3 мин.

Матч Бразилия – Германия и конструирование звезд

Матч Бразилия - Германия оказался сверх-показательным для обнаружения нынешнего транскультурного состояния футбола в частности и спорта в целом. Из футбола, как фундаментально примитивной игры, где в столкновение входят несколько мужских честолюбий и натренированных тел, уже продолжительное время конструируют монстроузное медиа-образование, используя для этого весь набор постсовременных дигитальных приемов. Да, из этой простецкой дворовой игры строят могучего семиотического великана, выходящего за классические рамки традиционных дисциплин и областей, вроде политики, искусства или физической культуры; все точно по старому-и-доброму Бодрийяру сорокалетней давности. Без вариантов, что называется...

Здесь вырастают новые герои, призванные спасти глобальную ситуацию цифровой неопределенности (дигитальный индиффентизм, бартианская нулевая степень). То же самое делается из того же Неймара, мальчика с петушиной прической и маниакальной привязанностью к фотографиям, - его произвели в футбольные супермены, спортивные звезды. Но футбольная топ-звезда на данный момент - это не самый мастеровитый игрок, и далеко не самый великий атлет с точки зрения антропометрических данных и физиологических возможностей. Это - более чем семиотический продукт.

Конструирование медийных звезд - это примечательное событие постсовременной дигитальной костелляции, где массы осуществляют новый культ, воспроизводят новую цифровую мифологию. Медийная звезда реализует мощнейший семиотический прыжок (некая перверсивная варицаия на кьеркегеровский прыжок веры) из статуса живого игрока из плоти и крови, пинающего мячик, в состояние некоего транспарентного сверхъестественного существа, в котором и воплощается хаотичность знаков, повсеместное заражение некогда автаркийных дисципилин, смешение-инцест господствующих информационных структур. Спортивная, как и любая-другая, звезда, став неким созданием с приставкой "транс-", уже является объектом кровожадного дигитального ритуала, предстает сакральным чучелом, абсорбирующим в себя множество чуждых качеств и инордных свойств, даже соперничающим в этом смысле с самыми колоссальными факторами производства. Здесь выглядывает предельно рельефная мифология - ярчайшая транс-сексуальная, транс-демократичная, транс-спортивная, транс-стилевая персона.

"Звезда", как медийное понятие, не имеет никакого отношения к реальности в целом и физическому сцеплению конкурентного футбольного матча в частности, она никак не связана с категорией возвышенного, восторженного, ангельского существа, наделенного необычными качествами. Опять же, это - семиотический, предельно искуственный продукт медиа-структуры. "Звезда" абсолютно лишена внутренних душевных качеств, чувств и прочих психологических образов. Это - бренд-образ, созданный медиа-семиозисом, в конечном счете, это удачное сцепление имплозивных и поверхностных картинок. "Звезда" как раз функционирует для того, чтобы создавать любые чувства в массах (интересно, что в бразильских фавеллах в этом соблазнении уже разочаровались, загодя до памятного и разочаровывающего поражения). Медийный ритуал соблазнения образами в глубине своей является гипнотизированием пустотой, экстатикой небытия и эстетикой абсурдизма( пресловутая улыбка "чеширского кота", столь поверхностная, видимая, почти прозрачная, и конечно же, пустая). И все это - новая мифология, тонко подмеченная французским структурализмом (начиная с самого Барта), центральная ось нового секулярного жертвенного ритуала. И, естественно, зачем уже здесь традиционная религия...

Творение медийных божеств (в том числе распиаренных топ-спортсменов) рассматривается критической рефлексией, как ни странно, самое удачливой репродукцией постсовременного секуляризма. Такое семиотическое воспроизводство противопоставляет себя не только традиционалистским верованиям (достаточно легкий противник с точки зрения всеобъемлющего "знака"), но и существенно затеняет весь комплекс социополитических нарративов. Причем, стоит напомнить, что это не просто феномен воображения зачумленных идеологий пролетариев. Медийные небожители очаровывают нас "холодным" светом цифровых мониторов, они мерцают как те же мониторы, то разжигая в нас огонь и сразу же разочаровывая, - семиотические светлячки с переменным током в жопе. Преодолевая себя, превозмогая свое общественно признание и популярность, они тут же коллапсируют, уходят в небытие; с головой вовлекаясь в медиа-игру, они взвинчивают ставки, чтобы проиграться в конец. Поэтому смерть этих медиа-венценосцев является вполне очевидным, трагедийным, окончанием ритуального поклонения масс. Это и произошло так скоро с Неймаром и бразильской командой скоморохов, которые преимущественно отличались прическами и татировками; они обязаны были ритуально умереть, потому что уже были медийно мертвы. Медиа вышли канонически из этого сиюминутного коллапса, ведь семиотическое напряжение вокруг карнавальных "бразззилов" было впечатляющим; они просто вывернули наружу ветхую добродетельную идеологию о "чистом" спорте и трудолюбивых немецких спортсменах. Но это дело мира цифровых склок, а матч уже прошел...

 

Ссылка