11 мин.

«Зачем Командной брать деньги за чистое удовольствие, за оргазм?». Мы поговорили с главным в Z+

Игорь Порошин очарован Шнуром и доволен реакцией на старт.

У Игоря Порошина большая медийная карьера: он писал для «Известий», «Афиши», GQ, пользователи Sports.ru помнят его по электрическим текстам в блоге Momento. Порошин работал шеф-редактором журнала «PROспорт», продюсировал шоу «Удар головой» на канале «Россия 2» и «Детский вопрос» на «Матч ТВ», участвовал в запуске канала Life78 (лайфньюз, но на ТВ и только про Питер). Сейчас он вместе с Вадимом Лукомским ведет подкаст Cappuccino & Catenaccio и занимается онлайн-каналом «Зенита» Z+.

Мы узнали у Порошина, как ему первый эфир и что будет дальше. 

В команде работает бывший сценарист «Вечернего Урганта» и «Прожекторперисхилтон»

Точного описания моей должности нет. Я называю себя подрядчиком. Я подрядчик клуба «Зенит», который заказал мне этот проект. Соответственно я более-менее отвечаю за все: за контент, в меньшей степени – за техническую сторону. В меньшей, потому что она в кооперации с «Матч ТВ» – нам предоставлен их плеер. 

Команду я собирал сам. Это люди, которых я знал по прежней работе. Не думаю, что нужно представлять каждого, но, в частности, с нами работает Слава Белов – опытный сценарист. Он работал в «Вечернем Урганте», в Yesterday Live, в «Прожекторперисхилтон», играл в КВН в легендарной команде «Федор Двинятин» – там еще Саша Гудков был. Продюсер – Катя Мамедова, с которой я в короткий и смешной период жизни пересекался в Life. И в данном случае я не ошибся, потому что запомнил ее потрясающие качества: твердость, доброту, спокойствие. В том, что все это состоялось [запуск Z+], ее огромная заслуга. 

Шнуру разрешили материться по полной. Его работой Порошин очень доволен

Список гостей формировал я. Вместе с командой. С Темой Лебедевым получилось просто смешно – история про то, как ты ищешь кошелек. Уже перерыл всю квартиру, в ярости обзвонил всех, кого знаешь, а кошелек лежит на столе, за которым ты сидишь. Я не мог вспомнить, но это оказалось так очевидно, и мы очень быстро договорились. Гонорара не было: подарили бутылку хорошего вина и оплатили перелет туда-обратно. 

Я давно не видел Серегу. Серега далеко. Серега – это второй человек Российской Федерации. Мы 100 лет не виделись, а Шнура выкинуть из своей жизни невозможно, он из каждого утюга говорит с тобой. Мы встретились, и я был потрясен профессионализмом. Однажды я видел Уилла Смита на «Прожекторперисхилтон»: на меня огромное впечатление произвело собственно явление профессионализма. Не то, что говорил Уилл Смит, а как он работает. Это захватывает, ты от этого получаешь удовольствие.

То же самое было со Шнуром. У него был один вопрос предварительный: мы каким мячом играем – треугольным, квадратным или круглым? То есть мы с матом говорим или без? Я сказал, что мы говорим свободно, и ты нам нужен полностью, не стерилизованный. Не кастрированный ограничениями. Я был потрясен, когда увидел спокойного, элегантно одетого мужчину, который вошел в студию и выдал энергетический фонтан. Заряд из гранатомета. Это было мощное перевоплощение. Ему мы ничего не платили. 

Часть с Туктамышевой – мимо. Монолог комика – отличный и очень тонкий

Часть с Туктамышевой – проблема, над которой мы работаем. Мы понимали, что это хит для аудитории фигурного катания, но она предельно далека от того, что мы делали. Поэтому мы эту часть отрежем, поместим в ютубе, и пусть фанаты фигурного катания ей наслаждаются. Смысл был в том, чтобы с Лизой говорить в универсальных категориях – это была первая, легкая часть эфира. Лиза прекрасно с этим справилась.

Реклама 18+

Для сцены с сырым мясом комик [Антон Борисов] сам писал текст. Это было некой задумкой. Он художник, автор, стендапер замечательный. Я предварительно посмотрел [текст], мы внесли какие-то коррективы. Он прилетел из Сочи. На видео Антон говорит, что это было в записи, но это был прямой эфир. Жалко, что шутка оказалась неотыгранной. Ее поняли только те, кто смогли соотнести: когда он называет счет матча, это доказывает, что идет прямой эфир, а не запись. Это очень тонко.

Кого еще звали? Слушайте, я сейчас в таком состоянии пребываю, что не могу вспомнить. Знаете, это просто черновики, эскизы. Мне не хотелось бы пока об этом говорить, потому что этих людей [которые не были в первом эфире] в следующий раз позовем.

Порошин считает, что Командная не справилась: ее мат звучал жалко

Мне не нравится то, как сложилось с матом. Как форма. В студии в этом разговоре не возникло глубины измерения. Пространство было двухмерным: c одной стороны был Шнур и Тема – они довольно равных плоскостей жизни люди, персонажи одного амплуа. Третье измерение мог создать ведущий, но, к сожалению, это в меньшей степени получилось. Конечно же, я не ожидал, что Маша Командная будет ругаться матом. Я просто не ожидал, Маша хороша в другом. Когда ты сидишь в студии с двумя магистрами этой великой части речи русского языка: ну, это довольно жалко.

Она отчасти была растеряна, потому что никогда не оказывалась в таком окружении. С такими персонажами. И невольно как бы мимикрировала под них – было неубедительно. Вот этот мат был лишний. 

Ее решение [не забирать гонорар] мы не обсуждали. После премьеры совершенно не было времени на твиты и комментарии. Ребята что-то в общем чате кидают – фидбэк, который есть сейчас в медиа. Но, естественно, я увидел ее пост в инстаграме.

Обсуждения как такового эфира не было. Думаю, это был для нее абсолютно новый опыт. Она потрясена этим опытом. В конечном счете – по-хорошему потрясена. Она получила удовольствие, что следует из ее инсты. Она подлинная инстагерл. Она как бы Ким Кардашьян со всеми поправками на разницу в масштабе и так далее. Но ее опыт – ровно такой же. Она тут же стала снимать сторис уже после баттла [Лебедева] со Шнуром. Я видел эту сторис, у нее был голос потрясенного, но счастливого человека. Думаю, она получила удовольствие огромное. Потрясение, сопоставимое с оргазмом. Не знаю, других метафор не приходит. И она отказалась от гонорара, потому что это было удовольствие чистое. Зачем за чистое удовольствие, за оргазм, брать деньги?

От Sports.ru: гонорар Командной Порошин не обсуждал из-за условий контракта. 

Порошин вдохновляется BadComedian. Z+ вообще не соперничает с теликом

Я доволен реакцией на первый эфир. Это идеальная реакция на что-то новое и живое. Нормально, что она [реакция] раскалывается. Потому что когда всем понравилось – этого я не понимаю. Я не понимаю, что это за формат. Шоу с участием котов или что? Такая реакция на старте для любого шоу формата ютуба – абсолютно неотменимый критерий того, что оно состоялось как нечто новое.

Что касается исполнения, я вижу тысячу недочетов, швов. В целом – да, были огромные технические опасения, что все это не сможет работать: очень сложная технологическая схема за этим стояла. И огромное спасибо партнерам с «Матч ТВ», которые помогли реализовать ее [схему] в кратчайшие сроки. 

Глобальная задача была обозначена заказчиком. Когда он меня спросил про видение подобной платформы, я сделал презентацию. На ней был слайд с моей любимой иллюстрацией того, как развиваются сегодня медиа и на что запрос. Этот слайд был посвящен BadComedian – его разбору произведения «Красный воробей» с Дженнифер Лоуренс. Там было 2 цифры. Аудитория в русском прокате – 584 тысячи. Это немало. И количество просмотров обзора (полуторачасового, кажется) Бэда – 5 900 000. Это иллюстрация моему любимому тезису: людям абсолютно все равно, о чем говорят. Единственное, что их занимает – как говорят.

Реклама 18+

И в случае с Бэдом людям абсолютно необязательно смотреть этого «Красного воробья» несчастного. Им интересно, что по этому поводу скажет Бэд. Именно таким образом и была сформулирована задача заказчиком. Мы нацелены на глобальную, универсальную аудиторию. Пока не столь глобальную – не могу представить, как китаец или бразилец будут это смотреть, но мы будем работать. Пока речь идет о глобально русской аудитории.

Точных цифр пока нет, но есть число зарегистрировавшихся на платформе – порядка 350-400 тысяч. Общая аудитория еще неизвестна. Сейчас наши зрители – люди от 15 до 35-40 лет. Пока обозначен такой предел. Точнее – 16-40. Сегодня дисклеймер 16+, и Александр Иванович Медведев скорректировал задачу. Возможно, это будет 18+. Но в верхний предел я совершенно не верю: он фактически сегодня бесконечен. Например, моя мама, которой почти 80 лет, не смотрит телик. Всю ее новостную повестку формирует лента фейсбука.

Никакого соперничества с теликом у нас нет. У телика свои задачи, у нас свои. Мы и не собирались с ним соперничать. Что сегодня вообще такое телик? Посмотрите цифры. Дело не в том, что он проиграл, но нет уже никакого сражения.   

Понятно, как будут жить медиа через 5 лет. И как они уже живут. Первый канал через 10 лет будет существовать на платформах, а не в концепции эфирного телевидения. Она, эта концепция, абсолютно обречена, потому что нужно дистрибутировать контент непосредственно пользователю, а не ждать его с накрытым столом в ресторане: мы вас ждем к семи часам. Так существуют футбол, но он в этом смысле уникален.

Руководству «Зенита» понравилась шумная реакция

Сегодня (мы говорили с Порошиным в понедельник вечером – Sports.ru) прошло совещание с руководством «Зенита», был президент Александр Иванович Медведев. Резюмировали: мы продолжаем Z+. Мы живем и принимаем эту противоречивую славу. Мы работаем, и наша задача – удивлять зрителей дальше. А удивлять – не значит повторяться. Быть сложными, разными. В этом природа любого зрелищного искусства. 

Все удовлетворены громкостью звучания. По крайней мере, из того, что я услышал.

Реклама 18+

Осторожнее мы не будем. Мы будем разнообразнее. Просто можно использовать другие инструменты – не только Шнура, не только монументальные орудия. А брать оружие другого калибра. 

Мы хотим поселиться в сознании болельщика. В связке с матчами «Зенита». Формат (пре-матч, лайв и разбор – Sports.ru) будет тот же. Только продолжительность может варьироваться: с «Оренбургом» вряд ли получится полтора часа предматчевого шоу. Скорее всего, меньше. Просто повод не столь велик.

Стартом я доволен, но отчетливо осознаю, насколько несовершенное зрелище мы создали, в нем было полно некрасивых швов и отталкивающих разломов. Я не буду вам говорить о том, в каких временных рамках запускался проект. Это все не считается – ни разу не оправдание. Но эти условия определили нашу основную ставку в пилоте на открытую, буйную энергию со всеми вытекающими отсюда превратностями. Энергия – это наш стартовый актив, который должен быть умножен другими характеристиками шоу. И будет умножен.

Зрелище станет сложнее, многомернее. 

Фото: facebook.com/Igor Poroshin; instagram.com/temalebedev; youtube.com/Zenit Football Club (3,5,7); instagram.com/liza_tuktik; fc-zenit.ru/Анна Мейер; instagram.com/vecchiardo; использовано фото: youtube.com/Zenit Football Club

Мы разобрали новое шоу «Зенита» и даже сделали кроссворд

Почему запуск канала «Зенита» – провал