Бантики и пуфики © топ-7 ISU World Standings
Доброго времени суток всем поклонникам фигурного катания! Сегодня в нашем блоге ставший традиционным разбор связок между элементами в коротких программах топ-7 мирового рейтинга ИСУ.
В первой части попробуем разобрать и оценить короткие программы Юзуру Ханю, Шомы Уно, Хавьера Фернандеса, Михаила Коляды, Бояна Цзиня, Патрика Чана и Натана Чена. Чтобы все фигуристы были в равных условиях, для разбора я выбрала прокаты со второго международного турнира сезона каждого фигуриста. Исключение составил Патрик Чан, который на данный момент принял участие только в одном турнире.
Очевидно, что мужское одиночное катание - это не только высокооборотные прыжки, разнообразием видов и количеством которых определяется сложность программы. Нельзя недооценивать в мужском одиночном катании и коньковую сложность программ. Катать постановки с несколькими четверными прыжками со разнообразными и сложными связками, являющимися основой коньковой хореографии, несоизмеримо труднее. Это сложно и увеличивает риск ошибки. Но именно такие постановки, где элементы являются частью хореографии и так вписаны в рисунок программы, что получается непрерывное, слитное и целостное движение от элемента к элементу, являются самыми сбалансированными по сложности и хореографической составляющей. Несмотря на то, что transitions (TR) - лишь пятая часть компонентной оценки, этот компонент неразрывно связан с отдельными критериями как минимум еще двух - SS и CО:
1) превалирование одноножных связок дополнительно позволяет оценить такой критерий SS как use of one foot skating ("катание на одной ноге"); большое количество базовых шагов (например, беговые/подсечки) и простых шагов относительно других типов связок красноречиво свидетельствует о преимущественно двуножном катании и должно приводить к снижению оценок за не только за TR, но и SS;
2) исполнение в качестве связок шагов и поворотов со сменой направления движения дает дополнительную характеристику такому критерию SS как use of multi directional skating ("использование разнонаправленного катания");
3) качественное исполнение связок на протяжении всей программы позволяет оценить чистоту и реберность катания, а также точность постановки ног, что также оценивается в компоненте SS;
4) использование разнообразных и сложных связок между элементами усложняет коньковую хореографию и рисунок программы, усиливая эффект плавного движения от элемента к элементу как способа выражения характера и идеи постановки;
Все элементы программы и связки между ними, собранные воедино, являются неотъемлемой частью композиции (CO) программы. Постановку при этом выгодно отличает так называемая «коньковая подача», когда конек фигуриста используется в качестве основного хореографического средства для отображения ритма и темпа музыки, демонстрируя единство и оригинальность композиции (CO) в виде целенаправленного использования связующих движений, элементов и шагов.
Напомню читателям основные критерии компонента TR, которые должны учитываться при его оценке. При этом оценивается не общее количество связок, а их качественная характеристика как совокупность следующих критериев:
1. Непрерывность движения от одного элемента к другому.
«Непрерывность» определяется как слитность связующих шагов и движений не только между элементами программы, но и при заходах/выездах. Получается своеобразная комбинация из связок и технического элемента, что может также увеличить GOE самого элемента (прыжка, вращения). Сам элемент в этом случае гармонично вписан в рисунок программы и становится частью хореографии.
2. Разнообразие (Variety):
2.1 Связующие шаги (коньковые связки) – footwork transition (шаги и повороты).
Шаги сопровождаются сменой ноги: основные, беговые, подсечки, шассе, кросс роллы, шаги на зубцах, моухок, чоктау и другие. Составные шаги: джаксон, скобочный, обманный.
Повороты исполняются без смены ноги: тройки, твизлы, петли, скобки, выкрюки, крюки.
2.2 Связующие движения (элементы фигурного катания) - skating movement transition (кораблики, бауэры, циркули, гидроспирали, спирали, выпады, ласточки, пистолетики, арабески).
2.3 Связующие движения тела в различных сочетаниях (голова, руки и торс) - body movement transition.
В качестве body movement transition используются позировки, провозки, остановки (растанцовки) с использованием движений торса, рук и головы.
2.4 Другие связующие элементы, не запрещенные, но и не относящиеся к обязательным техническим элементам - non listed element transition (подпрыжки, мазурка, внутренний аксель, отложенный аксель, ойлер, валлей, шпагаты, балетный прыжок, бедуинский, перекидной, полуаксель).
3. Сложность (Difficulty) - шаги совмещены с движениями тела, головы, рук и с изменением направления движения. Учитывается оригинальность и сложность связующих шагов и движений как между элементами, так и при заходах на элементы программы и выездах с них.
Например, коньковые связки делятся на простые и сложные. Шаги (на двух ногах) проще поворотов (на одной ноге). Превалирование одноножных коньковых связок и шагов с изменением направления движения также увеличивает сложность связок и должны отражаться в более высокой оценке за этот компонент.
4. Качество (Quality) - чистота исполнения связующих шагов, элементов и движений.
Продолжительность короткой программы в одиночном катании составляет 2 мин. 40 с (+/- 10 с). За это время фигурист должен исполнить три прыжковых элемента, три вращения и дорожку шагов.
Дорожка шагов в коротких программах в среднем занимает от 30 до 40 с, является отдельным элементом программы и при разборе связок между элементами не учитывается.
Оставшиеся 2 минуты фигурист тратит на исполнение 6 элементов (три прыжковых и три вращения) со связующими шагами, элементами и движениями между ними. Эти 2 минуты принимаем за единицу времени.
Попробуем оценить плотность связок между элементами, их разнообразие, а также коньковую сложность программ.
Общее количество связующих шагов и поворотов (footwork movement transition), исполняемых за единицу времени и характеризующих плотность связок, а также соотношение общего количества коньковых связок к количеству одноножных связок представлено на графике ниже.
В среднем фигуристы имеют одинаковую плотность коньковых связок в короткой программе. Несколько отличается по этому показателю короткая программа Шомы Уно, плотность связок между элементами которой ниже, чем в программах других фигуристов из топ-7 WS ISU.
Разнообразие коньковых связок, связующих элементов и движений представлено в таблице 1
На диаграмме ниже представлена качественная характеристика разнообразия связок как соотношение их видов в программе.
Данные графика, таблицы и диаграммы позволяют оценить сбалансированность программ по разнообразию и сложности коньковых связок.
Очевидно, что самой сбалансированной по этому показателю программой является короткая программа Юзуру Ханю. Превалируют коньковые связки, минимальное количество беговых/подсечек на фоне других типов коньковых связок. Используются преимущественно одноножные коньковые связки, о чем свидетельствует количественное соотношение поворотов и шагов на диаграмме. В качестве связующих элементов и движений используются три кораблика, бауэр и ойлер.
В короткой программе Шомы Уно баланс разнообразия смещен в сторону двуножных связок в виде шагов, а одноножных связок почти в два раза меньше, чем шагов. В качестве связующих элементов и движений использованы два кораблика, выпад и подпрыжка (подскок).
Также двуножные связующие шаги превалируют в коротких программах Хавьера Фернандеса и Михаила Коляды. В программе Хавьера чуть больше связующих движений и элементов, в программе Михаила - связующих шагов и одноножных связок. Связующие элементы в программе Фернандеса представлены минибауэром, корабликом и тремя подпрыжками, а в программе Коляды - корабликом, спиралью "ласточка" и выпадом. Жаль, что в программе последнего мало использован инструментарий связующих элементов, которым владеет фигурист.
Разнообразие связок в короткой программе Бояна Цзиня характеризуется большим использованием двуножных связок в виде простых шагов. Одноножные связки минимизированы. Также минимизированы связующие элементы и движения, представленные только бауэром и двумя подскоками.
Баланс разнообразия коньковых связок в короткой программе Патрика Чана сместился в сторону двуножных коньковых связок. Связующие элементы и движения представлены двумя бести (одна из которых исполняется в течение 1-2 с), выпадом, перекидным и двумя подпрыжками.
Разнообразие связок в короткой программе Натана Чена характеризуется большим использованием двуножных связок (шагов), которых в три раза больше, чем одноножных связок. Одноножные связки минимизированы на фоне количества простых шагов. На первый взгляд может показаться, что в программе Натана большее разнообразие связующих элементов и движений. Но это не так, поскольку используются однотипные связующие элементы и движения: два выпада, три кораблика, три подпрыжки и ойлер.
Мы рассмотрели использование связующих шагов, движений и элементов (footwork transition, skating movement transition и non listed element transition) в программах топ-7. Последняя составляющая критерия разнообразие компонента TR - связующие движения тела в различных сочетаниях - голова, руки и торс (body movement transition).
Фигурное катание - это не только технические элементы (прыжки, вращения, дорожки), но и собственно катание, где мастерство фигуриста проявляется в умении сочетать коньковые связки (работу ног) с работой корпуса (торса, рук и головы) как непрерывное движение от одного элемента к другому. Движения тела в различных сочетаниях усложняют исполнение коньковых связок, так как влияют на баланс тела фигуриста.
В то же время нельзя ставить знак равенства между красивым использованием body movement transition при исполнении простейших базовых шагов (беговых/подсечек), проездках на двух ногах, позировках-растанцовках на месте и работой торса, рук и головы при исполнении коньковых связок (особенно одноножных).
Провозки на двух ногах и позировки на месте при смене музыкального ритма или диктуемые музыкальной стилистикой, отражающие концепцию (идею) и настроение программы вполне оправданы. Гораздо хуже, когда подобные связующие движения тела служат для заполнения пустот в композиции (хореографии) программы и используются взамен коньковой хореографии.
Следующий критерий компонента TR - сложность (difficulty).
В таблице 2 и на диаграмме 2 представлена качественная характеристика сложности коньковых связок в коротких программах топ-7 как соотношение количества одноножных связок к количеству беговых/подсечек. Почему именно их? Потому что одноножные связки гораздо сложнее. Подсечки и беговые - это простейшие базовые шаги и в программах фигуристов топ-уровня должны использоваться в основном в качестве вспомогательных шагов (в "служебных" целях) при наборе скорости перед заходами на прыжковые элементы. Способность набрать скорость с минимального количества беговых/подсечек и удержать ее при исполнении сложных коньковых связок означает, что фигурист катается гораздо эффективнее и с лучшим контролем. Именно это называется мастерством и заслуживает поощрения. Напротив, исполнение большого количества подсечек, какими бы "выразительными и гениальными"(c) они не были и двуножное катание вместо разнообразных коньковых связок не соответствует сразу двум критериям компонента TR (разнообразие и сложность) и не дает никаких оснований для дополнительных плюшек и бонусов при оценивании анализируемого компонента.
Комментарии к таблице и диаграмме не требуются:)
Подробнее критерий сложность, а также непрерывное движение от элемента к элементу рассмотрим подробнее в программе каждого фигуриста.
Короткая программа https://youtu.be/5l2FV8J8R6Y Натана Чена начинается с позировки и серии простых шагов со сменой направления движения, сопровождающихся связующими движениями тела. Далее фигурист выполняет переход на ход вперед и комбинированную связку: чоктау, зубцовый шаг со сменой направления, два выпада, тройка, переход на ход вперед, тройка, шассе и тройка с переходом в кораблик (гиф 1). Далее серия подсечек, пара моухоков для смены направления движения, еще пара подсечек перед подготовкой к каскаду. Моухок, подставляет вторую ногу и катит на двух ногах, моухок, подсечка и каскад 4Lz+3T. После каскада - переход на ход вперед и последовательное исполнение двух вращений: волчка и либелы со сменой ноги. Между вращениями связка из тройки, провозки на двух ногах и невысокого ойлера, больше похожего на перепрыжку. После либелы фигурист исполняет две тройки с переходом на ход вперед между ними, три беговых шага и связку шагов и элементов: моухок, два кораблика и джаксон (гиф 2). Далее пара моухоков, три беговых для подготовки к заходу на сольный прыжок - 4F. После моухока и подсечки фигурист переходит на ход вперед, исполняет моухок, подставляет вторую ногу и просто едет (катит) на двух ногах, затем делает тройку и моухок, непосредственно с которого исполняется прыжок. Шаги, предшествующие последнему моухоку, исполнены с нарушением ритма и паузой между ними и прыжком. На первый взгляд, шаги вроде бы и есть, но они не связаны в единый блок, а исполнены по схеме "шаг, переступаю (подставляю вторую ногу) *нужное подчеркнуть*, опять шаг, опять подставляю вторую ногу, делаю шаг и прыгаю". После сольного прыжка - подпрыжка, тройка с переходом на ход вперед, позировка-провозка на двух ногах в характере музыки, тройка и три подсечки. Переход на ход вперед, выкрюк-перетяжка- переход на ход вперед и 3А, после которого сразу исполняются финальные элементы программы - дорожка шагов и комбинированное вращение со сменой ноги.
Превалируют простые связки и двуножное катание с использованием простых шагов. Явно видна подготовка к каскаду и сольному прыжку (нарушение слитности и непрерывности шагов на заходе). Связки сконцентрированы между элементами и не являются сложными заходами/выездами (за исключением 3A). *Однако уже на этапе SA этот единственный сложный заход в программе убрали и заменили на обычный без усложнений, что на фоне тройных акселей нынешнего топа выглядит old school*. Комбинационные связки, где простые шаги (моухоки, шассе) и повороты (тройки) сменяются связующими элементами, однотипны. Исполнение связующих шагов и элементов сопровождается движениями рук и головы.
Короткая программа https://youtu.be/2ysbCF_Jf10 Патрика Чана начинается с красивой серии простых коньковых связок (подсечка, перетяжка, кросс ролл, перетяжка) и проездки с выпадом на левую ногу. Далее фигурист исполняет переход на ход вперед, пару беговых, перекидной, подсечку с переходом на ход вперед и два беговых шага перед заходом на первый прыжковый элемент - каскад 4Т+3Т. Каскад исполняется с привычного для Патрика захода: тройки после обманного шага с переходом на ход вперед. После выезда с каскада - комбинированная связка: тройка, шассе, тройка, бести на внутренних ребрах с переходом на дугу назад наружу, подпрыжка, подсечка, крюк, выкрюк (гиф 1). Сразу после этой серии связующих шагов и поворотов - пара подсечек и заход на сольный 3Lz: моухок-крюк-чоктау-шассе-моухок-подсечка. Все шаги на заходе исполнены без разрывов (пауз) в одном ритме с последним шагом, с которого исполнен прыжок. После подпрыжки на выезде с прыжка - заход на вращение в либеле со сменой ноги. Тройка на выезде с прыжка, провозка с движениями тела (body movement transition), серия подсечек и шассе, переход на ход вперед, моухок-подставил вторую ногу-переход на ход вперед - 3А (ставший для Патрика традиционным заход на тройной аксель без усложнений). После выезда с прыжка фигурист исполняет дорожку шагов и завершает программу двумя вращениями - волчком и комбинированным со сменой ноги, между которыми исполняет переход из связующих шагов и элементов (гиф 2): подсечка, моухок, широкий шаг, тройка, подпрыжка с переходом в выпад и проезд в выпаде.
Коньковые связки в короткой программе Чана не сложные, но исполнены слитно, плавно с тем самым эффектом непрерывности движения от элемента к элементу. Связующие шаги и движения в программе сосредоточены между элементами и не являются сложными заходами/выездами. С шагов исполняется только 3Lz, на выезде с которого фигурист выезжает в подпрыжку. Исполнение связующих шагов и элементов сопровождается движениями рук и головы.
Короткую программу https://youtu.be/hZVG1a1kTo0 Боян Цзинь начинает с позировки (связующих движений тела) с переходом через подсечку и шассе в связку из шагов и поворотов: дуга назад наружу, перетяжка, выкрюк, беговой, крюк, подсечка (гиф 1). Далее исполняется серия подсечек перед заходом на первый прыжковый элемент программы - каскад 4Lz+3T. Перед каскадом фигурист делает моухок, далее подставляет вторую ногу для стабилизации корпуса, затем исполняет подсечку и каскад. После выезда с каскада сразу переходит к исполнению вращения в либеле. Далее переход на ход вперед, пара беговых, крюк и серия подсечек перед заходом на 3А. Последний исполнен со сложного захода: крюк - перетяжка - переход на ход вперед. Подскок на выезде с тройного акселя, моухок, риттбергерная тройка и серия подсечек перед бауэром, переходящим в тройку (гиф 2). Серия беговых и заход на сольный 4Т: крюк-подставил вторую ногу-чоктау (исполнен переступанием)-шассе-моухок-поставил вторую ногу-моухок (пауза в шагах, Боян "задумался" перед последним моухоком). После выезда с прыжка переход через зубцовые шаги и подскок к вращению в волчке со сменой ноги и комбинированному вращению, после которых фигурист исполняет позировку (связующие движения тела) и переходит к исполнению финального элемента программы - дорожки шагов.
В программе Бояна преимущественно двуножное катание с использованием простых шагов. Заметна подготовка к каскаду и сольному прыжку (нарушение слитности и непрерывности шагов на заходе). Коньковые связки сконцентрированы между элементами и не являются сложными заходами/выездами (кроме 3А, имеющего сложный заход). Связующие элементы представлены одиночным бауэром, хорошо вписанным в структуру программы.
Михаил Коляда начинает короткую программу https://youtu.be/qBAEfRk35OQ с позировки (body movement transition), переходящей в коньковую связку с движениями корпуса и рук (гиф 1): тройка, шассе, тройка, дуга назад наружу, тройка, моухок. Далее переход на ход вперед, три подсечки и заход на сольный прыжок - 4Lz: тройка-подставил вторую ногу-моухок-подсечка. По этому поводу у меня противоречивые чувства. С одной стороны, Михаил - единственный фигурист, исполняющий сольный 4Lz в КП. Его прыжок - один из самых техничных и эффектных (впечатляющих), когда-либо увиденных мною вживую и безусловно заслуживающий высоких надбавок за качество исполнения. С другой стороны - требование о наличии обязательных шагов перед сольным прыжком в КП, которое необходимо исполнять. Непосредственно перед прыжком исполнены моухок и подсечка, что выглядит несолидно для такого технически сильного фигуриста как Михаил. Поэтому хотелось бы видеть перед моухоком более насыщенный (интересный) заход. Сразу после выезда с прыжка - переход на ход вперед и коньковая связка из простых шагов и сложных поворотов: крюк, выкрюк, беговой шаг, дуга вперед наружу, скобка (гиф 2). Далее Михаил переходит на ход вперед, исполняет моухок и серию подсечек перед заходом на каскад 4Т+3Т: моухок-широкий шаг-моухок-шассе-переход на ход вперед-тройка. После выезда с каскада переход к вращению в волчке. Далее связующие движения тела (позировка), выпад, серия моухоков и подсечек перед заходом на 3А, который исполняется со сложного захода (скобка с переходом на ход вперед) и с сложным выездом (тройка-кораблик). После тройного акселя фигурист переходит к исполнению вращения в либеле со сменой ноги, сразу после которого выполняет дорожку шагов и финальное комбинированное вращение.
В программе Михаила превалируют коньковые связки в виде шагов со сменой направления движения, которые равномерно распределены между элементами программы. Из трех прыжковых элементов сложные заходы/выезды имеет только 3А. Удивляет, почему при постановке программы хореограф не использовал весьма разнообразный инструментарий связующих элементов и движений, которым владеет Михаил (кораблики, бауэры, спирали и прыжки не из списка), что несомненно только украсит программу. Исполнение связующих шагов и элементов сопровождается движениями торса, рук и головы.
Хавьер Фернандес начинает короткую программу https://youtu.be/a5Qv3ZI2RwE с двух подсечек с позировкой (связующие движения тела) между ними, затем переходит к комбинирован связке: зубцовые шаги с переходом на ход вперед, тройка, провозка с движениями рук и тела, подсечка с переходом на ход вперед, вальсовая тройка, риттбергерная тройка. Далее пара беговых перед заходом на каскад 4Т+3Т: широкий шаг-моухок-шассе-перетяжка-подставил вторую ногу-переход на ход вперед-тройка. После выезда с каскада исполняется коньковая связка из моухока и серии троек, переходящая в мини-бауэр, серия беговых, крюк. Начинается заход на сольный 4S (гиф 1): чоктау-широкий шаг-две риттбергерные тройки (или серия троек и моухоков). Ясные и четко распознаваемые шаги на заходе исполнены без пауз в одном ритме. После выезда с прыжка перед исполнением вращения стоя - позировка с переходом в кораблик (связующие движения тела а-ля Чаплин) и подпрыжку. После вращения стоя Хавьер исполняет стилистическую позировку а-ля Чаплин и комбинированную связку из шагов и связующих движений тела: движение на правой ноге с харАктерным движением свободной ноги в стилистике программы, моухок, подсечка, джаксон (гиф 2). Далее беговой, перебежка в стиле Чаплина перед заходом на 3А - моухок-риттбергерная тройка-перетяжка-переход на ход вперед. После выезда с прыжка подпрыжка, тройка и вращение в волчке со сменой ноги. После исполнения вращения - пара беговых и позировка (связующие движения тела) перед началом дорожки шагов и финальным комбинированным вращением.
В программе Хавьера превалируют коньковые связки в виде простых и составных шагов (джаксон, вальсовая и риттбергерная тройки) со сменой направления движения, которые равномерно распределены между элементами программы. Из трех прыжковых элементов сложный заход имеют 4S и 3А, сложный выезд - только тройной аксель. В программе Хавьера широкое использование связующих движений тела (провозки и позировки) можно объяснить музыкальной стилистикой и идеей программы ("Чаплин"). Исполнение связующих шагов и элементов сопровождается харАктерными движениями торса, рук и головы, отражающими стилистику программы.
Короткая программа https://youtu.be/2cr2dlu717w Шомы Уно начинается с позировки и зубцовых шагов. Далее фигурист исполняет коньковую связку (крюк, подсечка, тройка) с переходом в провозку на двух ногах (связующие движения тела) и выкрюк. Далее две подсечки, пара моухоков и еще подсечка перед заходом на сольный 4F: крюк-широкий шаг-моухок-скобочный шаг-переход на ход вперед-тройка. Заход на сольный четверной прыжок был доработан после турнира Ломбардия Трофи. *Но уже на IdF все вернулось на круги своя и заход опять был упрощен: фигурист исполнил подсечку вместо скобочного шага, увеличив тем самым паузу между предыдущими шагами и тройкой, непосредственно с которой исполнен прыжок https://youtu.be/dJu9GQaPZHU?t=58 После выезда с прыжка переход на ход вперед и заход на вращение в либеле, после которого фигурист переходит к исполнению дорожки шагов. По окончании дорожки шагов остановка, провозка на двух ногах с резкими движениями рук, переходящая в выпад, подсечка, тройка, моухок, переход на ход вперед. Два беговых, выкрюк, подсечка, переход на ход вперед, два беговых (гиф 1). Джаксон с переходом на дугу вперед-внутрь, моухок, два чоктау (оба исполнены переступанием) перед заходом (выкрюк-тройка) на каскад 4Т+3Т. После выезда с каскада фигурист переходит на ход вперед и исполняет коньковую связку: тройка, чоктау, подпрыжка, тройка, моухок. Провозка на двух ногах с резким движением рук, моухок, четыре подсечки, моухок (гиф 2). Далее джаксон с переходом в кораблик и 3А. После кораблика на выезде с тройного акселя - заход через твизл на волчок со сменой ноги, сразу после которого фигурист исполняет переход на ход вперед и финальное комбинированное вращение.
Вторая половина программы (с драматичной остановки у бортика в конце дорожки шагов и до кораблика перед 3А) пустая по коньковым связкам (см. гиф выше). Много простой езды на двух ногах между элементами. Единственная сложная коньковая связка второй половины программы - выкрюк-тройка при заходе на каскад. Два прыжковых элемента из трех имеют сложный заход - каскад 4Т+3Т и 3А. Последний, кроме того, имеет сложный выезд. Связующие элементы представлены двумя корабликами и выпадом. Однообразные связующие движения тела (body movement transition) в виде позировок и провозок на двух ногах с пафосным воздеванием рук™ в программе под "Зиму" Антонио Вивальди вряд ли соответствуют стилистике, идее и настроению программы. Неужели эта "Зима" и правда настолько сурова? На мой взгляд, замена хотя бы пары позировок (провозок) тремя-четырьмя коньковыми связками только украсит программу и подчеркнет ее хореографическую структуру.
Юзуру Ханю начинает короткую программу https://youtu.be/kt4lKbc7gVg с коньковой связки из шагов и поворотов: тройка, подсечка с переходом в чоктау, скобка, скрещенный шаг, переход на ход вперед, вальсовая тройка, риттбергерная тройка. Две подсечки, связующие движения тела и рук, подсечка и заход на сольный 4Lo: чоктау-выкрюк-чоктау-вальсовая тройка-кораблик (гиф 1). Элегантный выезд с прыжка в кораблик на наружных ребрах с переходом в кораблик на внутренних ребрах. Далее моухок, широкий шаг, две тройки и вращение в либеле. После выхода из вращения скобочный шаг, переход на ход вперед, тройка и переход к следующему элементу программы - вращению в волчке со сменой ноги. Тройка на выходе из вращения, позировка (связующие движения тела и рук), дуга назад наружу с мягкими движениями рук и свободной ноги, кросс ролл, перетяжка, дуга назад наружу, тройка, моухок, выкрюк, тройка, скрещенный шаг, выкрюк, моухок. Три подсечки перед заходом на ключевой элемент программы - 3А, заход и выезд с которого (гиф 2) наиболее наглядно демонстрирует так называемую коньковую подачу программы: чоктау-выкрюк-тройка-перетяжка-скрещенный шаг-шассе-выкрюк. На дуге выезда с прыжка - перетяжка-выкрюк-твизл. И сразу же Юзуру переходит к исполнению коньковой связки: вальсовая тройка, перетяжка, выкрюк, тройка, вальсовая тройка, моухок, тройка, риттбергерная тройка. Далее подсечка, шассе, две подсечки перед заходом на каскад 4Т+3Т, исполняемого со сложного захода - многократных троек. После выезда с каскада и до начала дорожки шагов - красивая комбинированная связка из связующих шагов, элементов и движений: вальсовая тройка, ойлер, шассе, твизл с переходом в бауэр на внутренних ребрах, тройка и остановка перед началом дорожки шагов. Исполняемое сразу после дорожки шагов комбинированное вращение со сменой ноги является заключительным элементом программы.
В короткой программе нет ни одного пустого места. По сравнению со второй версией "Баллады" полностью обновлены коньковые связки от выезда с волчка до каскада 4Т+3Т. В новую коньковую хореографию любимый 3А вписан так органично, что создается ощущение прыжка, исполненного посреди дорожки шагов. Непрерывное движение от элемента к элементу, когда подсечки используются только для набора скорости перед заходами на прыжки (в количестве 2-3 шт.). Плавное и слитное исполнение коньковых связок при заходах/выездах на все прыжковые элементы. Эта программа имеет самый сложный набор заходов/выездов на все прыжковые элементы, которые не только идеально вписаны в хореографию, но и подобраны с учетом общей тональности и настроения программы. Превалируют одноножные коньковые связки. Не случайно Джеффри Баттл на вопрос о том, насколько сложнее катать такие программы, ответил, что разница невероятная и "подобные программы - это еще и отдельный вызов себе".
Поэтому короткая программа Юзуру Ханю вне конкуренции по разнообразию, сложности и органичности связок в хореографической структуре программы и непрерывности (слитности) движения от элемента к элементу. С точки зрения связок между элементами именно эта короткая программа имеет высшую коньковую сложность среди коротких программ топ-7 WS ISU.
СпасибА за внимание и терпение
Продолжение следует...
А теперь факты. Четверной лутц в КП исполняют лишь несколько фигуристов: Чен, Цзинь, Самарин и Коляда. Вам никогда не приходило в голову, почему трое из этого списка исполняют его в каскаде с тройным тулупом (прыгая, кстати, с того же моухока-подсечки)? Не потому, что исполнение сольного четверного лутца для них недоступно. Эти спортсмены сомневаются в том, смогут ли исполнить этот прыжок с шагов. Так, как это требуют правила для сольного тройного или четверного прыжка в КП. Потому и прыгают в каскаде, выбирая в качестве сольного более привычный прыжок.
Михаил решил прыгать в КП четверной лутц сольно как прыжок с обязательных шагов. Амбициозно? Да. Но и требования правил для сольного прыжка в КП никто не отменял. Я уверена, что для фигуриста уровня Михаила вполне возможно добавить пару-тройку шагов перед моухоком-подсечкой, чтобы не наблюдать в протоколе такого разброса GOE при его оценивании.
Еще больше зауважала Юдзуро. Восхищает меня этот парень.
И Миша наш в такой знатной компании не потерялся. Хочется ему лучших программ.
Да все эти парни - каждый по-своему - интересен, достоин уважения и имеет своих болельщиков.
Жду продолжения.
Однако даже не смотря на то, что я симпатизирую Юдзуру Ханю, мне кажется пост очень тенденциозным: в его пользу и не в пользу конкурентов. Можно было бы переименовать блог в ЮдзуруФК.
Между строк читается несправедливость по отношению к некоторым его соперникам.
Например, автор пишет про то, что Михаил - единственный фигурист, который исполняет сольный четверной лутц в короткой программе. Т.е. делает что-то совершенно не доступное для других. Однако в то же время утверждает про некоторую несолидность моухока и подсечки, как обязательных шагов перед прыжком. А, по-моему, это уже слишком. Когда другие тоже будут исполнять сольный лутц и у нас будет возможность сравнивать, тогда и поговорим про несолидность. А пока же не исключено, что 4лутц с более сложной комбинации шагов чисто исполнять вообще не представляется возможным, ведь это прыжок требующий максимальной концентрации и очень высокой скорости захода.
А так да, все-таки при всей моей любви к Михаилу - 0 гое за отсутствие шагов это честно.
Меня порадовало, что наш Миша по работе коньком уступает только Ханю. Пусть ещё только заикнутся о грибах. Под 90 - его заслуженные оценки. Что касается 4Л, Миша его и планировал исполнять в каскаде. Просто приземляет его редко. Так что да, пусть разучивает шаги на всякий случай.
А самый грибной Уно, как всегда.
И очень радует приписка, что продолжение следует)
То есть всё, кроме беговых.
И вот что у меня получилось (это опираясь на эти данные):
Ханю 55
Чен 48
Чан 47
Коляда 45
Цзинь 43
Фернандес 41
Уно 34
Очко!!! )))
А теперь посмотрите, с каких сложных шагов Ханю исполняет свой 4Р. Вообще-то 4Lo мало кто исполняет, однако Ханю действует согласно правилам, а не по принципу: раз это такой редкий и сложный четверной, то почему бы не исполнять с простого захода, раз другие вообще не исполняют или заходять на прыжок обычными беговыми.
Поэтому, это не отменяет факт того, что Коляде не хватает шагов перед 4Lz.
Ужасно обидно за то, что ни в КП, ни в ПП Михаила в этом году не включили связующие элементы "по полной программе" - они у него такие красивые, бауэр просто потрясающий, мне кажется, его можно было бы вписать в КП так, что дыхание бы прерывалось! А в этом сезоне даже из показалок вся красота ушла, упрятали её от зрителей. Наверное, хотят стабилизировать новые квады, а через сезон наворачивать "бантиков и пуфиков" на надежный костяк, но... Эх. Буду верить, что вернут)