Как организаторы поймали жулика Онищенко
На Олимпийских играх в канадском Монреале в 1976 году разразился скандал с участием советского спортсмена. Советская пропаганда ничего не могла противопоставить в ответ, и поэтому пришлось как можно скорее и аккуратнее затмить скандал другими незначительными событиями из-за океана.
В том, что поймали советского атлета за руку с поличным и выдворили из Олимпиады – были виноваты не капиталисты, не империалисты и не враги народа. Организаторы турнира предъявили главе советской спортивной делегации такую улику, что нашим пришлось только снять шляпу, вспомнить горячими словами родных Онищенко и пинком под зад оперативненько вышвырнуть его из олимпийской деревни, чтоб не навлекал больше проблем и порчи.
Пятиборец Борис Онищенко был мастером на все руки – умелый наездник лошади, меткий стрелок, гибкий пловец, д’артаньяновский шпажист и неутомимый бегун. Его самым любимым и успешным видом спорта было фехтование. В чем в чем, да вот именно в этом виде пятиборья для Онищенко практически не существовало соперников. Он укладывал соперников штабелями и всегда занимал первые места.
Вот и на монреальской Олимпиаде Онищенко уверенно вел всю команду сборной СССР к пьедесталу. Пусть не смущает любителей спорта то, что после первого вида соревнований – конного спорта – СССР занимал четвертое место. Конный спорт не был «нашим» - все наши лучшие и успешные виды были впереди. Поэтому четвертое место считалось в своем роде успехом. Отставание от Великобритании было минимальным. Победа во втором виде соревнований – фехтовании - поднимало нас сразу на второе место. А приходилось сражаться именно против британцев.
Начало было ошеломляющим для Онищенко: сначала пал Данни Найтингейл («Я уже смирился с поражением до выхода на помост – Борис был фаворитом!»). Второй жертвой стал Адриан Паркер. Тренер британцев Майк Праудфут заметил что-то непонятное. «Онищенко заработал очко, но мы не поняли как он это сделал. Мы попросили организаторов проверить все ли на месте. Они проверили помост и оборудование, и сказали что все на месте. Очко отдано русскому!».
А вот в бое против лидера сборной Туманного Альбиона Джереми Фокса терпению английской команды пришел конец! В одном из эпизодов Фоксу (либо он споткнулся, либо нашло озарение) удалось отклониться от очередного укола. Шпага прошла мимо, в воздух. К удивлению всех за спиной Фокса… зажглась лампочка, извещая о чистом уколе!
«Инаф из инаф!», - сказал в ярости тренер Праудфут и потребовал провести широкомасштабную «контр-террористическую операцию». Сначала проверили лампочку – там все нормально. Провода – на месте. Помост – никуда не ушел.
«Ай да, проверим там, где все замыкается». Когда организаторы попросили уроженца Полтавы показать шпагу, тот неохотно передал им ее. «Стальной клинок – нормальный. Защитные гарды – чистые. Рукоятка – обыч... Стоп! А что же там за кнопка?» И тут до организаторов дошло (вот здесь представьте довольную улыбку Шерлока Холмса с трубкой во рту), что Онищенко не шпажист, а самый настоящий прилежный ученик детского журнала «Юный техник» из СССР. В рукоятку оружия была вмонтирована кнопка, нажатием которой Онищенко мог в любой момент замкнуть цепь и зажечь судейскую лампочку.
Онищенко был дисквалифицирован, и сборная СССР — фаворит соревнований в командном зачёте — лишилась возможности бороться за медали.
Реакция со стороны советской делегации последовала незамедлительно и была беспощадной - пожизненная дисквалификация с лишением всех званий (ЗМС), наград (Орден Трудового Красного Знамени) и членства в КПСС.
Вот так, вместо того чтобы номинироваться на Нобелевскую премию по физике, Борис Онищенко стал изгоем советского общества.