10 мин.

Rückblick: «Айнтрахт» и «Байер»

Понемногу подбираясь к концу нашей серии итогов сезона, поговорим на этот раз о несбывшихся надеждах – проживших лишь несколько весенних недель и, наоборот, медленно умиравших весь прошлый сезон. В очередной ретроспективе: надо ли было увольнять Роджера Шмидта, как правильно мотивировать футболистов, и какое второе название носит с этой весны берлинская Александрплатц.

 «АЙНТРАХТ»

Прошлый сезон едва не закончился для «орлов» пикированием во вторую Бундеслигу, поэтому перед нынешним единственной задачей было не допустить повторения. Нико Ковач с горящими глазами подошел к первой в своей тренерской карьере полноценной клубной предсезонке, и его подопечные вышли на старт сезона мотивированными, заряженными, полными сил и желания не допустить снова свежих еще в памяти вольностей с положением в таблице.

С первых же туров «Айнтрахт» приступил к выполнению плана, играя динамично, резко, с акцентом на фланги в атаке, с упором на короткий пас и со свойственной хищникам безжалостностью к соперникам. Эта черта сохранится в течение всего сезона, по итогам которого Франкфурт набрал 84 желтых карточки и 6 красных, что стало абсолютным максимумом для этого сезона: идущий вторым в таком зачете «Гамбург» уступает больше чем на десяток «горчичников». Индивидуально игроки «Айнтрахта» также оказались впереди планеты всей: в топ-5 самых плодовитых на желтые карточки сразу трое «орлов» (тринадцать у Маскареля и по десятку у Фабиана с Ребичем).

Тем не менее, Франкфурт – город и клуб – словно плавильный котел. Он принимает всех и находит место всем, от юркого мексиканца Фабиана, топ-голеадора клуба в этом сезоне с семью голами, до австрийского вратаря Линднера, внезапно на второй год дебютировавшего в Бундеслиге после глупейшего удаления Градецки. От целой шайки балканских парней с кипучей кровью до неизбежно стареющего Алекса Майера, которому Нико Ковач тоже смог найти применение, несмотря на его ушедшую скорость.

Так разношерстный франкфуртский интернационал вошел во вкус и взял резвый темп. В первой половине сезона запала и мотивации хватало даже невзирая на травмы, которые позже сыграют одну из ключевых ролей. Но пока ситуацию удавалось держать под контролем, вакансии в составе позволяли экспериментировать. Одним из таких шагов был выход в ноябрьском матче против «Вердера» Аймена Баркока – тогда 18-летнего атакующего полузащитника с марокканскими корнями из франкфуртской академии. Ставка сыграла: 15 минут потребовалось юноше с момента дебюта за взрослую команду до победного гола. В течение сезона Баркок нередко будет появляться на поле.

На зимнюю паузу «орлы» уходят, гордо угнездившись на четвертом месте, и впереди, кажется, уже маячат потенциальные еврокубки. Тем не менее, после праздников картина меняется до неузнаваемости. В игру вступают два фактора. Во-первых, отсутствие как у Нико Ковача, так и у его брата Роберта опыта на клубном уровне, в результате чего за зимнюю паузу разлаживаются даже работавшие прежде механизмы. А во-вторых, наступивший пик травм.

По инерции «орлы» выигрывают три из четырех первых матчей после перерыва (один из них в Кубке) и даже задерживаются на какое-то время на третьей позиции в таблице, но все заканчивается 11-го февраля на «Бай-Арене». Разгромный счет 0:3 кладет начало душераздирающей серии в 10 матчей без побед, за которую Франкфурт наберет лишь три очка – все из них в родных стенах.

Вывести команду из крутого пике не по силам даже тому, кому, казалось бы, теперь все по плечу. В кубковом матче против «Арминии» на 92-й минуте на поле возвращается капитан Марко Русс, которому пришлось сменить футбольную майку с орлом на груди на больничную робу: в мае прошлого года, незадолго до стыковых матчей, у него нашли рак яичек. Спустя девять месяцев он снова вернулся на поле. Но даже такого усиления, больше морального, чем тактического, не хватает, чтобы остановить падение.

Долгожданный перелом случается в матче с захлебывающимся по состоянию на конец апреля «Аугсбургом» – и этого импульса хватает, чтобы спустя три дня выйти на, пожалуй, самую важную игру сезона. Полуфинал Кубка против Гладбаха проходит так же тяжко, как большинство кубковых матчей сезона: из четырех предыдущих встреч две завершились сериями пенальти. Как и в этот раз. Не без символизма: ключевой пятый пенальти бьет и забивает Русс, а решающий берет на себя, подтверждая «закон бывшего», прошлогодний «жеребец» Бранимир Хргота. Франкфурт впервые за 29 лет позволяет себе мечтать о титуле.

Остаток сезона проходит в эйфории предвкушения: кажется, все силы брошены на подготовку к финалу. Лигу «орлы» заканчивают на одиннадцатом месте, но и тренерский штаб, и игроки даже не пытаются как-то классифицировать этот результат, глядя лишь вперед. Как и воодушевленные болельщики, переименовавшие на сутки при помощи специально подготовленных наклеек берлинскую Александрплатц в Алекс-Майер-Платц.

В финале, разумеется, чуда не случается.

Тем не менее, первый полноценный сезон для Нико Ковача у руля Франкфурта явно закончился лучше изначальных ожиданий. Даже несмотря на внезапное падение во второй половине, запаса первой части сезона хватило, чтобы остаться в стороне от народного развлечения в виде борьбы за выживание. Ну а попадание в финал Кубка стало вишенкой на торте прогресса, которого клуб добился за год. «Орлам» предстоит еще справиться с последствиями масштабного оттока игроков в это трансферное окно, но пока с уверенностью можно сказать одно: в этом сезоне стакан скорее наполовину полон, чем пуст.

Автор: Anna Konovalova (автор блога «Не во сне, а наяву», переводчик блога «Бундеслига.ру»)

***

«БАЙЕР» 

«Верю, что чемпионом станет Леверкузен» – на это смелое заявление Паля Дардаи Германия прошлым летом привычно снисходительно усмехнулась. Сам Леверкузен тоже

усмехнулся, но скорее из чувства самосохранения. И на миг зажмурился – по страницам прессы уже тогда бегали фразы «самый дорогой состав в истории», «тренерская стабильность», «перестройка «Баварии», «второй сезон Дортмунда», так что ожидания у «Байера» были оправданно высокими. И тем тяжелее сознавать, что в итоге позади остался сезон, когда просто все пошло не так.

А виной тому лишь два фактора. Первый, как ни смешно – тот, что считался плюсом. Тренерская стабильность хороша, лишь если тренер, когда нужно, умеет удивлять – и соперников, и даже иногда себя. Футбол же Роджера Шмидта, который скорее пойдет работать по специальности инженером, чем откажется от своей излюбленной системы, к третьему году его работы разобрали на атомы решительно все.

Играть стало трудно, матчи перестали легко даваться. И в этот момент сработал второй фактор – молодости состава. Причем, молодости ментальной. Проще говоря – отсутствия пресловутого лидера, который мог повести за собой. Или хотя бы без дрожащих коленок забивать пенальти.

Немного обидно, что любой из этих факторов без наличия второго возможно не привел бы к столь суровым последствиям. Впрочем, прощаться со Шмидтом в любом случае было пора. Ведь даже если бы игроки, как год назад, смогли собраться и добить сезон, выигрывая матчи на классе, в футбол все же надо играть не сквозь зубы, а с удовольствием. Намеки на то, что «Байер» и его тренер устали друг от друга, появлялись уже прошлой весной. Но как часто бывает после расставания по такому принципу, порознь лучше не стало. Чалханоглу с Камплем и после увольнения Шмидта продолжали общаться с ним, а остальная команда буквально впала в кому.

Впрочем, причина была, конечно, не в тоске, а в неверном выборе преемника. Тайфун Коркут попытался наскоро научить впервые увиденный коллектив более спокойному футболу: без такого агрессивного прессинга, с большим вниманием к обороне. Получалось плохо – «Байер» почти перестал атаковать, а чтобы проиграть, хватало и одного пропущенного мяча после ошибки, которые оборона просто отвыкла не совершать. «У игроков уже кружилась голова от футбола Шмидта, но играть иначе они попросту не умеют» – писала в те дни Rheinische Post.

В тот момент Леверкузену явно был нужен не стратег, а мотиватор. И уж если таковой не нашелся, надо было просто не делать резких движений. Это, кстати, понимал Руди Феллер, который до последнего не хотел увольнять Шмидта. Недавно в интервью он сказал, что разбегаться с Роджером было нужно, но не в тот момент. Да, именно так. Либо перед зимней паузой (когда, на минуточку, были нетрудоустроены интересовавшие «Байер» Хеккинг и Хрубеш), либо взять за образец расставание Дортмунда с Клоппом. Решение прощаться после сезона могло если не встряхнуть игроков, то как минимум, четче прорисовать им будущее – ведь непонимание того, что будет завтра, концентрации тоже сильно мешало.

Однако в итоге панический ход загнал клуб на край пропасти, где из-под ног игроков вниз посыпались камни. Случалось с вами когда-нибудь? Знаете, как такие моменты на миг парализует? Именно это произошло в матче с «Шальке», когда к 18-й минуте на табло «Бай-Арены» горело 0:3. Всеобщие призывы осознать серьезность положения неопытных

борцов за выживание не мотивировали, а попросту напугали. Закончился матч счетом 1:5 и долгим разговором игроков с фанатами, которые лишь тогда наконец поняли, чего команда от них ждет. И перед следующим домашним матчем провели одну из самых мощных акций за все время существования «Байера». Десять тысяч человек, проводивших клубный автобус на дерби с «Кельном», вдохновили куда лучше громких лозунгов. И пусть даже в процессе матча «Байер» горел 0:2, оба гола были пропущены на том самом невезении, которое тоже преследовало клуб весь сезон. Травма Беллараби, оставившая его без футбола на весь первый круг. Дисквалификация Чалханоглу за прегрешения десятилетней давности, когда руководству клуба хотелось только спросить: «А при чем тут мы?...»

Однако в дерби «Байер» наконец отреагировал на невезение по-взрослому – не окайфейсом, а двумя голами в ответ. Символично, что начало камбэку положил идол клуба Кисслинг, а спустя неделю он и Чарлес Арангис забили на «Олимпиаштадионе» пенальти – словно закрыли все гештальты сезона.

Да и вообще счет 6:2 стал тогда приятным сюрпризом. Конечно, было ясно, что, когда угроза вылета минует, игроков «отпустит», но мало кто думал, что на смену нервозу придет не усталость, а злость. Это, впрочем, лишь напоминает о том, какая в этой команде дремлет мощь. 17-летний Хавертц, спасший голами три проигранных матча, параллельно сдавая школьные экзамены. Лено, сыгравший лучший сезон в карьере. Кампль, забивший «Тоттенхэму» на «Уэмбли», весь сезон играя с травмой лодыжкой на обезболивающем…

Этому составу нужно лишь одно – правильные руки. Конечно, найти их после такого сезона было трудно, но выбором Хайко Херрлиха фанаты довольны. Игровые идеи у творца успеха «Ян Регенсбурга» схожи с традиционными идеями «Байера», да и сам тренер – человек волевой, помешан на командной атмосфере, идентификации с клубом и самоотдаче. Такой Леверкузену понравится, и тревожит в его отношении лишь отсутствие опыта на высоком уровне.

А в остальном – не так уж и плохо. Контракты у большинства лидеров длинные, так что продадут, похоже, немногих. Причем, самое ценное то, что никто не горит желанием уходить. Один неудачный год не стал приговором, но если за ним последует второй, жить станет уже сложнее. Поэтому цель на следующий сезон предельно ясна – просто вернуться в еврокубки.

Автор: Ailin (автор Sport-Express.ru, редактор блога «Бундеслига.ру»)

***

Все, кто дочитал до конца, получают +10 к удаче любимой команды!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер!

***

Читайте также:

Rückblick: «Вольфсбург», «Дармштадт», «Хоффенхайм»

Rückblick: «Гамбург», «Вердер», «Кельн» 

Rückblick: «Аугсбург», «РБ Лейпциг», «Герта»

Rückblick: «Боруссия» Менхенгладбах, «Майнц», «Шальке»

Rückblick: «Бавария»