7 мин.

Навка и Загитова на госзадании: показали шоу в Дубае на деньги из бюджета, гонорар Алины – 1,3 млн (в 2 раза меньше других артистов)

Шоу Татьяны Навки «Спящая красавица. Легенда двух королевств» снова в центре внимания – теперь с гастролями спектакля в Объединенных Арабских Эмиратах.

Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок пальнул стопкой договоров с фигуристами об участии в ледовом шоу, которое повезли на экспорт в Дубай.

Сразу несколько пояснений.

• С 1 октября 2021 года по 31 марта 2022-го в Дубае проходит «Экспо-2020» – всемирная выставка, посвященная теме «Объединяя умы, создавая будущее».

Простыми словами – это такая большая витрина достижений, которыми государства хвастают друг перед другом. У каждой страны есть павильон, в котором можно демонстрировать любые вещи, вызывающие национальную гордость: самодеятельность, новейшие изобретения, глобальные проекты, научные, технологические, спортивные и даже кулинарные достижения.

Цель простая – показать страну с лучшей стороны и привлечь инвестиции. Ради этого тратятся серьезные средства: например, Россия только на подготовку к «Экспо-2020» выделила из бюджета более 3,5 миллиарда рублей.

• На 4 декабря в календаре «Экспо-2020» пришелся Национальный день России – такой есть у каждой страны на выставке. На торжественное мероприятие летал премьер-министр Михаил Мишустин, а к важной дате приурочили два ледовых мероприятия: матч КХЛ «Авангард» – «Ак Барс» (3 декабря) и то самое шоу Татьяны Навки (4 и 5 декабря).

«Для нас огромная честь, что именно Navka Show было выбрано для столь масштабного мероприятия и десятки тысяч жителей и гостей ОАЭ смогут насладиться нашей сказкой, увидеть легенд фигурного катания. Уверена, что «Спящая красавица» станет ключевым событием светской жизни Дубая и надолго останется в памяти зрителей», – Татьяна Навка часто хвалилась будущими гастролями, но нигде не описывала процедуру выбора шоу для арабской публики.

Если и проводился какой-то конкурс, то оценочной комиссией максимально ограниченного состава.

В Дубае спектакль показывали два дня, на него продавались билеты среди местных жителей. И надо признать, что фигурное катание вызвало чуть больший ажиотаж, чем хоккей: если на статусный матч КХЛ пришло 5000+ зрителей (в том числе Алина, эмоционально болевшая в семейном секторе «Ак Барса», где располагались жены и подруги игроков), то на ледовое шоу – примерно на тысячу больше.

• «Спящая красавица. Легенда двух королевств» – позапрошлогодний спектакль Навки, с которым связан шум из января 2020-го.

Самый большой гонорар (8 млн рублей) за выступление в этом шоу получил Эдуард Аксенов – замначальника отделения «Хрустальный» школы «Самбо-70». Следственный комитет тогда открыл проверку по подозрению в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями (ее результаты до сих пор не озвучены), а Татьяна Навка объясняла, что Аксенов просто представлял интересы несовершеннолетней Загитовой.

Следственный комитет проверяет замначальника «Хрустального» в мошенничестве. Схему обнаружил Sports.ru в январе

Но вернемся в наши дни – портал Госзакупок залил документы, которые подарили несколько любопытных инсайдов. На всякий случай проговорим – это открытые данные, доступ к которым гарантирован федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок работ и услуг для государственных нужд».

Итак, что мы узнали о гастролях Татьяны Навки и ее шоу в Дубае.

1. Договор с фигуристами из шоу Навки заключал все тот же директор Росконцерта Андрей Малышев, оформлявший в артисты Эдуарда Аксенова в 2019-м – к нему у следственного комитета тоже были вопросы, но, видимо, все обошлось.

Это государственное учреждение, подведомственное Министерству культуры, поэтому деньги на карты фигуристам падали благодаря «субсидии из федерального бюджета РФ на выполнение государственного задания» – это цитата из договоров.

Реклама 18+

Почему именно Росконцерт? Подробный ответ есть на сайте учреждения:

«ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» проводит статусные мероприятия в области международного культурного сотрудничества, организовывает культурные программы форумов, деловых саммитов и совещаний. Эта сфера деятельности направлена на содействие международному культурному сотрудничеству, интеграцию современного российского искусства в текущий мировой художественный процесс, поддержку культурной деятельности нашей страны за рубежом.

Культура, как известно, превосходный посол мира. Гармоничное сосуществование разных культур, диалог и сотрудничество в обстановке доверия и взаимопонимания являются лучшим залогом международного мира и безопасности.

Проведение мероприятий в области международного культурного сотрудничества способствует укреплению позитивного имиджа России на международной арене, формирует доверительные отношения и культурное партнерство между странами, повышает уровень заинтересованности у дружественных государств в культуре России, а также предоставляет жителям стран-партнеров возможность расширенного доступа к культурам друг друга».

2. Это не первый случай, когда Навке выделяют субсидию из госбюджета на шоу.

Год назад выяснилось, что Министерство культуры отправило ей 30 млн рублей на новогодние представления – в самый разгар пандемии.

Тогда, согласно документам, финансовое обеспечение выделялось на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества.

«Субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета в размере 30 млн рублей», – говорилось в соглашении, которое предусматривало минимум 25 500 зрителей на каждом представлении.

3. Алина Загитова – больше не самая высокооплачиваемая фигуристка в шоу Навки.

Два года назад ее гонорар, переданный через Аксенова, логично был самым крупным – чуть более 8 млн рублей за 22 спектакля.

За два проката в Дубае Алина получила 1,282 млн рублей, но теперь Росконцерт выше оценил других актеров: Петр Чернышев (играет роль Эриана) за два дня заработал 2 766 715 рублей, а Маргарита Дробязко (королева Аргона) – 2 999 500 рублей.

Что случилось за два года на рынке фигурных услуг – неужели Алина стала хуже кататься и собирать залы, а публика теперь покупает билеты на Дробязко?

4. Да, вы это уже заметили – с 2019-го ценники фигуристов неплохо выросли.

Если тогда один прокат Загитовой (правда, в Москве) стоил 366 464 рублей, то теперь почти в два раза больше – 641 000.

Но – самая загадочная деталь – Алина ощутила повышение меньше всех. Остальные ставки выросли намного круче.

Цена одного проката от Чернышева взлетела в 10 раз (со 127 тысяч до 1,383 млн), а Дробязко к 50-летию превратилась в хедлайнера шоу – ее ставка скакнула в 14 (!) раз: со 104 тысяч за спектакль до 1 499 750 рублей.

«Зарплаты в России растут не только в номинальном, но и в реальном значении», – недавние слова президента Владимира Путина, который не только пиарил шоу Навки, но и хвалил российскую экономику, обрели наглядный пример.

5. А вдруг такое отношение связано с тем, что теперь интересы Алины представляет не Эдуард Аксенов, а ее мама?

Зарплаты футболистов часто зависят от агента, который ведет переговоры с клубом о контракте – почему такие же процессы не могут происходить в фигурном катании? Вдруг Аксенов пробивал Алине сумасшедшие условия, а маме, например, недостает хватки?

Да, теперь договор от имени Алины подписывает индивидуальный предприниматель Загитова Лейсан Ильдусовна (это мама фигуристки), а его предметом являются услуги по участию Загитовой Алины Ильназовны в исполнении театрализованной постановки на льду. Если совсем просто, то мама гарантирует выход дочери на лед и получает за эту услугу деньги по договору.

Реклама 18+

Кстати, квалификация юристов из Росконцерта растет с каждым годом – в договоре с Аксеновым формулировки были максимально странными – по ним он сам выходил на лед в качестве артиста.

В начале 2022-го «Спящая красавица» ограниченным тиражом (всего 9 показов) приедет в Сочи – билеты уже в продаже. Только Алины в спектакле не будет – теперь она Настенька в «Аленьком цветочке», который на праздники приедет в Питер.

Возможно, по очередному госзаданию.

Фото: instagram.com/navka_show; РИА Новости/Владимир Астапкович