6 мин.

Мы увидели фигурку в Минске: солдаты на трибунах, Коляда без падений и две медали России

Репортаж с чемпионата Европы.

Чемпионат Европы по фигурному катанию, который проходит сейчас в Минске – самый доступный минимум за последние пять лет. Абонемент в первый ряд центрального сектора на все дни соревнований, показательные и официальные тренировки стоит 200 белорусских рублей – чуть больше 6 тысяч российских по нынешнему курсу. В прошлогодней Москве за такие деньги можно было сесть разве что под потолком «Мегаспорта».

Несмотря на цены, аншлага нет: билеты даже на женскую произвольную с участием Загитовой и на мужскую, где прощается со спортом Фернандес, до сих пор продаются в кассах и на сайте – свободен почти весь верхний ярус. Чтобы на первых разминках арена смотрелась более заполненной, организаторы раздали билеты школьникам и привели целый солдатский сектор.

Состав участников в этом году, будем честны, не самый впечатляющий. Всего 11 спортивных пар. Медведева из-за неудачи на чемпионате России впервые в карьере пропускает Европу – нет дуэли с Загитовой. Не доехала до Минска и Каролина Костнер: есть сомнения, что в ее любительской карьере в принципе еще будут соревнования.

И все же без нескольких интриг этот чемпионат не обошелся. Установят ли очередной мировой рекорд Пападакис-Сизерон? Смогут ли Синицина и Кацалапов остаться в статусе первой пары страны? Даст ли кто-то из россиянок повод отцепить ее от ЧМ в пользу Туктамышевой или той же Медведевой? Догонит ли Фернандес по числу золотых европейских медалей Плющенко?

На экваторе минских соревнований вопросов пока больше, чем ответов.

Идеальный Коляда против неидеального Фернандеса

Действующий чемпион Европы Хавьер Фернандес (всего этот титул покорялся ему шесть раз) неоднократно заявлял, что минские соревнования – последние в его карьере. На континенте испанец, вероятно, мог собирать медали еще минимум несколько лет: серьезную конкуренцию для него представляют разве что россияне. На мире бороться с молодыми квадистами с каждым годом все тяжелее.

Талант Хавьера не в том, что он может спасать четверные из любого положения и даже не в том, что из парня, падающего с вращений, он вырос в двукратного чемпиона мира и олимпийского призера. Любой, кто смотрел прокаты Фернандеса вживую, подтвердит: он в первую очередь артист. Он безумно органичен в своей «Малагенье», но кто скажет, что ему меньше шли рок-постановка под Black Betty, образ Фигаро или программа под попурри Элвиса Пресли?

Хавьер – легенда и главный хедлайнер минского чемпионата. Но шоу в четверг украл Коляда.

Миша – спортсмен удивительного потенциала и столь же удивительного таланта уметь его скрывать. Он прекрасно сложен – нет проблемы высокого роста, как у Ковтуна и Самарина, скользит на топовом уровне и нравится не только зрителям, но и судьям. У него отличные постановки: над короткой под Muse помогал работать Стефан Ламбьель, а произвольную поставили в Питере под убойную «Кармен». В конце концов, у Миши отличные прыжки, а его тройной лутц и вовсе эталонный. Но есть одна проблема: кривая выступлений Миши варьируется от «очень плохо» до «очень хорошо».

В этот раз было очень хорошо.

Коляда в новом сезоне отказался от второго четверного в короткой: сказались новые изменения в правилах, жестко наказывающие падения, и проблемы со здоровьем, чуть не оставившие фигуриста без чемпионата России. На Европе ставка полностью оправдалась: даже с упрощенным контентом Коляда пробил сотню (100.49), получив от судей щедрые плюсы за прыжки и четвертые уровни от техбригады. Компоненты – 46.44 – всего на 0,2 ниже, чем у Фернандеса. Отрыв от второго места (его занимает другой россиянин Александр Самарин) – 8,5 балла. Достаточно комфортное преимущество, которое допускает пару ошибок, но об этом лучше не думать.

Первое золото – у французов, но есть и хорошие новости

Если смотреть на результаты пар с точки зрения сухих цифр, то результат можно назвать грустным: впервые с 2012-го Россия осталась без золота в коронном виде. Джеймс и Сипре, на прошлой Европе ставшие четвертыми, в этот раз взяли первое место без вариантов: при почти одинаковых компонентах обыграли Тарасову и Морозова техникой.

За европейским золотом французы охотились долгие восемь лет. Ездили в Россию к Станиславу Морозову (бывший тренер Волосожар – Транькова и Тарасовой – Морозова) улучшать подкрутку; переехали в США к легендарному Джону Циммерману и выучили четверной выброс; начали катать стильные и поставленные исключительно под них программы. Итоговый разрыв между первым и вторым местом дискутабелен (идеального проката не показала ни та, ни другая пара), но само по себе золото французов не вызывает вопросов.

На самом деле повод для радости есть и у России: наши молодые пары показали, что готовы бороться за медали в дебютных стартсх. Павлюченко и Ходыкин – пятые, а у Бойковой и Козловского – бронза. Семь лет назад это удалось сделать Столбовой-Климову – неплохой пример для подражания. Символично, что тренер Александры и Дмитрия Артур Минчук – бывший партнер Ксении.

Бойкова и Козловский – проект школы Тамары Москвиной, которая хотела уйти после Кавагути и Смирнова, но взялась помогать талантливому дуэту, составленному из бывших одиночников в конце 2015-го. Первый год прошел для Александры и Дмитрия максимально удачно: выиграли бронзу юниорского финала Гран-при, первенство России, серебро ЮЧМ. Второй юниорский сезон прошел в совершенно другом ключе: лишь пятое место в финале Гран-при и проваленный отбор на ЧМ.

Третий совместный сезон – снова в топе. На этот раз на взрослом уровне: хотя партнер назвал отрыв в 0,14 балла от четвертого места (итальянцев) чудом, любой иной расклад показался бы максимально несправедливым. Резерв для усложнения у питерской пары есть: на прошлых стартах они уже демонстрировали параллельный тройной риттбергер и каскад тройной тулуп – ойлер – тройной сальхов. Но самое главное – у них есть пара. То, чего теперь недостает Тарасовой и Морозову.

***

Фигурное катание нужно хотя бы раз увидеть своими, а не операторскими глазами. У экрана телевизора вы не прочувствуете, что такое то самое мягкое скольжение, кошачьи прыжки и прокат жизни – те термины, которыми так любит оперировать Татьяна Тарасова.

Не пообщаетесь с французской болельщицей, вышившей вручную баннер для любимой пары.

Не увидите, как трогательно настраивают друг друга на прокат спортсмены, выступающие в паре.

Не отобьете ладони на последних в карьере прокатах легенды.

В конце концов, не поймаете букет победителя, небрежно заброшенный Морганом Сипре на трибуну после награждения.

Приходите на трибуны. Это точно того стоит.

Фото: РИА Новости/Владимир Песня; by.tribuna.com/Антон Рогач/