Уникальность лидерства Пиастри в «Ф-1»: 0 великих кругов. Но он попадет в историю – этими двумя обгонами
Остальное – стабильность.
Грандиозная победа Макса Ферстаппена на Гран-при Италии требовалась хотя бы для того, чтобы на контрасте показать, как именно выглядит гениальность, историчность и величие в «Ф-1». Чемпион собрал мощнейший круг на поул ровно когда требовалось, гроссмейстерски отбил лидерство у Норриса и оторвался на безумные 19 секунд от «Макларенов» – если бы Макс все еще претендовал на титул, такую гонку назвали бы «коронной».
Подобные заезды Ферстаппен выдавал и в прошлом – в дождевой Бразилии или в Японии, а раньше – в Австрии и Мексике. В каждом сезоне можно найти по 2-3 впечатляющих круга на поул (легендарный крэш в Аравии-2021 даже вспоминают до сих пор – особенно пантомиму Алонсо при просмотре записи с бортовой камеры), 2-3 мегапрорыва с обгонами и шикарными отрезками и 2-3 класснейших маневра…
Да, сезоны Макса сильно отличаются от перформанса нынешних лидеров «Ф-1» – Ландо Норриса и Оскара Пиастри. И даже в особенности в глаза бросается разница нидерландца и текущего фаворита первенства: пусть Пиастри и берет поулы и победы, но сколько вы вспомните моментов проявления его «величия»?

Пиастри оказывался первым, когда проезжал круги без ошибок под аккомпанемент проблем соперников. Он почти не переступает границы риска, не стремится дожать и забрать труднодоступное время. Даже Норрис действует агрессивнее – и уж точно Оскару далеко до Ферстаппена и, например, Леклера.
Также у Пиастри не было великих гонок-прорывов, свержения пелотона или хотя бы могучих отрезков на одном комплекте резины, которые бы подчеркнули его доминирование над остальными. А это важно для образа: у каждого чемпиона последних двух десятилетий такие были. «Хаммертайм» Хэмилтона – теперь мем, легендарные «квалификационные» рывки Шумахера на 20+ кругов вспоминают и 20 лет спустя, Феттель прославился мастерством сборки идеальных поулов и безжалостным отъездом в закат с первого места, и даже у Росберга были гонки с 50+ кругами на «харде» на Гран-при России и подиум почти без тормозов в Канаде.
Но чем запомнится сезон Пиастри? Неужели он станет одним из самых невзрачных чемпионов за последние годы? И ему нечем будет подчеркнуть титульное наследие, если победа все-таки случится?

На самом деле Гран-при Италии ответил на этот вопрос. Конечно, у Пиастри есть кое-что для фолиантов истории, будущих ностальгических воспоминаний и удовлетворения «чемпионометра». Как бы публика ни сомневалась в его характере после очередного подчинения командным приказам с мостика и пропуску напарника, на трассе Оскар уже ответил всем. Причем именно по-гоночному.
Когда в Монце Леклер налетел на «Макларен» и вклинился между двумя оранжевыми машинами, виртуальный разрыв между Пиастри и Норрисом по очкам сократился с 34 до 21 балла. Оскару не хотелось терять задел, и от него требовалось объехать «Феррари» как можно быстрее – особенно с учетом планов побороться с Норрисом (за победу или второе место). Однако с каждым кругом в «грязном воздухе» его «Макларен» терял эффективность шин и рисковал увязнуть в «паровозике DRS», пока вышедший в лидеры Ландо мог отрываться все сильнее.
Вот почему Оскар моментально атаковал «Феррари».
Леклер отразил первую попытку.
Пришлось возвращаться с более рискованным и неожиданным маневром – который со стороны мог бы выглядеть как абсолютное безумие!
Эксперты поразились маневру – действие выглядело безграничной смелостью и истинной магию. Бывший гонщик «Рено» и нынешний эксперт F1TV Джолион Палмер в своем шоу с разбором главных моментов Гран-при выделил целый блок под анализ атаки Пиастри и показал в деталях, как №81 рисковал – в случае малейшей ошибки австралиец бы сошел!
«Он знал: если хочет бороться с Норрисом, ему нужно опередить эту «Феррари», ведь это будет иметь значение для чемпионата.
Он выехал на внешнюю траекторию, и прижимная сила на «Макларене» помогла быстрее проехать поворот – как только он оказался в чистом воздухе.
Взгляд с бортовой камеры показывает, насколько же рискованной была атака, и как идеально он ее исполнил. Вот в этот момент все становится… Очень опасно.

Не припомню, чтобы кто-то когда-либо обгонял по внешней траектории этом повороте. Это практически невозможно. Неожиданный трюк, достойный лучшего фокусника – и огромный риск. Но у него достаточно прижимной силы. Но посмотрите, как же они сблизились!
Шарль начал сдвигаться влево, и Оскар буквально начал причесывать траву левой стороной – выдвинулся к абсолютному пределу. При этом правое колесо практически коснулось левого колеса на болиде Леклера.
В случае столкновения Пиастри наверняка бы сошел – его вынесло бы влево на траву и он бы врезался в барьер. Для лидера чемпионата это колоссальный риск – пойти на такой обгон. Теперь он обязан продолжать и атаковать – ведь если бы он сдался и затормозил, машины бы сцепились колесами. Оскар был обязан удерживать свое колесо впереди колеса Шарля. И это даже заставило его продолжать маневр по внешней. Огромный риск.
Нужно все просчитать и ни на секунду не сомневаться в своих силах. Здесь нужна полная уверенность».
Но, конечно, уверенность взялась не на пустом месте: Пиастри давно знал, что прижимной силы на его «Макларене» намного больше – ведь «Феррари» ставила на прямые и разгружалась как можно активнее. Леклер просто не удержался бы в повороте на такой же траектории – ему нужно было тормозить раньше и поворачивать правее, оставляя теоретически достаточное пространство для Оскара. Так что маневр №81 основывался на трезвом понимании ситуации, а не уповании на удачу и милость соперника.
И такой же подход с мастерством Пиастри выдавал еще на первом же Гран-при – в Австралии, когда вылетел с трека на мокром треке и вынужден был как можно быстрее подниматься в очки, чтобы не начинать сезон с гигантским отставанием от Норриса.
Фактически тот же подход: нырок на внешнюю впритирку с барьером, установка колеса практически перед задним колесом Хэмилтона, ожидание, пока болид «закусит» траекторию благодаря преимуществу в прижимной силе…
Все то же. Только на мокром треке!
Этот обгон фанаты выбрали «обгоном месяца» за март.
Подобные маневры говорят о чемпионском характере и настрое даже громче идеальных квалификационных кругов. И они точно останутся в истории – в нарезках «классических моментов».
Но еще громче они говорят о другом качестве – даже более важном для претендента на титул.

О клинической точности, холодности и четкости расчета – и предела рисков, и способностей машины, и условий на трассе в конкретный момент. Даже когда поджимает время, даже в режиме «рвать сейчас» – если Оскар знает, что машина не переварит маневр, то рисковать не станет. Но если факты на столе говорят о наличии реальных шансов, которые перевешивают риск последствий – Пиастри пойдет в атаку, даже если со стороны она будет казаться невозможной и самоубийственной.
Вероятно, потому такие обгоны и срабатывают – соперники просто не верят, что у него получится. Ведь и Хэмилтон, и Леклер (в особенности Леклер!) – из неуступчивых ребят. Они запросто закрывают траектории, если чувствуют опасность. Обогнать Шарля в быстром повороте чисто и безопасно – задача для настоящих смельчаков. Кто-то регулярно пробует и обламывается – из последних жертв можно вспомнить Джорджа Расселла на Гран-при Нидерландов. Тоже очень классного гонщика с мощным аналитическим аппаратом, между прочим.
Но Пиастри по уровню чутья и расчета словно на полшага впереди всех. Обгон в том повороте считается невозможным потому, что достаточно немного сдвинуть атакующему траекторию на входе, чтобы конкурент на выходе вылетел в гравий. И Леклер делал ровно что обычно делает (и другие делают) в такой ситуации.
А Оскар так удержал машину, что не сдвинулся на траву. И не столкнулся с «Феррари». И не вылетел на гравий – проехал ровно по одной-единственной возможной линии. Ровно когда это требовалось. Да, его «Макларен» так хорош, что переварил такое – но ведь лучшими инструментами тоже надо уметь пользоваться.

И здесь Пиастри точно уже на уровне чемпионов.
Пиастри – фаворит битвы за титул в этом году, и в телеграме я объяснил, почему так думаю. Подписывайтесь!
Фото: Fabrizio Carabelli/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI/Global Look Press
Артем Рубанков: "Даже Норрис действует агрессивнее".
Примерно все эксперты по Ф1: "Ферстаппен имел лучший болид в прошедшей гонке, трасса абсолютно не подходит Макларену, который не получается сбалансировать там, где требуется низкий прижим".
Артем Рубанков: "Чемпион собрал мощнейший круг на поул ровно когда требовалось, гроссмейстерски отбил лидерство у Норриса и оторвался на безумные 19 секунд от «Макларенов»"
И да, 19 секунд только потому, что Макларен мог обогнать только за счет СК/красных флагов, потому и ждал их до момента когда стало опасно за третье место.
В 2019 году Льюис выиграл 11 этапов. Но Льюис самовозник а Макс героически на ведре выиграл титул. Браво!!!! Логика для вас это 6 незнакомых несвязных букв
2024 - 9 побед за сезон. Вам самому не смешно такое писать?
Может считаете что и Феттель героически тоже выигрывал на машине-середняке свои титулы???
Где было все это на предыдущих гонках??
Дело всё-таки в машине или в гонщике?
Как написано верно, лучшими инструментами тоже надо пользоваться
Быстрый болид тоже надо уметь привести к победе, ровно по этой причине у многих бывших пилотов ф1 которые были весьма невзрачными в ней, получалось дальше в формуле е и других чемпионатах. А все почему? Техника медленнее, и ей проще управлять намного. И там они мастера.
Ну и конечно же, назовите хотя бы одного чемпиона ф1 на машине которая не была одной из лучших на тот момент? Если не считать время когда для пилота было счастье доехать до финиша, а взять уже эпоху надежных болидов. Нет таких
1. самовоз начала 24 года и тот самый набор очков ,который и обеспечил Тапку титул
2. про 21 хватит уже. если грубо, то это были оба самовоза и все решило спорное решение Маси по приказу Витли...
3. в этом году мы видим как развивались бы события ,если бы у Тапка не было самовоза с самого начала 24 года. ну как, сильно лидирует Ферстапен?