10 мин.

Культовый фильм Андрея Тарковского – Сталкер

1

Осторожно! Вы входите в зону трансцендентного заражения!

Зона — это очень сложная система… ловушек, что ли… и все они смертельны! Не знаю, что здесь происходит в отсутствие человека, но стоит тут появиться людям, как все здесь приходит в движение.

Бывшие ловушки исчезают — появляются новые. Безопасные места становятся непроходимыми, и путь делается то простым и лёгким, то запутывается до невозможности!

Это — Зона. Может даже показаться, что она капризна, но в каждый момент она такова, какой мы её сами сделали… своим состоянием.

Не скрою, были случаи, когда людям приходилось возвращаться с полдороги, не солоно хлебавши. Были и такие, которые гибли у самого порога Комнаты. Но все, что здесь происходит, зависит не от Зоны, а от нас!

Сталкер о «Зоне»

1

Интересное описание, не правда ли? Очень похоже на описание нашего подсознания. Действительно, оно таит немалую опасность, оно наполнено ловушками (бессознательные фобии,  неукротимые эмоции), и запутывает нашу жизнь до невозможности.

Бывают случаи, когда люди гибнут от работы подсознания – сходят с ума, заканчивают жизнь самоубийством. Возможно, наша душа тоже спрятана в его глубинах. Подобная трансцендентная аллегория сразу же приходит на ум, и не покидает весь фильм.

1

Главный герой - "Сталкер" в исполнении Александра Кайдановского

1

В центре картины – трое: Сталкер, Профессор и Писатель. Их имена не названы, и уже на этом этапе начинают закрадываться подозрения, что обезличены наши герои не случайно.

Главный же герой – Сталкер – является проводником в Зону, где, по легенде, расположена комната желаний. Профессор и Писатель нанимают Сталкера в угоду своим личным мотивам. 

1

Один из сильнейших кадров фильма

Сюжет кинофильма менялся многократно. Как и сама картина переснималась целых 3 раза. В итоге из сценария был убран практически весь фантастический замысел братьев Стругацких. Кстати, для многих фанатов «Пикника на обочине» это стало причиной даже ненависти к фильму. 

1

Сталкер стал блаженным проводником, а не рисковым человеком, который похищает артефакты. Провести кого-то в Зону – стало смыслом его жизни, его благородной миссией.

1
Реклама 18+

Андрей Тарковский буквально создал свою собственную Вселенную, которая по праву называется культовой, и является его величайшим вкладом в сокровищницу мирового кинематографа. 

1

Фильмография Андрея Тарковского

1

P.S. У фильма невероятно мощное радиоактивное поле, как и у самой Зоны.

Вы – почувствовали?

1

Дополнительные материалы

Мнения о фильме:

 

Андрей Тарковский

Что касается идеи «Сталкера», то её нельзя вербально сформулировать. Говорю тебе лично: это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить. Для этого он ходит в Зону. Понимаешь? В насквозь прагматическом мире он хочет заставить кого-то во что-то поверить, но у него ничего не получается. Он никому не нужен, и это место — Зона — тоже никому не нужно. То есть фильм о победе материализма… 

1

Мне важно установить в этом фильме то специфически человеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность. Ведь при всём том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живёт в каждом человеке.

 

Борис Стругацкий

1

Работать над сценарием «Сталкера» было невероятно трудно. Главная трудность заключалась в том, что Тарковский, будучи кинорежиссёром, да еще и гениальным кинорежиссёром вдобавок, видел реальный мир иначе, чем мы, строил свой воображаемый мир будущего фильма иначе, чем мы, и передать нам это своё, сугубо индивидуальное видение он, как правило, не мог, — такие вещи не поддаются вербальной обработке, не придуманы ещё слова для этого, да и невозможно, видимо, такие слова придумать, а может быть, придумывать их и не нужно.

Впрочем, всё это теория и философия, а на практике работа превращалась в бесконечные, изматывающие, приводящие иногда в бессильное отчаяние дискуссии, во время коих режиссёр, мучаясь, пытался объяснить, что же ему нужно от писателей, а писатели в муках пытались разобраться в этой мешанине жестов, слов, идей, образов и сформулировать для себя наконец, как же именно (обыкновенными русскими буквами, на чистом листе обыкновеннейшей бумаги) выразить то необыкновенное, единственно необходимое, совершенно непередаваемое, что стремится им, писателям, втолковать режиссёр.

 

Майя Туровская

1

Фильм суммирует всё накопленное режиссёром мастерство.

Мир «Сталкера» в своей обыденности, скудости, выморочности приведен к той степени единства и напряжённости, когда он почти перестает быть «внешним» миром и предстает как пейзаж души после исповеди.

Кажется даже, что комплекс постоянных тем и изобразительных мотивов, обуревавших режиссёра долгие годы, реализованный им до конца, исчерпанный и отданный экрану, из «Сталкера» вычтен. За этот счет «Сталкер» выглядит гораздо целостнее, более сжато и едино, чем было «Зеркало».

 

Актерский состав:

Безусловно, это именно тот фильм, когда ты наслаждаешься великолепной игрой всех без исключения, ведь достаточно было одной фальшивой нотки, чтобы вся волшебная аура исчезла.

Реклама 18+

Александр Кайдановский, один из самых вдохновенных блаженных на экране, мне запомнился особенно. Возможно, именно эта роль обессмертила его для будущих поколений. Многих уже с нами нет: ни Анатолия Солоницына, ни Николая Гринько, ни оператора Александра Княжинского, ни упомянутого Кайдановского, ни самого Андрея Тарковского. Но память о них живет и пройдет сквозь века, в том числе и благодаря этому фильму. 

 

Фотографии со съемок

1
1
1
1
1
1
Реклама 18+
1

 

Постеры к фильму

1
1
1
1

 

Кадры из фильма

1
1
Реклама 18+
1

 

Трейлер:

 

Музыка:

Отдельного внимания заслуживает музыка Эдуарда Артемьева.

Личность в советской электронной музыке коллосальная, причем Артемьев зарекомендовал себя мастером написания музыки именно к фантастическим фильмам. С Андреем Арсеньевичем сотрудничали прежде еще в фильме "Солярис".

Лично мне эти мотивы очень помогли настроиться на нужную волну.

Плейлист Дуарда Артемьева:

1

Ссылки: (картинки кликабельны)

1
1
Реклама 18+
1

Желаю всем приятного просмотра, с вами был Шерлок, специально для проекта кинорулетка Парадизо

1