Я проанализировал все подачи финального падел матча в Роттердаме
В воскресенье состоялось «Эль Классико» в мире падела: в Роттердаме встретились старые знакомые — лучшая пара мира Артуро Коэльо и Аугустин Тапиа против Федерико Чинготто и Алехандро Галана.
Несмотря на успех недельной давности в Германии, претендентам повторить его не удалось — и «Голден Бойз» на глазах у восьми тысяч улыбчивых зрителей завоевали свой десятый титул в году.

Нельзя сказать, что эта победа далась легко: борьба была упорной, и судьба решилась в напряженном тай-брейке. На таком уровне каждая мелочь важна: любая деталь может повлиять на ход матча. В этом материале я досконально разобрал подачи лучших игроков мира — и вот что из этого получилось.
Концепция подачи
Концепция подачи в паделе отличается от теннисной. Здесь почти не бывает эйсов, а преимущество заключается в том, что подающая пара начинает розыгрыш у сетки, то есть в атакующей позиции.
Можно выделить три основные зоны подачи:
В стекло или угол. Мяч направляется таким образом, чтобы у принимающего игрока возникли сложности с приемом до стекла, и ему пришлось играть после отскока. Такая подача дает подающему наибольшее время, чтобы подняться к сетке.
Подача в корпус. Недооцененный выбор среди начинающих. Часто используется профессионалами, так как это надежная и одновременно неудобная для приема подача: сопернику приходится перегруппироваться.
Подача в «Т» — место пересечения линий разметки. Этот вариант используется реже, но способен застать соперника врасплох и открыть угол для развития атаки.
Первую подачу обычно возвращают низом на подающего — это надежно, ведь подающий поднимается к сетке и находится в движении.
Если же первая подача не прошла, вторую выполняют немного медленнее и чаще в корпус. Такую подачу обычно возвращают свечой. Если свеча достаточно глубокая, есть шанс «отобрать» у подающих сетку.
Существуют и другие общепринятые паттерны — например, левше подают под неудобную правую руку. Но для того и существуют правила, чтобы их нарушать, особенно на таком уровне, где фактор непредсказуемости играет решающую роль.
Целью моего разбора было проверить, действительно ли это так, — найти взаимосвязи, исключения и тактические уловки лучших игроков мира.
Всего в матче было 127 розыгрышей (49 в первом сете, 67 во втором и 11 на тай-брейке).
Федерико Чинготто подавал 40 раз, Але Галан — 29, Артуро Коэльо — 31, Аугустин Тапиа — 27.
Я разбил все подачи и возвраты на восемь пар, суммировал статистику и проанализировал, есть ли взаимосвязи между типом подачи и ее возвратом.
Тем, кто не любит много деталей, можно сразу перейти к выводам.
Подача Федерико Чинготто на Артуро Коэльо
Наиболее предсказуемая подача среди всех пар. Лишь 2 из 21 подач на Артуро Коэльо Феде направил в корпус и ни одной — в центр. Объясняется это просто: Артуро — левша.
Четырежды первая подача у Федерико не прошла, и даже в этих случаях он продолжал подавать в стекло (3 из 4 раз).

Возврат подачи Артуро был гораздо менее предсказуем. Почти треть подач он возвращал свечой обратно на Федерико, столько же играл низом на Але и чуть чаще — низом на Чинготто. Ни разу Артуро не сделал свечу на Галана — ведь его атакующий потенциал гораздо опаснее, и такой вариант мог привести к немедленной атаке.

Свечу Артуро использовал преимущественно в равных ситуациях по счету или когда пара уступала по ходу гейма. Тактически это верно: направляя свечу на игрока-защитника (Федерико), он увеличивал давление, вынуждая того атаковать и ошибаться. Однако Артуро демонстрировал гибкость: в начале тай-брейка Федерико провел две мощные атаки, и Артуро стал возвращать подачу низом, не давая тому больше таких возможностей.
Подача Федерико Чинготто на Аугустина Тапиа
В подачах на Тапиа Феде действовал куда более вариативно: варианты почти поровну разделились между подачей в угол, в корпус и в центр корта. Четкой закономерности в выборе не прослеживалось. Однако в ключевые моменты матча он чаще играл в корпус или в центр, реже — в угол.

Возврат подачи у Тапиа феноменальный. Подавляющее большинство мячей он возвращал свечой — из любых ситуаций. Это его фирменный стиль и форма давления на соперников. Возврат первой подачи свечой можно рассматривать как посыл: «любая твоя подача для меня не представляет сложности».
Причем в напряженные моменты игры Аугустин еще чаще играет свечой, демонстрируя уверенность.

Подача Алехандро Галана на Артуро Коэльо
Как и партнер, Але нагружал левшу Артуро под правую руку. Однако в австралийской формации (когда партнер закрывает центр) некоторые подачи шли в корпус и даже в центр — их Артуро нередко возвращал верхом. Таким образом, Але мог предугадывать развитие розыгрыша и управлять им.
Подачи в корпус чаще встречались в начале геймов, когда Галан мог позволить себе риск. В ключевые моменты он подавал в угол. Стоит отметить высокий процент брака на первой подаче — почти каждую третью он выполнял со второй попытки.

Возврат подачи Артуро был разнообразен: большую часть он играл низом на подающего, но почти столь же часто — свечой, приглашая соперников к атаке.

Подача Алехандро Галана на Аугустина Тапиа
Подавляющее число подач Але выполнял в стекло, закрывая угол Аугустину и вынуждая того играть бекхэндом. Иногда он подавал в центр или в корпус, без заметной системы. Процент брака на первой подаче — около трети, что высоко для этого уровня.

На возврате Аугустина по-прежнему много свечей с первой подачи, но чаще он играет низом — чаще, чем против подач Чинготто. Низкие возвраты по центру часто перехватывал Федерико, играя бэкхэндом. Возможно, поэтому Аугустин выбирал именно такой вариант: центр у первой пары мира максимально защищен (левша и правша оба играют форхэнд в центре). В ключевые моменты Тапиа снова использует свечу, оказывая давление.

Подача Артуро Коэльо на Федерико Чинготто
Ситуация зеркальная: Артуро в большинстве случаев подает в угол под неудобную руку Федерико. Подачи в корпус — в основном на ключевых очках. Всего одна ошибка на первой подаче из 17.

Возврат Федерико вариативен: он играет низом на обоих соперников, но чуть чаще — свечой на Артуро. При этом, учитывая атакующий потенциал Коэльо, старается делать свечу максимально глубокой. Это приводит и к потерям очков — две такие свечи ушли в аут. Возможно, это был осознанный риск, демонстрация уверенности: Федерико хотел показать, что не боится смэшей Артуро.

Подача Артуро Коэльо на Алехандро Галана
Интересный выбор Артуро — большинство подач он направлял в корпус. Подача в угол требует идеального исполнения, иначе Але, играя до стекла, может сыграть параллель под неудобную руку Коэльо. Сравнивая со статистикой других финалов, можно сказать, что подача в корпус была осознанным решением именно для этого матча.

Алехандро чаще всего возвращал мяч низом — логично: у него мощный, но не всегда точный удар, необходимый для свечей. Редкие возвраты верхом приходились на моменты комфортного счета. В ключевых ситуациях Але действовал надежно — низом.

Подача Аугустина Тапиа на Федерико Чинготто
Основной вариант подачи у Аугустина — в стекло. Вероятно, это попытка спровоцировать игру в удобном для пары центре.

Лишь около 20 % подач Федерико возвращал свечой — и делал это только в комфортных ситуациях по счету или при второй подаче соперника.

Подача Аугустина Тапиа на Алехандро Галана
Подачи Аугустина в квадрат Галана достаточно вариативны: половина идет в стекло, оставшаяся поровну делится между корпусом и центром. В ключевые моменты он чаще использует центр и корпус.

Как и в случае с подачами Артуро, Алехандро предпочитает возвращать мяч низом, чаще всего на подающего. Учитывая сложность такого исполнения (особенно против подачи в угол), можно предположить, что Але сознательно избегает, казалось бы, более очевидного удара — параллели под правую руку Артуро.

Выводы:
Да, существует доминирующий сценарий как при подаче, так и при ее возврате.
Выбор этого базового сценария зависит от собственных сильных сторон, слабых сторон соперника и ситуации на корте.
Если Але Галан и Федерико Чинготто предпочитают надежные варианты, то лучшая пара мира, напротив, действует агрессивно, провоцируя соперников на риск в ключевые моменты.
Кроме того, Артуро и Аугустин демонстрируют отличное чтение игры, меняя тактику на ходу даже в таком элементе, как подача и ее возврат.
И бросилось в глаза сколько раз не шла первая подача у Галана…