11 мин.

Сколько мы посмотрели хоккея

Когда я начал увлекаться хоккеем, припоминаю, что трансляции Суперлиги были довольно-таки нерегулярными. Лужковский канал ТВЦ показывал по одному домашнему матчу "Динамо" (тогда патроном бело-голубых был вице-мэр Шанцев). Показывал вечером в один из будних дней. По субботам, канал НТВ в 13 часов показывал домашний матч "Крыльев" или ЦСКА. В общем-то, все.

Ну да, в тот год была Евролига. Ее показывал Первый канал. 

Как изменилась ситуация сейчас. Для начала в 2003 году появился канал "Спорт". Стало уже лучше. А с созданием КХЛ, появился одноименный канал и трансляции в интернете. На сайте лиги ежемесячно публиковалась статистика по трансляциям, вот ее и предлагается изучить. 

Сразу откинем в сторону плей-офф. Понятно, что его-то показывали в полном объеме. В данном случае регулярка куда показательнее.

В регулярке был сыгран 621 матч. Каждый 4-й показал федеральный канал "Россия-2", две трети - канал КХЛ, 8 из 10 матчей можно было посмотреть в интернете. Также было организовано 593 региональные трансляции, но этот показатель не надо путать с количеством матчей. Иногда один матч шел по двум разным региональным каналам. 181 игра была показана в остальном мире. В основном каналами Виасат и Нова Спорт. 

Не показанными остались 48 игр. Плюс еще 9 игр были показаны только региональными телекомпаниями. Если вы болельщик "Атланта", то от того, что матч в Нижнем Новгороде показывает только областное ТВ, вам ни холодно, ни жарко. 

В данном месте стоит сделать сноску. Что это все - планируемые трансляции. Выполнены они были на 99%. Два матча все-таки не были показаны, несмотря на план. Это матч "Атланта" из-за рекламы "Тойоты" на льду. И матч СКА - Спартак, перед игрой с Каролиной, когда сотрудники Ледового слишком рано перезалили лед (точнее спонсоров). 

Идеальным было бы, конечно, как в футболе - показывать все игры на одном канале и все впрямую. Но это, к сожалению, невозможно. А вот к тому, чтобы хотя бы в интернете показывать все игры - надо стремиться, и надеюсь, это произойдет уже в ближайшее время. А пока давайте рассмотрем, что за 48 игр, которые прошли мимо нас. Для этого я посчитал какие команды и сколько раз не увидел никто, кроме пришедших на трибуны. 

Нигде не показанные домашние матчи. 

Автомобилист, Витязь - по 11, Спартак - 8, Динамо - 6, ЦСКА - 5, Амур, Сибирь - по 2, Атлант, Торпедо - по 1. 

Что касается Атланта, Сибири и Торпедо, то непоказ их домашних матчей - это детские болезни начала сезона. Амур "попал" на два матча в силу того, что его спаренные игры с Кузней не заинтересовали даже Хабаровское телевидение, обычно показывающее все игры дальневосточников. А вот остальные 5 клубов - действительно были (а некоторые и остаются) проблемными. 

Более менее решен вопрос с Автомобилистом. Первые 11 матчей уральцев показаны не были, зато потом канал ОТВ транслировал все их игры, передавая картинку и в интернет.

У остальных проблемы связаны прежде всего с недостатком оборудования. В Чехове нет местной телекомпании, способной организовать трансляцию. Областной канал "Подмосковье" транслирует только игры Атланта. Поэтому те 16 трансляций, которые удалось организовать с Юга Подмосковья были проведены за счет того, что пару раз привез свою ПТС ВГТРК, несколько раз трансляцию организовал канал КХЛ, в остальных случаях - региональные каналы, отправлявшие оборудование на выезд вместе с командой.  

Куда позорнее выглядит ситуация в Москве. В столице сплошь и рядом федеральные каналы. Есть полугородской канал ТВЦ, но хоккей на нем - дело прошлое. Районные же каналы ничем не отличаются от чеховского телевидения. Получается забавная ситуация: в городе, где сосредоточено наибольшее количество ПТС, 3 клуба вынуждены делить одну ВГТРК-ную ПТС-ку на троих. Т.е., если в один день играется больше одного матча, то показывают только один. Потому что именно туда едет ВГТРК-ное оборудование и именно оттуда вещает канала "Россия-2". А параллельные игры не показываются. Как мы видим, меньше всего повезло "Спартаку". Его матчи 8 раз шли параллельно более интересным каналу "Россия-2" играм армейцев или динамовцев. Вопрос можно было бы решить более грамотным составлением календаря: чтобы команду играли в разные дни, а лучше чтобы две команды были на выездном турне, а одна играла дома. Но почему-то этого пока сделано не было. 

Для затравки приведу еще список клубов, болельщики которых лишились нескольких гостевых трансляций своих команд.

Больше всех не повезло Северстали - 5 раз. Она всякий раз неудачно приезжала в Москву, гостила в Екатеринбурге в начале сезона и т.д. Помимо домашних мучений, болельщики Автомобилиста не увидели еще и 4 гостевых игры. Югра, Барыс, Трактор, Сибирь, Магнитка, Кузня и Амур не чувствовали поддержки своих телезрителей по 3 раза за сезон. Дважды это случалось с Торпедо, московским Динамо и Спартаком, Авангардом, СКА, Салаватом и минским Динамо. И лишь один раз не повезло рижанам.

Абсолютно все гостевые встречи увидели болельщики Атланта и ЦСКА.

А абсолютно все матчи были показаны только с участием трех клубов: Локомотива, Ак Барса и Нефтехимика. Связано это с тем, что у всех клубов региональное ТВ снимало все домашние матчи, эта картинка всегда шла в интернет. Во всех случаях, приезжая в "проблемные города" их матчи показывали или Россия-2, или КХЛ-ТВ. Ну и в Екатеринбург все три команды съездили в конце сезона. 

Так или иначе, если 10 лет назад у нас было два матча в неделю, то нынче не были показаны всего 48-57 встреч. 7-8%. Теперь задача довести этот показатель до 0%. 

В принципе, на этом повествование можно было бы закончить, но внимательный читатель наверняка заметил упоминание про выездные сессии региональных каналов. Чуть позже, я к этому плавно подведу, а пока немного отвлечемся.

Вот тут Дима Навоша рассуждает о том, что уже скоро и до России дойдет тенденция, что в каждом СМИ будет по два отчета о матче: каждый из которых будет рассчитан на болельщиков каждой из команд. Востребованность в такой журналистике - это уже не новость даже для нас. Иначе в 1998 году футбольный Спартак не выпустил бы клубный журнал, а спустя какое-то время не запустил ТВ-передачу о себе, а потом и целый канал. У таких СМИ есть своя аудитория, которая если и хочет читать и слушать критику о любимой команде, то только в оптимистическом ключе. Хотя случаются и казусы, как, кажется, у Алекса Фергюсона, который рассорился с клубным каналом. 

Также Дмитрий уверен, что скоро на некоторых матчах в интернет-трансляциях можно будет выбирать лояльного своей команде комментатора. И правда, тут выход или такой, или супер нейтральный комментатор. Но с супер нейтральным получается не всегда. Когда я смотрю в интернете трансляцию матча из Челябинска, оттуда идет картинка и комментарий с челябинского ТВ. А у нас на региональном ТВ не принято быть нейтральном, принято топить за своих. Причем, комментаторы-болельщики есть у всех клубов КХЛ, кроме трех московских (ну и "Витязя"). 

В США такая проблема решена уже давно. 

Вот план одной из самых старых арен НХЛ. Домашнего дворца Эдмонтона. Пронумерованные точки (всего 22) - это позиции для телекамер. В этом дворце их меньше всего в НХЛ. В остальных дворцах - около 30. А кое-где и больше. Спросите зачем? Ведь многие знают, что для супер-качественной трансляции уровня ванкуверской Олимпиады достаточно 16 камер. 

В НХЛ в каждом дворце есть две встроенные стационарные ПТС, позволяющие создавать и передавать картинку независимо друг от друга сразу на два канала. Поэтому даже на этом плане видно как камеры 1-4, 6-8 и 13-15 дублируют друг друга. Хотя часть из них используются для съемки крупных планов исключительно одной из "звезд", находящихся на данный момент на площадке. 

Соответственно, играют Эдмонтон - Калгари, матч снимают 22 камеры, иногда зрители в обоих городах видят совершенно разную картинку (не в смысле качества, а в смысле кто-то общий план, кто-то повтор и т.п.), иногда видят одну, но всегда слышат "своего" комментатора, который болеет за своих. Потому что они смотрят два разных канала, на которые работают две съемочные группы. 

В КХЛ такое организовать гораздо сложнее. Так как у нас в дворцах нет встроенных ПТС, а региональным ТВ-каналам выезд вместе с командой часто влетает в копеечку. Хотя иногда это спасает болельщиков обеих клубов. Например, прошлой осенью я не смог вырваться в "Сокольники" и смотрел матч Спартак - Динамо Рига с латышскими комментариями. Россия-2 и КХЛ-ТВ этот матч проигнорировали, а вот латыши пригнали из Риги свою ПТС и организовали трансляцию. На операторских позициях отсутствовали привычные операторы: там также работали латыши. 

Но, к сожалению, даже так сделать получается не всегда. Помню бурную дискуссию на форуме минского Динамо, когда их местный канал ЛАД не сделал того же самого что и латыши, на выездном матче с тем же Спартаком. 

Там же нашелся профессионал в области телевидения, который грамотно обрисовал ситуацию:

Конечно ситуация с отсутствием трансляции печальная, но вины нашего телевидения в этом нет, могу это заявить ответственно. Другой вопрос, что при формировании сетки трансляций можно было заранее предположить , что в Москве есть проблема с количеством ПТС которые одновременно могут работать на хоккейных матчах и можно было запланировать выезд в Москву нашей Белорусской ПТС. Но тогда встает вопрос финансовый и поверьте - это совсем не дешевое удовольствие.

Как человек, имеющий отношение к ТВ могу абсолютно точно разложить стоимость такого выезда: 1. Выезд-обследование нового объекта (делается как минимум один раз за несколько дней до первой работой на новом месте) - командировка 2-х спецов (режиссер + технический ответственный) - стоимость (проезд+проживание 1 сут.+командировочные) - 600 USD 2. Собственно выезд самой ПТС + машина тех сопровождения + персонал (22 человека !!!! и это минимум, не верите - считайте: Режиссер, ассистент режиссера (запись) ассистент режиссера (титры), ассистент режиссера (замедленный повтор), звукорежиссер, ассистент звукорежиссера, операторы камер - 8 человек, инженерный персонал - 4 человека, водители - 3 человека, администратор ) проживание всей этой тусы 3 суток - 66 человеко-дней минимум по 70 баксов сутки - для москвы это стоимость общаги (день до трансляции + день трансляции + день отъезда) суточные по 35 баксов (это чтобы в москве просто поесть) - 66Х35USD + собственно зарплата всех этих работников (3 дня режиссера высшей категории (а другой хрен сможет показать нормально - минимум 300 ЕВРО не считая гонорара - это в какой компании как) 24 человеко-дня операторов минимум по 150 000 рублей в день - 1 тысяча ЕВРО.

Плюс все остальные - еще пару тысяч Евро. Плюс стоимость спутникового канала шириной 9 МГц - на меньшем спорт нельзя показывать (специалисты меня поймут) - 6 Евро/минута, а надо сколько - учитывая возможный овертайм и буллиты - 150 минут итого - 900 евро + резервный спутниковый канал (можно 4,5 МГц по 3 Евро/минута - итого 450 Евро) Вроде как прямые расходы все - сколько получилось? Уже вроде как 11 000 ЕВРО (лень точно считать).

А теперь самая веселая часть расходов: Стоимость прав (ее надо купить у КХЛ) - не знаю но предполагаю что не менее 1000 EВРО за матч. Ну и конечно !!!!!! АММОРТИЗАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ (для сведения - ПТС которая может адекватно транслировать хоккей вместе со всей вспомогательной техникой стоит не менее 3 миллионов ЕВРО (если SD) и не менее 6-7 миллионов ЕВРО(если HD). Срок аммортизации - 8 лет, количество дней выезда в год - 180 (в среднем) т.е 8Х180 = 1440 раз она отработает пока не аммортизирует полностью, т.е около 2000 ЕВРО - за каждый день выезда (а их у нас три) - итого еще 6000 ЕВРО. В итоге имеем - 18 000 ЕВРО расходов на один матч в Москве. Но это еще не все :)))))

Матч надо транслировать по всей нашей необъятной Беларуси? Ответ - конечно!!!!!!! Стоимость услуг БРТПЦ + Белтелеком (телецентр, передатчики которого работают по всей Беларуси) - очень приблизительно (у каждой ТВ компании по разному) - 2000 EBPO в час (а надо 2,5 часа) В итоге суммарные (оценочные) расходы на организацию трансляции матча из москвы нашими силами - 23 000 ЕВРО.  А теперь о доходах - на основании ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О РЕКЛАМЕ" в пределах одного часа можно размещать не более 20% рекламы (т.е. 12 минут), при этом !!!!!!! не более 2-х раз одного и того же производителя!!!!!!! В итоге мы имеем потенциально 25 минут законной рекламы, т.е по 1 000 Евро за минуту (прошу заметить что это цена с учетом всех скидок) Никто и никогда в Беларуси не будет размещать свою рекламу по такой цене, разве что в режиме эксклюзива - но эксклюзив не возможен - не долее 2 -х раз в течении часа:)))) Вот такая арифметика. Не судите строго - может что и не учел или наоборот - приплел - суть от этого не изменяется.

Самый прикол - что на сегодня все ПТС Белтелерадиокомпании заняты . СТВ, ОНТ - тоже заняты. Если бы заранее (где нибудь в сентябре) было бы известно о невозможности трансляции из москвы - поверьте все это было бы включено в график (или договорились бы с какой нибудь Тверской, Рязанской, Тульской, не знаю какие там еще рядом есть телекомпании) и нашли бы под это дело эксклюзивного спонсора, но за 3 дня такие дела не решаются.

Пока на такие расходы у нас может идти далеко не каждая региональная ТВ-компания. Однако, у меня также нет сомнений, что рано или поздно у нас с каждого матча будет две трансляции. Сначала на топ-матчах в футболе, затем и до хоккея дойдет. В этом нам поможет Универсиада, Олимпиада и ЧМ-2018. ВГТРК уже начала закупку новых "Зворыкиных" и первая уже скоро достанется казанскому телевидению. 

Следить за обновлениями