7 мин.

Россия пробивается на Олимпиаду: кто уже допущен, кто отбирается, а кто судится

МОК дал зеленый свет Петру Гуменнику и Аделии Петросян на участие в Играх-2026. Это наши первые подтвержденные олимпийцы.

Да, фигуристы отобрались в Милан пару месяцев назад, но официальный допуск получили только на днях. Комиссия МОК перепроверяет всех россиян по критериям нейтрального статуса.

Есть ли подвижки в других зимних видах?

Ски-альпинизм на очереди

Кроме фигуристов именная квота есть у Никиты Филиппова из ски-альпинизма – нового вида олимпийской программы.

Россиянин заезжал в топ-4 на Кубке мира, квалифицировался даже раньше Гуменника и Петросян, но все еще ждет приглашения от МОК. Причину задержки мы вряд ли узнаем, да и по опыту Парижа-2024 понятно, что отбор не означает автоматический допуск на ОИ.

Но Филлипов к дополнительным проверкам готов.

«Не парюсь на этот счет. Я осторожен в высказываниях на политические темы, ни в каких структурах не состою, учусь в универе. Мне кажется, оснований не допустить меня просто нет», – говорил Филиппов в интервью Спортсу’’ в июне.

Прямо сейчас он – самый вероятный кандидат на включение в список МОК.

Коньки еще квалифицируются, в шорт-треке 1+1 (пока без имен)

Здесь гораздо больше участников из России – ISU выдал «нейтралку» 18 нашим конькобежцам и шорт-трекистам. Правда, за бортом остались многие лидеры: нет Семена Елистратова, Даниила Алдошкина, Павла Кулижникова, Руслана Захарова и Ольги Фаткулиной.

«К сожалению, лидеров последних двух сезонов в шорт‑треке и коньках мы на отборочных соревнованиях не увидим. Это реалии сегодняшнего дня, эти правила давно озвучены, мы их приняли», – объяснял босс Союза конькобежцев России Николай Гуляев.

Квалификация в коньках продлится до 14 декабря (Кубок мира), а на треке Мировой тур завершился накануне. Вообще, количество квот в личных видах разнится от 12 до 36, их распределят по итогам зачетов на конкретных дистанциях.

Наши выступили на всех четырех этапах по шорт-треку и завоевали две квоты – в Милан поедут один мужчина и одна женщина, выбор за федерацией.

Самые заметные результаты – у шорт-трекистов Ивана Посашкова (1000 м), Даниила Николаева (1500 м), Елены Серегиной (1000 м), конькобежек Ксении Коржовой (3000 м) и Анастасии Семеновой (масс-старты). Но в топ-10 за сезон не попадал никто из них, в лучшем случае – в топ-20.

«В случае, если они (спортсмены) получат олимпийскую квоту, им еще предстоит проверка по линии МОК, но я уверен, что это уже не страшно, потому что внутренние правила ISU гораздо жестче, чем правила МОК», – считает Гуляев.

Бобслей, сани и скелетон побеждают в судах, но времени мало

В некоторых зимних видах Россия настолько «заледенела», что бан казался вечным. Но неожиданно потеплело и там.

В октябре трибунал Международной федерации бобслея и скелетона (IBSF) отменил запрет на участие наших. Они смогут подаваться на нейтральный статус.

Нюанс в другом: IBSF отказалась от «немедленного допуска» и обратилась в МОК для уточнения правил. Не затянется ли инструктаж – вопрос открытый.

В скелетоне и бобслее период квалификации к Милану длится до 18 января, это Кубок мира и континентальные турниры. Более 25 наших спортсменов уже ждут нейтральный статус – среди них олимпийский чемпион Сочи-2014 Александр Третьяков.

«Очень рассчитываем на оперативность IBSF», – признался глава Федерации бобслея России Анатолий Пегов. Увы, новостей по-прежнему нет.

А вот саночникам в октябре помог Спортивный арбитражный суд (CAS). Он заставил международную федерацию (теперь речь уже о FIL) отменить тотальный российский бан.

Здесь сработали даже оперативнее: шести саночникам из России разрешено отбираться на Игры – это Александр Горбацевич, Матвей Пересторонин, Павел Репилов, София Мазур, Ксения Шамова и Дарья Олесик.

Они уже потренировались на олимпийской трассе в Кортина-д’Ампеццо. Впереди – этапы Кубка мира в США, Латвии и Германии (и, кажется, здесь еще возможны сюрпризы с визами).

Кстати, интересно, что в составе нет трехкратного чемпиона мира Романа Репилова, попавшего в СИЗО – его обвиняют в мошенничестве при закупке спортинвентаря.

Биатлон и лыжные виды – с минимальными шансами

У биатлонистов и лыжников все сложнее. Они, в отличие от других, не имеют даже формального допуска от своих федераций (IBU и FIS) – усилиями скандинавского лобби.

FIS обсуждала формат «1+1» (по одному спортсмену у мужчин и женщин), но сохранила отстранение в силе. Российская сторона обжаловала решение в CAS, к апелляции присоединились лыжник Савелий Коростелев, прыгун с трамплина Данил Садреев и несколько других спортсменов.

Вердикт суда ожидается не позднее 10 декабря, но Кубок мира FIS уже стартовал.

«Если раньше я говорил, что шанс поездки на Олимпиаду составляет 95-97%, то сейчас оцениваю его в 1% – время ограничено, имеются бюрократические процессы, которые можно легко затягивать, играть как хочешь, – сетует Коростелев. – Тут уже просто воля международной федерации, захотят или не захотят. Ожиданий нет, допустят – будет классно, не допустят – я уже, в принципе, смирился».

У биатлона надежды тоже минимальные. Недавно наши спортсмены обратились к коллегам из комиссии IBU за разъяснениями (насчет бана), а посредником между федерациями стал Мартен Фуркад как представитель МОК.

Фуркад теперь – союзник России. После стольких ссор из-за Сочи и Логинова

Глава Союза биатлонистов России Виктор Майгуров пока считает, что все можно решить без CAS:

«Последний вагон – до нового года. Конец декабря. В январе еще будут этапы Кубка мира, где можно будет заработать квалификационные очки и подтвердить свой уровень. Уверен, наши спортсмены спокойно это подтвердят.

Важно, чтобы IBU дал wild card. Можно решить это, не доводя до CAS. Мы еще раз призовем исполком принять соответствующие решения. Если не будет никаких действий, будем следовать по примеру наших коллег из других зимних видов спорта».

Керлинг готовит иск

Федерация керлинга России, напротив, обращается к летникам. У тех сразу два крупных успеха за последний месяц: наши дзюдоисты вернули флаг и гимн, а ватерполисты получили допуск первыми из командных игровых видов.

Дмитрий Свищев, глава нашего керлинга, уловил тенденции и сообщил о подготовке иска в CAS: «Будем требовать через суд возвращения наших ребят на соревнования. Это решение было принято по опыту других федераций, как, например, дзюдо».

Проблема в том, что в керлинге нет чисто индивидуальных дисциплин, а МОК сохраняет санкции против наших команд. В Милане-2026 их не будет.

Хоккей – самый безнадежный вид

Та же история с хоккеем. И вряд поможет опыт водного поло – по крайней мере, до ближайших Игр.

Федерация хоккея России (ФХР) следит за кейсами других видов спорта, но кажется, не очень верит в апелляции.

«По командному виду есть решение МОК. МОК подтвердил, что оно в силе, – напоминает гендиректор ФХР Дмитрий Курбатов. – Это связано именно с особенностями формирования команды. С точки зрения наших зарубежных коллег в этих инстанциях формирование команды не может произойти без участия государства. Я не буду сейчас оспаривать или подтверждать эту точку зрения, но такова их позиция и на этом основании они отказывают нам в участии».

Допуск наших олимпийцев зависит от трех человек. Кто они?

В тексте использованы цитаты ТАСС, «Матч ТВ», РИА Новости, «Спорт-Экспресс».

Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко, Александр Вильф, Рамиль Ситдиков, Алексей Даничев, Андрей Варенков, Ирина Белова, Григорий Сысоев