8 мин.

«Мне не нужна похвала – мне нужна правда». Как самый юный кипер Евро стал надеждой Нидерландов

Называют новым Нойером и Куртуа. 

Барт Вербрюгген из Нидерландов – самый молодой вратарь на Евро за последние 60 лет. Первый матч – против Польши – он провел в 21 год и 303 дня. За всю историю турнира моложе только двое киперов – испанец Хосе Ирибар (победитель-1964) и чехословак Вильям Шройф (бронза-1960). 

Но дело не только в возрасте: Вербрюгген играет так, что учитель Ван дер Сара сравнивает парня с лучшими вратарями 21-го века, а вопрос о первом номере сборной наконец-то закрыт. Последние четыре года у Рональда Кумана были серьезные проблемы с вратарями – перепробовал аж 9 человек. 

Вербрюггена – последним, он дебютировал в октябре 2023-го. Но именно он-то и был нужен.

Артем Терентьев изучил, как это случилось. 

Путь Вербрюггена: в 15 – занятия с психологом, в 17 – отдельное жилье и переезд в Брюссель, в 18 – потеря отца, в 20 – вытеснил капитана из старта

Барт Вербрюгген очень быстро схватывает.

В 15 (тренируясь в скромной академии НАК «Бреда») занимался с психологом, чтобы вырасти ментально: «Вратарь постоянно балансирует на грани геройства и провала. Я искал способ к этому подготовиться». 

Изначально Барт скептически относился к сеансам, но сложно противостоять советам семьи, в которой отец проводил личные тренинги в компаниях, сестра изучала психологию, а мама работала психотерапевтом. Спустя несколько месяцев он поблагодарил их: «Для меня будто открылся новый мир». 

Занятия с психологом – до сих пор неотъемлемая часть работы над собой. 

В 17 Барт уже жил один – в съемной комнате в Брюсселе. Каждое утро садился на велосипед и катил на тренировку «Андерлехта», который выкупил его у «Бреды» за 300 тысяч евро. Причем до официальных матчей за родной клуб. Все дело в мужичке по имени Йелле тен Раувелар. Это легенда «Бреды», после карьеры он пошел работать в академию – и переехал в «Андерлехт» как раз перед молодым талантом, сразу посоветовав выкупить Барта. 

«Йелле очень многому научил. Помню, как вечерами мы переписывались и обсуждали Лигу чемпионов: «Ты это видел? Давай обсудим завтра», – рассказывал Вербрюгген. 

В 19 Барт дебютировал за «Андерлехт» – основной вратарь сломался, а Венсан Компани неожиданно доверился молодому без матчей на взрослом уровне. Барт справился: кризисный «Андерлехт» цеплял очки в финальной пульке чемпионата Бельгии. Но к следующему сезону вернулся основной вратарь и капитан команды Хендрик ван Кромбрюгге. 

В 20 парень пошел к руководству «Андерлехта»: «Я не готов сидеть до 24 лет, ожидая шанса». Это звучало не высокомерно – скорее дерзко и уверенно. Его тогда успокоили, но шанс выпал только спустя полгода – снова в кризисный период: 0:5 от «Стандарда», четыре поражения за 6 туров и 11-е место. 

В такой обстановке Барт вернулся в основу и провел эти полгода в 2023-м так, что болельщики признали лучшим игроком сезона. Особенно мощно выглядел в еврокубках: дотащил «Андерлехт» до 1/4 Лиги Европы. Сначала выиграв серию пенальти с «Лудогорцем» (отбил три удара из трех), затем штампуя сэйвы с «Вильярреалом». 

Летом 2023-го пришел «Брайтон» – с 20 млн евро, что в 66 раз больше предыдущего трансфера Барта. Еще 2 млн в качестве процента перепало родному клубу. 

Успех, но его не застал отец (Коэн Вербрюгген) – в 2021-м неожиданно умер из-за остановки сердца. В память о нем Барт играет с английской «С» на перчатках – первая буква имени отца. 

«Это случилось очень внезапно. За день до смерти мы дурачились в Бреде. А потом — его нет.

Клуб предложил отдых, но я отказался. На следующий день уже решил (как и моя семья), что буду работать в два раза больше. Уверен, отец бы не хотел, чтобы его смерть негативно повлияла на мою карьеру. Он так гордился мной. Помню, как спросил однажды — когда я был еще совсем ребенком: «Могу прийти и посмотреть, как ты тренируешься?». Меня это так тронуло, я рассмеялся. После он был со мной всегда и везде. Это мой самый большой поклонник. К сожалению, он не увидел мой дебют за «Андерлехт».

Но я чувствую, что он всегда рядом.

Говорят, что есть вратари с ангелом на перекладине. Я довольно приземленный человек, но иногда тоже это ощущаю». 

Необычный стиль Вербрюггена: хорош в игре ногами как новое поколение, силен на линии и выходах – как старая школа

Вербрюгген не побоялся уехать в «Брайтон» (который в прошлом сезоне стал шестым в АПЛ) за год до Евро. Опыт в «Андерлехте» подсказывал – шанс будет всегда. 

Барт начал в запасе (конкурировал с опытным британцем Джейсоном Стилом), но в итоге провел 27 игр (21 в АПЛ) – и 10 из 12 последних матчей при Де Дзерби.

Тренер вратарей «Брайтона» Джек Стерн так объяснил The Athletic особенность Барта: 

«Он невероятно хорошо играет ногами – способен выполнять передачи, которые под силу только лучшим вратарям. Но что еще важнее – он эти передачи видит. И при всем этом у него очень развиты качества голкиперов старой школы: техника остановки мяча, игра на линии, игра на выходах, умеет защищать пространство за пределами штрафной. Конечно, у него много вещей над которыми надо работать, но нет ни одной ключевой слабости».

Незаметное, но важнейшее в игре Барта – ментальность. К 21 он выиграл две непростых конкуренции – у капитана в «Андерлехте» и у опытного ветерана в самой жесткой лиге мира (в первый же сезон). Часть секретов (помимо занятий с психологом) – это йога, медитация и отказ от похвалы тренеров.

«Голкиперы, с которыми я работал до Барта, были гораздо оживленнее и эмоциональнее в день матча – и нуждались в разговорах, мотивации. Он не такой, – говорит Стерн. – Одна вещь меня сильно удивила – Барту не нужна похвала. После нескольких тренировок он сказал: «Вы все время говорите, что я молодец после простых сейвов. Я хочу правды, чтобы быть сильнее». 

Уверен, он станет одним из лучших в мире». 

Еще одна деталь – настрой на матчи. Для Барта, у которого пока игр в запасе примерно столько же, сколько и в старте, это отдельная история. 

«Всегда нужно выходить одинаково – неважно, в запасе ты или в старте, – объясняет Вербрюгген. – Даже на скамейке ощущения немного другие, ты должен себя зарядить. Я научился стоически относиться к любой ситуации. Есть шанс – надо его использовать; нет – надо работать, будто следующий матч начинаешь в старте».

У Нидерландов тяжелая история с сериями пенальти: шесть поражений за восемь попыток. Вербрюгген хорош на линии, но не записывает подсказки по бьющим, как Джордан Пикфорд. 

«На моей бутылке не будет ничего, все в голове, – рассказывал Барт уже на Евро. – Мы изучаем каждого игрока соперника – для этого есть компьютерная программа, где все максимально подробно. Наши аналитики делают целые презентации. Буду ли я стоять на линии до последнего? Не хочу давать подсказки оппонентам. Скажу так: чем меньше бьющий сосредотачивается на мяче и смотрит на него во время подготовки удара, тем лучше. Это дает преимущество. Но я не делаю ничего специально [чтобы сбить настрой бьющего] – все инстинкты». 

Как Вербрюгген покорил всех на Евро: после критики (за гол Забитцера) сравнивают с Нойером и Куртуа

Барт уже пережил непростой момент в сборной – его обвиняли в третьем голе от Австрии. Тогда Забитцер переиграл его в стиле Андрея Аршавина – сблизился и послал мяч в ближний верхний угол. 

Но Вербрюгген не ушел в самокопания и максимализм, а признал бессилие и отбил критику одним ответом: «Думаю, [тот удар] было невозможно остановить. Во время игры всегда есть определенная уверенность в себе – иногда она перерастает в ощущение непобедимости. Такое ощущение есть и сейчас. Но Забитцер сделал все очень хорошо. Да, в ближний угол, но моя задача защищать не ближний, а все ворота». 

Главная поверка была против Турции в 1/4 финала. Вербрюгген помог остаться в игре и не дрогнул в концовке после камбэка: «При 2:1 я сказал себе: «Впереди один или два больших момента для Турции, я должен быть готов». Но в тот день у нас играло будто шесть вратарей – каждый старался заблокировать удар. Это дает много эмоций – будто мы забили еще один гол». 

После пяти матчей на Евро Вербрюггена называют главным открытием сборной. Франс Хук, который работал с Ван дер Саром и тренировал вратарей в «Аяксе», «Барселоне», «МЮ» и сборной Голландии, сказал: «Это новый Мануэль Нойер и Тибо Куртуа». 

Но Вербрюгген спокоен: «Я даже не знаю, что обо мне пишут – стараюсь ничего не читать. Венсан Компани учил в «Андерлехте»: «Не верь шуму, не верь драме». Сохраняй спокойствие и когда тебя возносят до небес, потому что ты не такой уж и хороший, и когда тебя уничтожают, потому что не такой уж и плохой».

От любого другого это звучало бы наивно, но от Барта – нет. Последние 9 месяцев с момента дебюта он проходит через самый яркий период карьеры – и пока сохраняет себя. Сейчас он в полуфинале Евро – всего за 84 матча на взрослом уровне. 

Да, Барт Вербрюгген очень быстро схватывает.

Телеграм-канал Артема Терентьева

Фото: Gettyimages.ru/Alex Grimm, Clive Mason, Matt McNulty; www.imago-images.de, Panoramic/Global Look Press; AP Photo/Matthias Schrader