8 мин.

Такую цену не платил за победы еще ни один ребенок. О ситуации с Леной Костылевой

Скандал вокруг 14-летней Лены Костылевой, пожалуй, первый в нашем фигурном катании, который связан с детско-родительскими отношениями.

Отдельные примеры были и раньше: например, когда два года назад сбежала с тренировки и потом спустя сутки нашлась в кинотеатре Алина Горбачева. Но вот так публично отношения с собственным ребенком еще не выясняли. Не только в фигурке, а вообще в российском спорте.

Да и в мировом, случалось, когда спустя годы уже взрослые дети начинали рассказывать об абьюзе и рвали все связи с родителями (например, теннисистка Елена Докич даже не пришла на похороны отца-тренера). 

И наблюдать за этим в режиме онлайн по-настоящему страшно. Что же натворила Ирина Костылева?

1. Соцсети

Грамотное ведение соцсетей – точно не тот навык, которым обладает большинство наших фигуристов. А уж если брать людей старшего поколения (тренеры, родители), таких вообще единицы.

Что такое телефон в неумелых руках, демонстрирует Ирина Костылева. В своем телеграм-канале (сначала одном, потом его заблокировали за оскорбления – пришлось заводить новый) она никогда не стеснялась в выражениях. Оскорбления в адрес других фигуристок шли вперемешку с критикой тренеров и собственного ребенка.

Запретных тем для Костылевой-старшей не существует: она обсуждает вес Лены, ее «плохие гены», пишет, что «неужели я должна под подушку Леночке шоколадки положить, чтобы жирная жопа чемпионки России в дверь не вошла»...

За последние дни число подписчиков выросло, теперь их почти 9 тысяч. Стоит ли такая популярность отношений с дочерью?

2. Отношение к собственному ребенку

За последние дни о поведении Ирины Костылевой высказались почти все, кто сталкивался с ней в академии Плющенко, от тренеров до методиста. Показания удивительно схожи. Все говорят об оскорблениях Лены и случаях применения к ней физической силы.

Вот, например, методист «Ангелов Плющенко» Елена (она в ежедневном режиме работала с Костылевой-старшей):

«Уж на что я человек с железной выдержкой и нервами – но были такие моменты, когда я была шокирована поведением Ирины. Были безумные крики в отношении Лены. Также она ее била. Это подтверждают видеозаписи, я лично это подтверждаю.

У меня кабинет находится рядом с комнатой, где Лена переодевается. И каждый день, пока маме Ире не закрыли доступ в академию в связи с ее поведением, был ежедневный ор и оскорбления Лены. Я несколько раз просто выбегала из кабинета в раздевалку – было страшно это слушать.

Сейчас это уже перешло все границы – человек перевирает слова, говорит мне одно, другим – противоположное. Я могла ей дать проораться, мы много проговаривали ситуаций в академии – как она видит события, как я. Можно было донести неверность ее восприятия. И то, что она била Лену... Это нельзя выкладывать в публичный доступ, но это страшно. И что она пишет и говорит всем вокруг – это беспредел. Есть же авторитет школы. И кто-то в любом случае ее читает – верит или хочет верить, какая она бедная и несчастная и как у нее хотят отнять ребенка».

«В фигурке нужно откусить руку, которая замахивается на тебя». Как мыслит мама Костылевой

Тренер Екатерина Митрофанова:

– Соответствует ли действительности информация, что у Лены обнаружились раны на теле?

– Раны действительно были обнаружены. То, что было написано в соцсетях об этом, – правда.

– Откуда они могли произойти?

– Не хотелось бы предполагать на этот счет. Это дело ребенка, и она сама расскажет, если посчитает нужным. Я же могу сказать, что это абсолютно точно нездоровая и ненормальная атмосфера вокруг ребенка, которая создается изо дня в день.

Бывшая фигуристка и тоже тренер Елены Костылевой Елизавета Нугуманова:

«Так как я переодевалась в одной раздевалке с Леной, я ежедневно видела, как мама неоднократно унижает Лену, говорит ей слова не просто плохие, а ужасные – что нельзя говорить спортсмену, это ломает психику ребенка. Потом она ее била на моих глазах, я сразу шла к нашим администраторам и охране в слезах от того, как мне жалко ребенка, который полностью выкладывается на тренировках.

После того как она ее ударила в живот, Лена подошла ко мне и сказала, что нужно что-то делать, звонила Яне Александровне, и после этого на следующий день в академию приехали все органы. Всему этому есть видеодоказательства с камер наблюдения академии, и есть видео у меня на телефоне.

Я давала показания полиции, которая приезжала к нам в академию, органам опеки, все зафиксировано. Именно после этого моя работа с Леной завершилась. Теперь вы понимаете, почему мы не работаем? Потому что я была на стороне Лены».

Высказалась даже трехкратная олимпийская чемпионка и депутат Госдумы Ирина Роднина. Она еще возглавляет Федерацию фигурного катания Московской области, которую представляет Костылева. И тоже кое-что видела из жизни Лены и ее мамы. 

«У нас уже были проблемы с этой мамой на катке, это факт – именно из-за ее отношения к ребенку. И на каток уже вызывали полицию, когда она третировала девочку. Это все зафиксировано полицией, причем ее вызвали родители других детей. Но какое решение тогда приняли в правоохранительных органах, я не знаю». 

3. И что теперь делать?

«Ангелы Плющенко» сделали выбор. Ирине Костылевой уже вынесено предупреждение за административное правонарушение в виде «ненадлежащего исполнения родительских обязанностей». Но инциденты, о которых там шла речь, были еще летом.

Сейчас Евгений Плющенко подал жалобу на имя уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой в отношении Ирины Костылевой из-за жестокого обращения с дочерью. По обращению ведется проверка.

Фигурнокатательная общественность, кажется, в шоке.

«Лена мне симпатична и очень нравится, как она катается и как прыгает, – заявил Александр Жулин. – Я абсолютно уверен в том, что ее мама – просто неадекватный человек. Потому что я знаю, что Лена раньше тренировалась и у Игоря Лютикова, и у Этери Тутберидзе, а потом перешла к Жене (Плющенко). И везде у нее возникала одна и та же история.

Ну не может мать настолько влиять на тренировочный процесс, она так просто угробит ребенка. Ей бы отойти в сторону и дать возможность профессионалам заниматься своим делом. На мой взгляд, во всех таких ситуациях с этой женщиной неправа она».

Я побывала в гостях у Костылевых. Вот детали о скандальной семье

Вмешался уже и зампредседателя комитета Госдумы по физкультуре и спорту Дмитрий Свищев. Он тоже на стороне академии и встревожен судьбой Лены Костылевой.

«Евгений Плющенко сам является папой и все хорошо понимает. Он прекрасно знает, что такое спорт, и что в спорте самое главное – дисциплина. И это накладывает ответственность не только на ребенка, но и на родителей.

Но это не дает основания жестоко относиться к детям. Поэтому Плющенко все делает совершенно правильно. И если есть факты насилия со стороны одного из родителей, тем более находящегося на учете в органах опеки, то надо срочно принимать меры. Ребенка надо защитить, и Евгений все делает верно.

Любой факт, подтверждающий насилие или другие противозаконные методы обращения с детьми, должен расследоваться. И если Плющенко усилил заявление подтверждающими документами, то соответствующая комиссия обязательно должна все проверить и вынести вердикт.

Потому что никому не позволено проявлять насилие по отношению к детям. Даже если это родители. Свое расследование должны провести и органы опеки. И если факты подтвердятся, то разговор уже будет вестись совсем по-другому». 

***

Мы приехали в академию «Ангелы Плющенко» и посмотрели видео, которые упоминают обе стороны конфликта. Мы не можем опубликовать эти материалы, так как не имеем ни морального, ни юридического права.

Многие материалы сняты самой Ириной, а за кадром слышен ее голос. Даже когда Лена в слезах просит убрать камеру.

И там действительно есть физическое воздействие. После одного из этих видеоматериалов академия летом и обратилась в органы опеки, и Ирине Костылевой вынесли предупреждение. 

Даже для жесткого мира фигурного катания такое – явный перебор. В фигурке действительно не принято сюсюкать и жалеть, даже детей. Но вряд ли какая-то еще мама может позволить себе подобные действия и слова по отношению к дочери. 

Наверное, сейчас ситуация зашла так далеко, что безболезненного выхода из нее не существует. Удар по психике 14-летней Лены нанесен мощнейший. Удивительно, как она на фоне этого ужаса еще умудряется брать медали.

Наверное, такую дорогую цену не платил за победы в фигурном катании еще ни один ребенок. И речь тут вообще не о потраченных на развитие фигуристки Костылевой миллионах.

Что за война у Плющенко и мамы Иры? Объясняем доступно

Фото: Фото: РИА Новости/Александр Вильф