российского автоспорта. Лучшими среди них стали гонщики условно немецкой команды Proton Huber Competition, которая на самом деле представляла коллектив YADRO Motorsport, соревнующийся в российских сериях. Ринат Салихов, Сергей Борисов, Виктор Шайтар (тоже пилот «СМП»!) с лицензиями Армении вместе с напарником из Германии Свеном Мюллером едва не выиграли абсолютный зачет и самый престижный класс GT3. С отставанием в полторы минуты от победителей они заняли вторую ступень пьедестала.

Зато классом ниже в GT4 победу праздновали гонщики Continental Racing by TTR из ОАЭ, за которую выступали россияне в нейтральном статусе, а также с лицензиями Кипра и Киргизии.

Одновременно с «24 часами Дубая» на том же автодроме ехали предпоследний этап ближневосточного Кубка «Рено» Clio сразу пять пилотов различных туринговых классов РСКГ. При этом одному из них – Станиславу Новикову – в итоге удалось выиграть заезд и теперь гонщик поборется за титул в предстоящем финале серии.

«Тойота» GR Supra (номер 496) пилотов российской серии РСКГ, выигравших «24 часа Дубая» в классе GT4

Наконец, помимо кузовных гонок стоит упомянуть участие в региональном чемпионате «Формулы-4» Георгия Журавского – еще одного ученика Сергея Сироткина.

Ближний Восток и в первую очередь эмираты становятся самой доступной международной площадкой для российских гонщиков. В регионе хватает новых первоклассных трасс, открытых круглый год, и самых разных серий, в которых проводит зиму немало сильных соперников из европейских чемпионатов. Добавить сюда отсутствие каких-либо препон россиянам в плане санкций и получаем идеальный вариант, для всех, кто не хочет оставаться в вакууме соревнований внутри России. Пока автоспорт на родине развивается неспешными темпами, а на Западе становится все более недружелюбным, выбор у наших пилотов не так уж велик.

Гонщик из Питера – в «Феррари» на главном марафоне планеты! Шанс на победу выше, чем у Квята

В России утечка топовых гонщиков: массовая смена флага и лицензий. Кто-нибудь вообще останется?

В Москве уже делают гоночные прототипы, хоть никто и не верил! Побывали на заводе и изучили процесс до винтика

Фотографии: 24H Series, SMP Racing, Flickr