8 мин.

Фигурное катание изменилось ради ТВ: исчезли целые дисциплины (даже рисунки на льду), время программ сократили на 30 секунд

Фигурное катание меняется ради телевидения.

Продажа ТВ-прав – главный источник дохода Международного союза конькобежцев (ISU). В 2017-м Союз заработал на них почти 20 млн швейцарских франков – это общая стоимость трансляций в фигурном катании, шорт-треке и коньках.

Понятно, что фигурное катание – главный актив, поэтому рейтинги требуют жертв: уничтожение отдельных дисциплин, урезание программ, замена форматов. 

 

Забыты обязательные фигуры, с которых начиналось фигурное катание

До 1990-го одиночники показывали обязательные фигуры (их еще называли школой) – сейчас такой формат невозможно представить на телевидении.

Фигуристы чертили коньками узоры на льду, а судьи оценивали чистоту линий и правильность фигур по оставшемся следу. На ЧМ соревнования в школе иногда длились по 8 часов.

Смотреть такие форматы – сомнительное удовольствие что с трибуны, что по телевидению: качество записи нивелировало красоту фигур, динамика терялась из-за долгого выставления оценок. Школу постепенно перестали транслировать – разумеется, это вызывало дополнительные вопросы к объективности судей.

Часто звезды упускали медали слабым прокатом школы, даже если прыжки и артистизм были лучше, чем у отличников в рисовании фигур. Чтобы сделать фигурное катание понятнее для зрителей, удельный вес оценки за школу с годами снижался.

Наше первое золото Игр – в фигурном катании. Это летняя Олимпиада (да-да), во времена Российской империи

Сейчас отголоски школы сохранились в тестах на скольжение – в России их сдают все юные фигуристы. Взрослые тоже выполняют тренировочные упражнения по мотивам школы – это помогает в отработке сложных дорожек и связок.

Австрийская фигуристка Беатрис Шуба, которая отличалась идеальным исполнением фигур, считает их отмену проблемой: «Все правила и каноны фигурного катания сознательно изменили, когда отменили мою любимую школу. И это плохо. Хорошо, что теперь столько сложных прыжков, но основы нашего вида многими не освоены, пройдены небрежно, отсюда ошибки в катании, которые раздражают. Для меня стыд, что больше нет обязательных фигур».

Обязательные танцы показались скучными чиновникам ISU

До Олимпиады-2010 танцоры разыгрывали медали по сумме трех танцев: обязательного, оригинального и произвольного.

Максимально строгие требования предъявлялись к первому виду: ISU заранее публиковал его пошаговое описание, схему проката на катке и музыку. Брать оригинальную мелодию или менять порядок движений запрещалось – все находились в равных условиях.

Каждый год чиновники выбирали два обязательных танца на будущий сезон, а на жеребьевке перед соревнованиями определялась программа конкретного турнира. Например, в последнем для дисциплины сезоне-2009/10 выпасть танцорам могли золотой вальс или танго-романтика, причем обязательный танец для Олимпиады определился только за 2 недели до начала.

В 2010-м ISU реформировал обязательный танец в короткий (который в 2018-м переродился в ритмический). Одинаковая для всех часть осталась (теперь это паттерн), но другие движения зависят от фантазии постановщика и возможностей спортсменов. Музыка тоже разрешена любая: главное, чтобы она соответствовала ритму (его иногда добавляют с помощью компьютерных программ) и теме, которые утверждают ежегодно.

Оттавио Чинкванта, возглавлявший тогда ISU, объяснял, что обязательные танцы не слишком интересовали телевидение и публику. Кроме того, чиновники хотели уравнять продолжительность соревнований во всех видах фигурного катания.

Тренеры поначалу отнесли к изменениям скептически.

«Мне не слишком нравится короткий танец. Его очень трудно развить в хорошую программу. С технической стороны все в порядке, но зрителей такое не слишком впечатляет», – предупреждал Игорь Шпильбанд в первый сезон после реформы.

С ним соглашалась Марина Зуева: «Места для творчества почти не осталось, невозможно сделать действительно хорошую композицию. Существует конфликт между коротким танцем и искусством».

Еще интереснее спустя 10 лет выглядят слова президента нашей федерации Александра Горшкова: «Требования в произвольной будут направлены на изначальное предназначение танца приносить зрителям радость и хорошее настроение. В этой связи музыка не должна быть монотонной и депрессивной, а содержание программ слишком «мрачным» или драматичным».

Этот подход существовал до Олимпиады в Сочи: в эпоху доминирования школы Дюбрей и Лозона в моду вошли мелодии без резких переходов (возможно, в 2010-м их назвали бы монотонными), а постановки редко носят развлекательный характер.

Убрали квалификацию (правда, сейчас хотят вернуть), сократили длительность программ

В 2006-м крупные соревнования потеряли квалификационный раунд, который служил пропуском в короткую программу.

Прежде неудачная квалификация ставила крест на турнире. Например, в 1993 году Россия лишилась олимпийской квоты из-за того, что единственная участница ЧМ Мария Бутырская не отобралась в короткую программу. В 2006-м из-за провала в квалификации ЧМ проиграл Бриан Жубер: стал первым в короткой программе и вторым в произвольной, но по сумме трех видов уступив Ламбьелю.

В сезоне-2011/12 случился недолгий камбэк квалификации – в ней участвовали только фигуристы, которые пропустили прошлогодний турнир или заняли там низкое место. Это экономило силы звезд, но делало первую часть соревнований скучной для зрителей.

Например, на ЧМ-2012 в квалификации разыгрывали по 12 мест в основную часть – на них претендовали 27 одиночников и 33 одиночницы. В отборе участвовали фигуристы из ЮАР, Пуэрто-Рико, Люксембурга и Индии – сейчас флаги этих стран мелькают только на этапах юниорского Гран-при с лояльными правилами допуска. Все катали произвольную: худший из мужчин набрал 34,88 в технической оценке, дважды упал и не получил больше 4 баллов ни за один компонент.

Сейчас ISU думает о возвращении квалификации – голосование намечали на июньский конгресс (перенесен на лето 2021-го). Причина в расширении географии и, как следствие, телерейтингов. 

А еще летом 2018-го чиновники отрезали по 30 секунд от программ спортивных пар и мужчин, чтобы сделать соревнования динамичнее. В связи с этим изменился набор элементов: у мужчин убрали один прыжок, у парников – вращение. Реформу предложили еще в 2014-м.

Поводом, по словам вице-президента ISU Александра Лакерника, стали неубедительные прокаты одиночников на Играх в Сочи: «Да, мужчины сильнее, и вроде бы они могут выдерживать больше времени. Но они делают более сложные элементы, которые поглощают огромное количество энергии. И в результате они к концу программы сильно устают».

Топ-соревнования всегда показывают в прайм-тайм

По расписанию этапов Гран-при легко угадать, какой вид в приоритете у страны-организатора: Россия напоследок ставит прокаты женщин, Китай – спортивные пары.

А японцы любят сложносочиненное расписание, часто разыгрывая медали в танцах на льду – наименее интересном для них виде  – в воскресенье перед показательными, а на прайм-тайм ставят мужчин.

«Они не понимают, как можно любить Женю против Алины». Фигурка в Японии: бум или уже культура?

Олимпиада – отдельная история. В ее расписании редко учитываются интересы спортсменов: командный турнир большинство фигуристов предпочло бы откатать после личного, борьба в котором намного серьезнее.

В Пхенчхане-2018 неудобным распорядком возмущалась тренер Нина Мозер: «Тренировки у фигуристов начинались в 7 утра, соревнования – в 10. Следовательно, вставать приходилось в 5 утра, а с учетом олимпийского командного турнира нагрузка удваивалась.

Понятно, что такое расписание было сделано по требованию ТВ и ввиду популярности шорт-трека в Корее. Соревнования по шорт-треку начинались вечером, когда обычно стартовали фигуристы».

Освобождение прайм-тайма для шорт-трека, проходившего на одном катке с фигуристами, не единственная причина неудобного для европейцев расписания. Есть версия, что перенос на корейское утро (вечер для Америки) пролоббировала телекомпания NBC: в Пхенчхане фигуристы из США претендовали на подиум в мужском катании, танцах и командном турнире. Права на показ Игр обходятся в космические суммы – по данным New York Times, NBC они стоили 963 млн долларов – логично, что вещатель планировал на прайм-тайм самые рейтинговые виды.

Спорт меняется постоянно.

Еще недавно оценки фигуристов оставались тайной до окончания проката – а сейчас зрители в прямом эфире видят исполняемые элементы и изменение баллов за них. Технологии делают трансляции зрелищнее: программы мгновенно рассчитывают высоту прыжков и дальность выбросов, строят карты прокатов и определяют скорость спортсменов.

Возможно, через пару десятков лет фигурное катание изменится до неузнаваемости.

Подпишись на канал автора, чтобы в самоизоляции читать посты о фигуристах

Фото: globallookpress.com/Hitoshi Mochizuki/AFLO, Scott Mc Kiernan/ZUMAPRESS.com, Rodrigo Reyes Marin/AFLO; РИА Новости/Александр Вильф; Gettyimages.ru/Harry How