9 мин.

Бокс и MMA стали богачами на системе платных трансляций – а теперь от нее отказываются. Почему?

Стриминги и подписки побеждают PPV.

Когда 10 лет назад Конор Макгрегор стремительно становился лицом UFC, его влияние на спорт и лигу можно было легко оценить через PPV – продажи платных трансляций. Всего за 16 месяцев, прошедших с момента поединка против Чеда Мендеса и до завоевания второго титула против Эдди Альвареса, зрители заплатили за просмотр боев Конора более $375 млн.

Сейчас PPV погибают – это относится ко всем бойцовским видам спорта. Что изменилось?

Толчок PPV дал бой Али – Фрейзер. До этого платные трансляции показывали в кинотеатрах

Для начала: а что вообще такое PPV? Pay-per-view – модель платных телевизионных, а сейчас и интернет-трансляций. Схема простая: есть определенное спортивное или иное событие, которое будет транслироваться лишь для тех, кто сделает единовременную оплату данного события. Этим PPV отличается от подписки – здесь зритель оплачивает лишь одно конкретное событие.

Прообраз современных PPV появился еще до повсеместного распространения кабельного телевидения. В 1948 году вице-президент 20th Century Studios Ирвинг Б. Кан предложил провести трансляцию поединка Джо Луиса и Джерси Джо Уолкотта по системе межгородского закрытого телевещания: сигнал шел по коаксиальным кабелям в определенные точки – чаще всего кинотеатры, в которых шла трансляция поединка.

Система закрытого телевещания была уникальным предложением на рынке платных трансляций примерно до конца 60-х – начала 70-х. Но затем серьезное развитие получило кабельное телевидение – в бизнесе появились новые игроки. Компании стали продавать приставки-ресиверы и специальные карты для них, которые позволяли раскодировать сигнал платных трансляций.

Утверждается, что одним из первых подобных случаев еще в 1960-м стала трансляция второго поединка Флойда Паттерсона против Ингемара Юханссона. Поединок по системе PPV посмотрели 25 тысяч человек, заплатившие за просмотр $2. Третий поединок между Паттерсоном и Юханссоном собрал уже 100 тысяч платных просмотров.

Реальное знакомство мира бокса с домашними PPV произошло в 1975-м – легендарный «Триллер в Маниле» показывал недавно появившийся платный кабельный канал Home Box Office (тот самый HBO). Поединок Мохаммеда Али и Джо Фрейзера продал более 500 тысяч PPV – спасибо Дону Кингу, который увидел перспективу в небольшой телекомпании, на которую за три года до этого подписалось всего 365 человек. Кстати, именно бой Али и Фрейзера стал первой в истории американского ТВ спутниковой трансляцией в прямом эфире.

Основные деньги с вещания того поединка организаторы все же заработали традиционным способом – через продажу билетов в кинотеатры, трансляция в которых шла по системе закрытого телевещания. Окончательно ситуация изменилась в 80-х.

Как платные трансляции захватили бои: взлет в боксе с Тайсоном, появление WWE и UFC, рекорды Мейвезера и Макгрегора

В 80-х и 90-х PPV расцвели. Кабельное телевидение проводилось во все большее число домов, а зрители хотели попробовать новую технологию – посмотреть большое боксерское событие дома, лежа на диване, а не в кинотеатре. До бума оставался всего один недостающий элемент – действительно большая суперзвезда.

Ей стал Майк Тайсон. По данным HBO, его поединок против Майкла Спинкса собрал 600 тысяч платных просмотров, почти достигнув показателя купленных билетов в кинотеатры закрытого телевещания – 800 тысяч. После боя Тайсона и Спинкса боксерские события с продажами PPV за 600 тысяч стали нормой: поединок Бастера Дугласа и Эвандера Холифилда стал первой PPV-трансляцией на Showtime и собрал миллион продаж, реванш Майка Тайсона и Донована Раддока – 1,25 млн, а «битва эпох» между Эвандером Холифилдом и Джорджем Форманом – 1,4 млн.

С такими цифрами бокс вошел в 90-е. Большие поединки в тяжелом весе, повсеместное распространение кабельного и спутникового телевидения и мощнейший маркетинг – PPV, которые тогда уже стоили по $40 и $50, продавались сотнями тысяч и даже миллионами. В июне-1997 реванш Холифилда и Тайсона поставил рекорд (1,99 млн платных просмотров на Showtime), который лишь спустя 10 лет побил Флойд Мейвезер.

Тем временем подрастала индустрия рестлинга. В 1985-м стартовала WrestleMania, а позже и другие крупные турниры – Royal Rumble, SummerSlam и Survivor Series. Все они продавались раз в год – фанаты рестлинга могли посмотреть крупный PPV-турнир раз в три месяца.

Позже линейка таких турниров WWE расширилась: они сохранили крупные ивенты, но добавили регулярности при помощи, например, серии In Your House и других более дешевых PPV-событий. Таким образом, к концу 90-х WWE стабильно продавали платный турнир каждый месяц.

В UFC со временем пришли к похожей регулярности, но на старте никто не мог предположить, что промоушен будет продавать по 14 платных трансляций в год – сначала турниры проходили с периодичностью раз в три-четыре месяца. При этом создатели шоу изначально серьезно рассчитывали на PPV – возможности забронировать большую арену на старте не существовало.

Первое время все шло неплохо: турниры собирали более 100 тысяч платных продаж (хоть и не по самой высокой цене – $15), но затем кабельные каналы отказались от трансляций под давлением властей. С приходом Даны Уайта и братьев Фертитта эти проблемы разрешились, но выйти из пике продаж получилось только после успешного первого сезона The Ultimate Fighter.

Пик платных трансляций пришелся на период с 2007-го по 2018-й – в этот отрезок укладываются пять событий с самым большим числом продаж. В четырех из них – с участием Флойда Мейвезера, в двух – Конора Макгрегора. Промоутерам повезло, что два коммерчески мегауспешных бойца из двух самых популярных боевых видов спорта в мире бились в смежные эпохи и встретились на ринге.

В России PPV не прижились. UFC никогда не продавали у нас трансляции по классической для себя схеме, предпочитая работать через вещателей, приобретавших права (например, «Матч ТВ»), либо по модели подписки – так в конце 10-х появился UFC Fight Pass. Из российских промоушенов по модели PPV работает ACA, при этом зрителям из России покупать трансляцию не нужно – турниры бесплатно показывают на «Матче».

Как умирают PPV и причем тут Турки Аль эш-Шейх

В конце 10-х система изменилась: классические PPV через кабельные каналы постепенно вытеснялись стриминговыми платформами. В боксе появился DAZN с подписочной моделью (хотя за некоторые события они впоследствии стали брать дополнительную плату), а UFC купил ESPN и перенес турниры промоушена на ESPN+ – теперь фанаты оплачивали и подписку, и саму трансляцию.

Переход в интернет, возможно, немного упростил доступ к новым событиям, но точно его не удешевил. Не так давно фанаты в США подсчитали, сколько стоит просмотр всех номерных UFC в году – вышло более $1150. В DAZN похожая система: подписка + оплата отдельных, самых больших событий, что тоже недешево.

Солидная стоимость событий при непростой ситуации в мировой экономике, далеко не самые звездные карды, доступность пиратских трансляций – все это привело к тому, что все меньше фанатов стали платить за бои. Disney, которым принадлежит ESPN, отчитывался о падающих показателях продаж PPV в UFC (официальные цифры публиковать вообще перестали), а в боксе действующие бойцы-профессионалы последние восемь лет практически перестали пробивать планку в миллион платных просмотров. Четыре исключения: первые два боя Канело против Головкина, поединок Дэвис – Гарсия и первая встреча Усика и Фьюри.

Мы говорим только о продажах в США. В это же время в Великобритании очень хорошо смотрели бои Энтони Джошуа – сразу шесть его поединков собрали больше миллиона платных просмотров. Но здесь нужно сделать скидку на стоимость PPV в то время – до £25 в Великобритании против $50-60 в США (почти в два раза меньше).

В 2024-м один из главных игроков в мире бокса сейчас, Турки Аль эш-Шейх, заявил, что видит проблему в слишком высокой стоимости PPV: «Я мечтаю о PPV с хорошей ценой – это сделает фанатов счастливыми и позволит им подписаться и смотреть бои легально. <…> Когда я вижу высокую цену PPV, сразу же понимаю, что множество людей пойдут смотреть бой на пиратские ресурсы, что совсем не здорово для бокса и платформ».

Турки быстро снизил стоимость платной трансляции поединка Энтони Джошуа и Даниэля Дюбуа в сентябре-2024 до £19,95. Правда, и это несильно помогло продажам за пределами Великобритании – в США, например, Джошуа – Дюбуа купили всего 15 тысяч человек. В июле-2025 Аль эш-Шейх вообще объявил, что с ноября каждый турнир, проходящий при поддержке саудовских властей, будет бесплатным для подписчиков DAZN.

UFC тем временем вел переговоры о продаже прав на трансляции. Среди возможных покупателей назывался Netflix – с учетом их опыта трансляций боксерских поединков по обычной подписке стало понятно, что в случае успешной сделки лига избавится от PPV. В итоге UFC заключили огромный контракт с Paramount ($7,7 млрд за семь лет – на уровне НХЛ), а не с Netflix, но от платных трансляций все же ушли – турниры промоушена теперь будут показывать по подписке Paramount+, а часть ивентов – на общедоступном телеканале CBS. По словам Уайта, PPV останутся, но только для исключительных случаев – большая часть событий теперь будет транслироваться по подписке.

В чем здесь экономическая выгода для самих вещателей? Понять это достаточно тяжело, ведь отбить $1,1 млрд в год на дополнительных подписках за счет UFC у Paramount точно не выйдет – у промоушена нет столько зрителей. Больше похоже на имиджевую историю от нового CEO Paramount Дэвида Эллисона: закрыть сделку по покупке прав на крупнейший бойцовский турнир в мире всего через неделю после получения должности – действительно сильный ход.

Получается, спустя более чем полвека после появления концепции pay-per-view от нее практически одновременно отказались главные игроки в бойцовском мире (WWE ушли от PPV еще раньше – в 2014-м). Но есть детали. В боксе, например, от платных трансляций отказались только в DAZN и только в случае боев с партнерством Riyadh Season и The Ring. Что будет, если саудиты откажутся от такой большой поддержки спорта? Повлияет ли решение Турки на другие промоушены?

В ММА большая часть промоушенов и раньше использовала PPV лишь в исключительных случаях, но теперь на подобную модель перешли и в UFC: ежемесячная подписка + PPV для самых крупных и звездных поединков. Как и в случае с боксом, пока что мы не видели этой модели в реальности – все еще только на словах. Дождемся следующего года.

UFC продал медиаправа за $8 млрд. Откуда так много?

Фото: Gettyimages/Sarah Stier / Staff, Christian Petersen / Staff; Steven E Sutton/DUOMO/PCN/Global Look Press; East News/AP Photo/John Lindsay