7 мин.

Пилоты «Ф-1» в ярости от асфальта на Гран-при Турции. Оказывается, вместо гоночного положили обычный – для автострад

Итог – ноль сцепления.

Гран-при Турции вернулся в календарь «Формулы-1» впервые с 2011 года – и с первого же круга на практике спровоцировал скандал: настолько скользкого трека гонщики не видели, наверное, никогда. Просто за несколько недель до старта уик-энда на «Стамбул-парке» полностью переложили асфальт – и поймали врасплох и команды, и производителей шин: сцепления не было буквально ни у кого, машины разворачивались и вылетали с трассы на раз, и агрессивно атаковать повороты оказалось просто невозможно.

Вот так выглядели записи с бортовых камер практически всех пилотов.

Такие развороты тоже пережил каждый – еще повезло на отсутствие крупных аварий.

Естественно, гонщики, мягко говоря, удивились свойствам асфальта – подобного не видели даже самые опытные ветераны.

«Шины не работали, и мы были как на катке, было постоянно страшно – словно везде лужи, – объяснил шестикратный чемпион Льюис Хэмилтон (занявший шестое место в квалификации). – Ты ускоряешься на сликах, а потом тебя заносит. Поверхность трека почему-то была очень гладкой и блестящей. Дерьмо с большой буквы «Д».

«Из-за скользкого асфальта условия довольно экстремальные – ситуация сильно отличалась от того, к чему мы привыкли к «Формуле-1», – подтвердил напарник Льюиса Валттери Боттас. – Приходилось играться с машиной».

«Когда я в четверг отправился на прогулку по трассе, асфальт был таким скользким, что на ощупь казался мраморным, – рассказал Серхио Перес из «Рейсинг Пойнт» (который после приехал третьим в квалификации). – Ты словно по полу на кухне катаешься. Очень скользко – и очень тяжело».

«Это самые скользкие условия, в которых я выступал за всю карьеру в «Формуле-1». Поведение машины было просто непредсказуемым, – огласил Даниэль Риккардо. – Трасса предоставляла не так много обратной связи. Я почти уверен, что вообще не моргая проехал свой круг».

А Ромен Грожан из «Хааса» даже придумал способ улучшить ситуацию – просто добавить на асфальт немного резины.

«Надо всем, кто приехал на трассу на прокатных машинах, между тренировками выехать на трек и наворачивать круги», – со смехом рассказал швейцарец на пресс-конференции.

К чести промоутеров Гран-при, они очень серьезно подошли ко всем проявлениям недовольства – выслушали и даже попытались все исправить. Например, после захода солнца на трек выпустили очистительные агрегаты – чтобы счистить битум, некоторое время выделяемый свежим асфальтом после укладки.

Вот только тайминг решения вышел максимально неудачным. Битум правда забивает мелкие поры в асфальте, делая покрытие гладким и скользким – обычно на гоночных треках то же самое делает резина с покрышек, создавая накатанную траекторию, благодаря которой пилоты способны атаковать быстрее, чем на «зеленом» треке. Но грузовики для очистки выпустили уже после практик – и они содрали в первую очередь небольшой накатанный слой резины. Сцепные свойства фактически снова обнулились, потому что для скоростного удаления остатков битума обычно используют промывку водой под высоким давлением, а не те же технологии, что и при счистке с асфальта масла или резины.

Правда, после проката грузовиков промоутеры Гран-при Турции вновь попытались исправить ситуацию и вернуть прорезиненную траекторию – для этого по треку всю ночь гоняли 8 гоночных «Рено» из Clio Cup, фактически воспроизведя совет Грожана (спасибо за видео механику «Макларена» Ли Матурину).

Вообще такой способ используются в гонках: например, в NASCAR даже придумали специальные монстротележки.

Вот только и усилия смелых пилотов «Рено», гонявших всю ночь, никак не помогли бы «Формуле-1»: на Clio используют резину «Мишлен», а она не особо помогает сцеплению «Пирелли» гоночных болидов. Раньше команды уже жаловались на скользкую траекторию на тех гонках, когда перед Гран-при публику разогревала серия Porche Carrera Cup (там используют шины «Мишлен»).

Правда, реальный итог всех стараний промоутера мы так и не знали. Утром перед квалификацией пошел дождь – и смыл последние все возможные куски резины. Посмотрите – ни следа от обычной траектории!

В итоге пилотам достался каток, а не трек.

Кими Райкконен попробовал отработать старт – но у него мало что вышло.

Мечтали о Гран-при на льду? Вот он!

Все из-за укладки неверного асфальта: турки уложили покрытие для автострад вместо гоночного трека

Казалось бы, никакой проблемы «Формуле-1» новый асфальт обычно не создает: да, сцепление немного ухудшается (вместе с износом шин), но Гран-при все равно не превращается в соревнование по дрифту. Только в сезоне-2020 команды уже сталкивались со свежим покрытием на «Сильверстоуне», «Барселоне-Каталонии» и «Портимане» – и никаких катастроф с массовыми жалобами.

Чем же тогда Гран-при Турции так отличился? Объяснил в твиттере Ярно Дзафелли – архитектор и инженер компании Dromo Circuit Design (именно она сейчас в основном занимается перекладкой асфальта на треках для «Ф-1»: только за последние годы она работала в Портимане, на «Сильверстоуне», в Имоле, Муджелло и Зандворте).

«Асфальт в Стамбуле – самый обычный, такой используют на автомагистралях, – написал Дзафелли. – Эти проблемы связаны не с новизной, а с составом. Он мелкозернистый, очень гладкий и с пористой текстурой. Идеальный рецепт для того, что мы видели. Асфальт для гоночной трассы совершенно не такой.

Но у ФИА нет минимальных требований к уровню сцепления асфальта – по крайней мере, пока. Все, что они требуют – спецификацию «асфальт, используемый на современных скоростных хайвэях».

Кажется, вот и ответ: промоутеры Гран-при Турции наняли компанию, которая слишком буквально поняла требования ФИА – и уложила стандартное покрытие, которое вы можете встретить рядом с домом.

Перед квалификацией Хэмилтон удивлялся – стоило ли вообще тратить миллионы на перекладку асфальта ради такого качества? Судя по всему, да: комментатор швейцарского телеканала связался с архитектором автодрома Германом Тильке, и тот в прямом эфире рассказал: покрытие давно стоило поменять, поскольку его ни разу не апдейтили с первого Гран-при в 2005-м и местами оно уже пошло трещинами. Правда, объяснений столь поздним работам не прозвучало – но в сумасшедшем 2020-м они могут звучать как угодно (от ограничений из-за коронавируса до катастрофического обвала турецкой лиры вплоть до невозможности профинансировать более дорогие работы).

Теперь же благодаря промоутерам «Стамбул-парка» мы узнали еще один великолепный способ организовать непредсказуемые хаотичные и очень веселые гонки. Всего лишь свежий обычный асфальт – нет ничего проще.

Сенсация в «Ф-1»: на поуле в Турции – середняк (Стролл!), «Мерседесы» разгромлены, Квята развернуло

Этот волшебный круг по самому скользкому треку года в «Ф-1» подарил поул Строллу. Хэмилтон отстал на 5 секунд!

Ферстаппен – бесстрашный: съехал с трассы для обгона на самом скользком автодроме. Других пилотов здесь разворачивает

Фото: Gettyimages.ru/Murad Sezer-Pool; f1ingenerale.com/orkemguzel32; twitter.com/txmotorspeedway; globallookpress.com/Hasan Bratic; twitter.com/F1