10 мин.

Из «Реала», ЦСКА, «Маккаби» игроки убегают в НБА (и их туда зовут!), не дожидаясь конца сезона. Что происходит?

Не только Майк Джеймс.

Переходами из Евролиги в НБА никого не удивить. Скауты заокеанской лиги уже не первое десятилетие внимательно следят за европейскими топ-турнирами, и не только чтобы задрафтовать талантливую молодежь. За последние сезоны, помимо задрафтованных Дончича, Миротича, Богдановича, Бьелицы, НБА пополнили такие ветераны из символических пятерок Евролиги, как:

  • Сонни Уимс (ЦСКА – «Финикс», 2015);

  • Малколм Дилэйни («Локо» – «Атланта», 2016);

  • Милош Теодосич (ЦСКА – «Клипперс», 2017);

  • Экпе Удох, Брэд Уонамейкер, Николо Мелли (все – из «Фенербахче», в «Юту»/«Бостон»/«Новый Орлеан» в 2017/18/19);

  • Венсан Пуарье («Баскония» – «Бостон», 2019);

  • Факундо Кампаццо («Реал» – «Денвер», 2020).

Многие из этих игроков (сюда можно включить Шведа, Датоме, Шейна Ларкина и многих других) не закрепляются в НБА надолго и возвращаются в Европу, где вновь обретают звездный статус. Но некоторые – Джо Инглс, например – все же вытягивают счастливый билет в НБА. В большинстве случаев даже топ-клубы Евролиги не могут тягаться с НБА по уровню зарплат, но Европа сначала дает шанс разогнать карьеру так, чтобы получить приглашение в НБА, а потом – возможность вернуться на «запасной аэродром».

Перелеты из одной баскетбольной галактики в другую регламентируются соглашением между НБА и ФИБА, но фактически для НБА по правилам самой НБА все звезды Евролиги считаются свободными агентами, которых можно в любой момент переманить. И все же, чтобы не нарушать договоренности с ФИБА, все эти манипуляции стандартно проходят в межсезонье и строго по регламенту. И только в единичных случаях игрок разрывает контракт и уезжает в НБА в середине сезона.

Практически все эти единичные случаи произошли текущей весной. За все прошлые годы в сумме можно наскрести всего два-три поздних трансфера между Европой и НБА – а в 2021-м году их уже четыре.

Не дожидаясь решающих матчей во внутренних чемпионатах, а иногда и развязки в плей-офф Евролиги, заметные игроки уезжают в НБА.

Давайте разбираться, почему так происходит.

Майк Джеймс – особенный

О разводе звездного защитника и ЦСКА было уже много сказано до контракта с «Бруклином», нет смысла повторяться:

В ЦСКА разругались тренер Итудис и суперзвезда Джеймс (сбежал с игры). Что стряслось и кто первый на выход?

В отличие от других историй этой весны, инициатором трансфера стал европейский клуб. ЦСКА отстранил Джеймса и сразу же намекнул, что тому лучше бы перебраться в НБА как минимум до конца сезона, а то и дольше.

«Нетс» загружены суперзвездами, и подписание ими одного из лучших игроков Европы стало имиджевым ходом – трудно представить, что таланты Майка будут сильно востребованы при Кайри Ирвинге и с учетом возможного возвращения Спенсера Динуидди в плей-офф. Но этим ходом «Нетс», еще недавно обитавшие на задворках НБА, продолжают настаивать на своем новом статусе: смотрите, все лучшие доступные игроки хотят к нам, будь то Дюрэнт с Ирвингом, Харден, Гриффин или Олдридж, даже «basketball’s best kept secret» из-за океана.

По той же причине кандидатуру Майка рассматривал и другой нью-йоркский клуб, внезапно ставший четвертой силой Востока, хотя перед сезоном котировки букмекеров ставили их на последнее место с 21-22 прогнозируемыми победами. «Нетс» и «Никс» давно не были релевантны в НБА и всего однажды (в 1984-м) одновременно выходили во второй раунд плей-офф.

Джеймс выбрал «Нетс», убедил за два 10-дневных контракта (9 матчей, 6 очков и 3 передачи в среднем за 15 минут, бросковую статистику ради приличия не будем приводить) и будет продлен до конца сезона, если верить инсайду Eurohoops.

А вот что будет после – не совсем понятно: ЦСКА вроде как отпустил Джеймса только до лета, а с июля он снова станет игроком армейского клуба. По законам НБА, да и ФИБА, это нелегально: чтобы перейти в новый клуб как свободный агент, у игрока не должно оставаться никаких текущих или будущих обязательств перед старым, иначе ФИБА не оформит трансферный лист – с такими проблемами неоднократно сталкивались баскетболисты, пытавшиеся вернуться в НБА из китайской лиги.

Каким-то образом для Майка Джеймса сделали исключение – или же нас ожидает новый раунд этой саги летом, только уже в виде противостояния не только между ЦСКА и опальным игроком, но и между главными баскетбольными организациями планеты.

Переезд Габриэля Дека из Мадрида в Оклахому помог всем

«Реал» не прошел в Финал четырех Евролиги, уступив в пяти матчах турецкому «Эфесу». Возможно, мадридцы жалеют, что отпустили Дека сразу после завоевания места в плей-офф, но похоже, это было сознательное и продуманное решение с их стороны.

Еще осенью, когда переговоры аргентинца с «Реалом» о новом контракте приостановились, поползли слухи о скором уходе форварда. У Габриэля был гарантированный контракт только до конца сезона-20/21, причем самый скромный среди основы «Реала», и в нем была опция досрочного расторжения в случае предложения от НБА. За компенсацию (около 1,5 млн евро).

«Реал» год назад выкупил у «Валенсии» другого форварда, Альберто Абальде, и вскоре тот стал играть больше Дека. И когда из НБА пришли с деньгами на «клаусулу» Габриэля, испанцы легко согласились – они привыкли зарабатывать деньги на переходах игроков в НБА: по 2,5 млн долларов за Миротича и Серхио Родригеса, 2 млн за Дончича и целых 6 – за Кампаццо. У Флорентино Переса провалилась идея футбольной Суперлиги, а для бюджета деньги за ненужного Дека – хорошее пополнение, когда из футбольной казны стало труднее что-то передавать баскетбольному собрату.

Но почему «Оклахома» подписала Дека, который даже в Европе проиграл конкуренцию? Вопрос надо разбить на два: почему именно «Тандер» и почему именно Дека.

У сливающей сезон «Оклахомы» оставалось так много свободного места в платежной ведомости, что клуб не добирался до обязательного «пола зарплат» (90% от потолка). Если бы до конца сезона суммарные зарплаты игроков «Тандер» не добрались до нужной отметки, разницу до пола все равно бы выплатили в пропорциональных долях игрокам. В клубе решили закрыть этот пассив контрактом Дека (с учетом выкупа): всего 14,5 млн до 2024-го, но гарантировано только 3,9 млн за этот сезон.

Возможно, цепкий и широкоплечий аргентинец действительно полюбился менеджменту «Оклахомы», но есть и другая мотивация его перехода – наладить контакты с «Реалом». Мадридский клуб – один из лучших «инкубаторов» молодых игроков в Европе, в этом году на драфт выходит центровой Усман Гаруба, в ближайшие пару лет кандидатуру выставит и разыгрывающий Карлос Алосен, подрастает талантливая молодежь в «Реале Б».

Генменеджер «Оклахомы» Сэм Прести не понаслышке знаком с испанским рынком – оттуда он забирал Сержа Ибаку и Алекса Абринеса. Ему пригодятся хорошие отношения с одним из грандов Лиги АСБ, на счет которого когда-то нужно будет переводить новые клаусулы за переезд игрока из Испании в НБА.

Лука Вильдоса не попал в плей-офф Евролиги, но попадет в плей-офф НБА

По такой же схеме с пустой платежкой и неотвратимостью пола зарплат своего аргентинца забрали из Испании и «Никс».

У клуба из «Нью-Йорка» под командованием сержанта Тибодо собрался вполне понятный стартовый взвод: Джулиус Рэндл как главная убойная сила, рядом с ним в авангарде атлетичный центровой Митчелл Робинсон, на позициях 2-3 – молодой и талантливый Ар Джей Бэрретт и какой-то хороший снайпер, не требующий мяча (сейчас это Реджи Буллок).

А вот плеймейкеров Тибодо перебрал уже многих. Молодые Деннис Смит и Франк Ниликина были забракованы еще в начале сезона, опытный Остин Риверс – в середине. Элфрид Пэйтон начинает все матчи, но не всегда их заканчивает, а поскольку мяч в основном двигается через Рэндла-Бэрретта, защитник без броска становится обузой. Деррику Роузу теперь комфортнее выходить со скамейки, а Иммануэл Куикли пока что все-таки больше атакующий защитник.

Забирая 25-летнего Вильдосу на «сгорающие» деньги (контракт практически аналогичен Деку, 1+3), «Никс» получают еще одного участника кастинга. В этом году Лука в «Басконии» разыгрывал меньше, чем раньше, уступив мяч Пьеррии Хенри, но все равно считается одним из самых универсальных, креативных и востребованных защитников Европы. Его земляк Ману Джинобили, к слову, тоже когда-то переехал в НБА в 25 лет.

А «Баскония», вылетев из Евролиги, решила получить клаусулу за Вильдосу от НБА сейчас, а не летом от условного «Реала». Зачем продавать игрока прямым конкурентам, если есть альтернативный вариант?

Кстати, из НБА есть интерес и к Пьеррии Хенри, который вроде бы уже договорился о переходе из баскского клуба как раз в «Реал»: защитник может пополнить состав «Миннесоты», где свободно еще одно место в заявке.

«Бакс» не хотят отставать от «Нетс»

Мы завели речь о гипотетическом пятом переходе Хенри, но пока не рассмотрели четвертый – Брайанта.

Тель-авивский «Маккаби» давно не та желтая машина, что выигрывала титулы пачками – команда опять не вышла в плей-офф Евролиги, а у одного из ее лидеров Элайджи Брайанта заканчивается контракт. Защитника уже начали сватать в разные топ-клубы Европы, в том числе в ЦСКА. Но если у армейцев и были планы обеспечить красивый новостной заголовок «ЦСКА заменил Джеймса на Брайанта», они могут не исполниться: Элайджа договорился о переходе в «Милуоки» – еще до старта плей-офф чемпионата Израиля.

«Маккаби» не был готов так же легко расстаться с Брайантом, как испанские клубы с Деком и Вильдосой. В том числе и из-за суммы компенсации: по правилам НБА клуб может выделить на выкупную компенсацию за игрока из-за рубежа всего 750 тысяч долларов. Если сумма больше, то все свыше лимита нужно учитывать под потолком в составе зарплаты игрока.

У «Бакс» при этом нет возможности подписать свободного агента на контракт выше минимального – а это означает, что зарплата Брайанта до конца сезона не может составить более 150 тысяч. В сценарии, где «Маккаби» уперся, у «Бакс» отсутствовала бы возможность заплатить существенно больше, даже если бы Элайджа был готов отдать на выкуп весь свой заработок в НБА.

Но долго упираться израильтянам не было смысла. Сумма компенсации составит даже меньше лимита – 500 тысяч, по сообщениям местных инсайдеров.

Почему же в этом году правила трансферной игры между Евролигой и НБА поменялись?

С одной стороны, финансовая пропасть между НБА и Европой стала только глубже после пандемии: европейские клубы охотнее соглашаются на выкупные доллары, даже если предложение о трансфере приходит прямо перед ключевыми играми сезона.

С другой стороны, в самой НБА стало меньше рынков для позднего усиления перед плей-офф. Сезон Лиги развития в этом году был обрезанный – разыграли всего за месяц, закончив в начале марта, команды провели всего по 15 матчей, более десятка фарм-клубов вообще отказались от участия. Пригласить кого-то из Китайской лиги, завершившей сезон неделю назад, сложно из-за коронавирусных протоколов. Для совсем свободных агентов вроде Айзейи Томаса нужно организовывать персональный просмотр, что слишком затратно при ковидных ограничениях – вот и остается лишь выкрадывать спортсменов из Европы.

Но главная предпосылка – рассинхронизация сезонов. Из-за прошлогодней коронавирусной паузы сезон-2020/21 в НБА начался намного позднее обычного – а значит, и оканчивается регулярный сезон не в середине апреля, а в середине мая. В Европе же все по старому графику.

Раньше в это время везде уже разгорались битвы плей-офф, а теперь у НБА период дозаявок растянулся еще на месяц – и клубы рассматривают все варианты. Командам Евролиги остается только использовать это нестандартное трансферное окно для решения финансовых вопросов. Или, как в случае с ЦСКА, эмоциональных.

Фото: globallookpress.com/David Ramirez, Javier Borrego, Irina R. Hipolito; REUTERS/Carl Recine