Блог Ностальгия и модерн

Хэмилтон учился технике поздних торможений в 8 лет, влетая в соперников и грязное озеро. Теперь это главная фишка его пилотажа

Все придумал отец шестикратного чемпиона.

Льюис Хэмилтон – шестикратный чемпион мира и один из самых успешных гонщиков в истории «Формулы-1». Он чертовски стабилен и крайне редко допускает ошибки (особенно – в последние три года), давно не проседает под давлением и не позволяет эмоциям влиять на пилотаж.

Однако с первого сезона в Гран-при главной фишкой англичанина стали максимально поздние торможения: Льюис непостижимым образом лучше всех в пелотоне затягивал с нажатием на педаль (в рамках выбора траекторий, конечно же) вплоть до последнего теоретически возможного мгновения, при котором машина еще способна была достаточно замедлиться, чтобы преодолеть вираж. Данную способность Хэмилтон постоянно использует и теперь – сравните, например, его телеметрию с показателями Валттери Боттаса в квалификации на Гран-при Китая-2019.

Как видите, №44 тормозил стабильно позже напарника и сохранял большую скорость в поворотах – лишь в первом секторе ошибся (и потому упустил поул).

Из всего пелотона (среди тех, кто ездит по более геометрическим траекториям, как Льюис) лишь у Даниэля Риккардо есть такое же чувство максимально позднего нажатия на педаль – и то №3 использует его только при обгонах.

Как же Хэмилтону удается реализовывать такую технику? Все просто: исключительно точная и роботоподобная работа с педалями – и потрясающий контроль машины с помощью руля.

«Льюис подъезжает к повороту, бьет по тормозу и (неважно, затормозил ли он в правильном месте или нет) сразу бросает тормоз – никакой игры на педалях, – объяснил в книге How To Be An F1 Driver: My Guide To Life In The Fast Lane бывший напарник №44 Дженсон Баттон. – Разгоняется Хэмилтон так: при попадании на апекс или уже на выходе из поворота его нога снова просто бьет по педали. Любому покажется, что это неправильно и такой стиль не сработает. Но у Льюиса получается, потому что он все корректирует рулем. Все, что я делаю педалями – он делает рулем. Он контролирует машину руками, а не ногами. Честно говоря, это удивительно».

Еще чуть подробнее стиль Льюиса описал Скотт Мэнселл – номинант на титул «лучшего молодого гонщика Великобритании» в 2004-м (проиграл будущему чемпиону ДТМ и пилоту «Ф-1» Полу ди Ресте. Этот приз за 30 лет доставался Култхарду, Баттону, еще одному чемпиону ДТМ Гэри Паффетту, Энтони Дэвидсону, а также нынешним пилотам «Ф-1» Расселлу и Норрису).

«Хэмилтон хорош в совмещении нажатия на педаль тормоза и начала поворота руля для прохождения апекса, – объяснил Скотт, ныне руководящий школой пилотажа Driver61. – Осторожное прекращение давления на педаль позволяет Льюису входить в поворот с большей скоростью — иногда можно физически увидеть, что он быстрее всех конкурентов на входе в поворот. Благодаря подобной технике он выжимает все из сцепления намного дольше остальных: если выруливать в поворот более агрессивно, то чаще всего либо не добираешь, либо перебираешь с пределом сцепления – и соответственно теряешь окно возможностей для разгона. Проще говоря, Хэмилтон благодаря своему дару дольше остальных удерживает машину на границе скорости и сцепления без сваливания в скольжение по треку».

Из слов Мэнселла и Баттона следует один простой вывод: №44 по сути максимально резко и сильно давит на педаль тормоза в тот самый момент, когда большинство других гонщиков уже достаточно замедлились для первой фазы вхождения в вираж – поворота руля. Через сокращение дистанции для замедления Льюис экономит много времени – а затем следует через поворот по геометрическому апексу и геометрической траектории, корректируя направления рулем в случае перебора со скоростью.

Именно траекториями Хэмилтон компенсирует большую и агрессивную нагрузку на болид в зонах торможения: из-за более пологой и стабильной траектории Льюиса его максимальный угол движения рулем значительно меньше, чем у конкурентов. Потому и машина, и покрышки нагружаются в поворотах равномернее и стабильнее.

Пилотажные стили Хэмилтона и Феттеля отличаются. Каждый по-своему хорош

Однако откуда же взялся фирменный стиль Льюиса с максимально поздними замедлениями? Из детства – причем №44 придумал его не сам: автором уникальной чемпионской пилотажной техники стал отец шестикратного Энтони, когда будущий пилот «Ф-1» еще гонялся в картинге. Тогда Льюису было 8 лет.

«Когда мы начали гоняться, помню, на стартовой решетке было 36 детей, – вспомнил отец Хэмилтон-старший в интервью Дэвиду Леттерману. – И я подумал: «Что же может выделить нас из них?». Все одинаково поворачивали в виражах, тормозили в тех же точках, разгонялись в тех же местах.

И однажды я сказал Льюису: «А что, если ты будешь тормозить на 30 метров позже остальных?». Это вызвало огромный вал проблем: в начале, когда Льюис только начал пробовать так делать, он постоянно в кого-то врезался. Тогда я сказал ему: «Тормози чуть поближе». Но он все равно пролетал все обычные точки торможения и слетал с трека. В то время на месте вот этой чудесной лужайки…

...были грязь и вода. И он постоянно въезжал в воду!

В конце концов он научился правильно тормозить в новых точках, и когда он проезжал этот поворот, то просто улетал от соперников. И внезапно мы начали выигрывать гонки пачками.

А я тогда вообще ничего не знал о гонках! Вот что я говорил людям: «Посадил Льюиса на четырехколесную коляску». Понятия не имел, в каких пределах надо выставлять давление в шинах, как настраивать шестеренки в коробке передач, насколько туго натягивать цепь. Познавал все это в процессе, так сказать. И благодаря Льюису всем стало казаться, что у меня все отлично получается. И из-за того, что я тогда ничего не знал, он смог научиться».

Феноменально удачные стечения обстоятельств! И мучения обоих Хэмилтонов точно того стоили. Только не спешите повторять это на ближайшем картинговом треке без шлема и предварительной подготовки!

Полный выпуск похода чемпиону к Леттерману – там много об известности Льюиса, начале его карьеры и о такой «Формуле-1», какой ее никто не знает 

Алонсо побеждал в «Ф-1» благодаря уникальному пилотажу. Стиль уродливый и странный, но выжимал из машины максимум

Шумахер первым в истории «Ф-1» потребовал спидометр в болид. Инженеры смеялись, но Михаэль использовал его для изучения пилотажа

Фото: sport1.de; globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья