«Сложно поверить, что я уже самый опытный игрок в «Миннесоте». Микко Койву о себе, своей семье и своей команде
Выражение лица Микко Койву не приобрело пугающего вида… пока.
Сейчас, обычно закрытый капитан «Миннесоты», смеется и с удовольствием рассказывает истории. И он краснеет, когда речь заходит о том, как он добивался внимания своей будущей жены. Он говорит о том, как рождение двух детей сняло с него напряжение, как они изменили этого некогда нервного и всегда крайне серьезного человека.
Он рассказывает о теплых отношениях с партнерами, Заком Паризе и Райном Сутером, о преданных фанатах Миннесоты и хвалит молодых игроков «Уайлд». И он пытается объяснить, каково быть главным ветераном команды.
Нынешний сезон стал для Койву одиннадцатым в составе «дикарей». За это время он успел поиграть со 152 партнерами по команде. «Из тех, кто был в команде в момент моего прихода, здесь уже никого не осталось, - говорит лидер в истории «Миннесоты» по количеству очков. – Вся команда поменялась… И это, честно говоря, часто заставляет меня задуматься о происходящем».
В этот момент раздается телефонный сигнал. Микко прерывает наш разговор и читает сообщение от своей жены: «Ох, я могу нарваться на неприятности… Нет, нет, я шучу, все нормально».
Без сомнения, жизнь 32-летнего центрфорварда сборной Финляндии сильно изменилось с тех пор, как его выбрали на драфте НХЛ 14 лет назад. Тогда его мысли были поглощены лишь одним – хоккей.
Когда он приехал в Миннесоту в 2005 году, известный пока только как младший брат капитана «Монреаля» Саку Койву, он поселился в апартаментах в центральной части Миннеаполиса. Ему нравилось местное окружение: кофейни, бары. Но главной его целью было обучаться у Жака Лемэра, впитывать каждый совет ветерана Брайана Ролстона и расти в профессиональном плане.
Ныне же он живет в пригороде и регулярно посматривает на часы, потому что не хочет пропустить, когда его двухлетняя Софи и четырехмесячный Каспер проснуться после вечернего сна. «Раньше было так: ты покидаешь арену и думаешь, куда бы пойти: ланч, может, пройтись по магазинам, - говорит Койву. – Теперь же ты мчишься домой, так как не можешь дождаться, когда же вновь увидишь лица детей. Ты постоянно об этом слышишь. Другие парни рассказывают тебе, как это изменит тебя, изменит жизнь вокруг, но лишь теперь я это понимаю. И я обожаю это».
Но когда-то Койву не задумывался о таком будущем, ведь когда-то его будущая жена, Хелена, даже понятия не имела о его существовании. Микко, который был капитаном сборной Финляндии, выигравшей чемпионат мира-2011, устраивал специальную встречу в Хельсинки перед локаутом НХЛ в 2012-м. Войдя в отель, Микко начал общение с дамой за ресепшном.
«Наверное, я повел себя нагло. Я рассчитывал, что она узнает меня, - вспоминает Койву, который всего за год до той встречи танцевал с дочкой президента Финляндии на глазах всей страны. – Но она поспросила меня назвать мое имя. Я ответил: «Койву». Но она услышала совершенно иное. В моей голове промелькнуло: «Так ты меня не знаешь?»
Хелена, которая родилась в Эстонии, приняла имя Койву за его фамилию: «Микконен».
«Я никогда не смотрела хоккей, так что понятия не имела о его существовании, - признается Хелена. – Он посмотрел на своих друзей, улыбнулся и сказал теперь громче: «МИККО КОЙВУ!» Тогда я подумала: «Боже, это один из наших регулярных посетителей и он расстроен тем, что я его не узнала».
Но Койву добавляет: «На самом деле, мне понравилось, что она меня не знает».
Микко уже не мог выбросить Хелену из своей головы. Он присылала ей цветы, приглашал на чашечку кофе, на ужин, всячески настаивал на свидании. «Наконец, она сдалась, и мы до сих пор вместе», - говорит Койву не без гордости.
«Моя первая реакция была: «Нет, я не буду встречаться с хоккеистом», - признается Хелена. – Но после трех или четырех недель его стараний я решила дать ему шанс. И после первой же встречи у меня возник лишь один вопрос: «Где ты был все эти годы?» Мне казалось, что я знаю его целую вечность».
Все произошло стремительно. После окончания локаута Хелена переехала в Миннесоту вместе с Койву. Перед стартом сезона-2013/14 у них родилась Софи, а следующим летом они поженились. Впервые в жизни Микко пришлось совмещать семью и хоккей.
«Для нас обоих это был новый серьезный опыт, - говорит Койву. – Происходило много всего, поэтому я всегда нервничал.
До нашей встречи для меня все было иначе. Я всегда был рад выездному турне, мне нравилось проводить время с партнерами по команде. Теперь же ты все время волнуешься о том, как дела обстоят дома: «Как она себя чувствует? Как дети?» Но все стало гораздо лучше. Я спокоен. У нее появилось много друзей. Ей очень нравится в Миннесоте, она полюбила это место. И это привнесло умиротворение в мою жизнь, теперь я могу спокойно отправляться на выезд».
Фанаты и СМИ знают Койву, как яркого игрока на льду и серьезного человека вне ледовой арены. Он всегда стремиться к победе: задайте ему неудачный вопрос после поражения, и он наградит вас своим коронным ледяным взглядом.
Но даже самые близкие друзья отмечают его перемены.
«Он всегда был и остается настоящим профессионалом. Но он научился быстрее успокаиваться, - объясняет сервисмен Тони ДаКоста. – Он не зацикливается на чем-то и не изводит себя более тяжелыми мыслями после неудачной игры. Он все еще сильно переживает за результат, но вне льда он стал иным. Микко здорово умеет найти общий язык с молодыми хоккеистами, всегда присматривает и помогает им на выездах».
Койву признается, что появление семьи сделало его «гораздо более спокойным». «Я теперь вижу игру в ином свете, - добавляет Микко. – Хоккей все еще остается моей страстью, но, думаю, в молодости я был слишком серьезен в его отношении, это может истощить тебя морально, особенно если ты проигрываешь. Пожалуй, сейчас я получаю большее удовольствие от жизни».
Его дети родились в Миннесоте. Его жена говорит с ними по-эстонски. Он – по-фински. И оба родителя не забывают и об английском.
«Да, моя дочурка растет в интересной среде, - усмехается Койву. – Она старается говорить на английском. Жена общается с ней на эстонском, я – на финском. Говорят, что в пять лет ребенок легко уже сможет общаться на всех этих языках».
Хелена считает, что фанаты сеййчас не узнали бы Койву и были бы удивлены его поведением вне арены. Микко любит гулять с детьми, делить вместе с ними послеобеденный сон. Микко обожает играть в мяч с Софи, которая, по словам отца, «обладает завидной энергией».
«Он очень заботиться о нашей дочери. Думаю, что с бойфрендами в будущем будут проблемы, - говорит Хелена. – Микко очень добрый и любящий. Когда мои друзья увидели, как он общается с детьми, то не могли поверить, что это его голос стал так мягок».
Десять лет назад Койву приехал в «Миннесоту» и получил место в раздевалке рядом с Брайаном Ролстоном с 21-м номером на свитере в придачу. Большую часть дебютного сезона он отыграл в четвертом звене бок о бок с Дереком Бугаардом, проводил на льду около 13 минут и выдал серию из 44 матчей подряд без гола. Но он не жаловался.
«Он пришел в команду с широко открытыми глазами, - вспоминает ДаКоста. – Он подмечал каждую мелочь, каждую новинку, но сам по большей части молчал. Он впитывал все, запоминал и прислушивался к словам Лемэра, которого безгранично уважал».
Койву быстро подружился с новыми партнерами: Стефан Вейу, Ник Шульц, Кертис Фостер, Мариан Габорик, Брент Бернс. Брайан Ролстон взял его под свою опеку. В последнем предсезонном матче финн получил удар в колено от нынешнего одноклубника, Томаса Ванека. Столь ожидаемый дебют в НХЛ, спустя четыре года после драфта, был отложен на 15 матчей.
«Казалось, прошла целая вечность, прежде чем мне позволили играть, - вспоминает форвард. – Но я помню, когда мне сообщили, что я могу искать для себя постоянное жилье. Это случилось за день до того, как родители должны были впервые навестить меня. Наконец, дышать стало легче.
Я сразу почувствовал себя здесь, как дома. С первых мгновений. Не знаю, чем это объяснить, но люди здесь… Я просто ощутил дом. Мой первый год был непростым. Помню, в районе Рождества я каждый день получал дополнительные упражнения. Каждый день. Я не понимал причин тогда, но осознаю сейчас».
Его катание нуждалось в улучшении, как и общий уровень игры. Но упорный труд никогда не был проблемой для Микко. И он понимал, что место в основе нужно заслужить.
И он его заслужил. Теперь он остался лишь одним из двух игроков (как и голкипер Никлас Бэкстрем), которые застали в составе «Уайлд» обоих владельцев (Боб Найджел и Крэйг Липолд), обоих генменджеров (Дуг Райзбро и Чак Флетчер) и всех трех тренеров (Лемэр, Тодд Ричардс и Майк Йео).
Годы спустя Микко Койву стал капитаном команды, которая должна стабильно попадать в плей-офф и в составе которой подросла талантливая молодежь. «Парни заслужили это своей работой. Они уже понимают, какую цену нужно заплатить за успех. Это настоящие профессионалы. Они беспокоятся о команде, о своих партнерах, они хотят поступать правильно и добиваться побед.
Сейчас в команде сложилась отличная атмосфера, здесь приятно находиться. За пару лет многое изменилось. Они стали увереннее в своих силах. И я хочу, чтобы молодые игроки не стеснялись подходить ко мне и обсуждать какие-то жизненные или игровые вопросы, если их что-то беспокоит».
Отдельно развивались отношения Койву с Заком Паризе и Райаном Сутером, которые заключили с клубом огромные, долгосрочные контракты в 2012 году. В прошлом сезоне иногда складывалось впечатление, что они не находят общего языка, но этим летом от этих проблем не осталось никаких следов. «Мы сосредоточены на одной цели: победе. В спорте только это, в конце концов, имеет значение. И чем старше ты становишься, тем важнее становится этот аспект. И появление Сутера и Паризе в команде облегчило мою жизнь. Честно говоря, я не люблю находиться в центре внимания».
Также Микко отмечает, что его не беспокоит мнение некоторых болельщиков, которые хотели бы видеть в качестве капитана Паризе, а не его. «Он местный, - объясняет финн. – И для него это могло бы быть непросто. Если бы я выступал в Финляндии в своем родном городе, то не знаю, как бы смог справиться с таким давлением. Думаю, Зак сильно помогает мне, так как основное внимание обращено на него. Конечно, я также всегда доступен и исполняю свою роль.
Фанаты хорошо относятся ко мне, они поддерживают меня. Долгие годы они относятся ко мне с уважением. Даже на улицах ощущается это почтение с их стороны. И я могу заверить, что к ним я испытываю аналогичные чувства».
Став первым постоянным капитаном в эпоху руководства Флетчера в 2009 году, Койву заверяет, что все эти годы старался и будет продолжать стараться вести себя правильно и совершать правильные поступки. «Я изменил взгляды и подходы к некоторым вещам. И я всегда стараюсь поступать по совести. Как во время прошлогоднего собрания исключительно для хоккеистов в Питтсбурге. До партнеров нужно донести определенную идею: «Все это должно прекратиться, мы должны изменить наше отношение, так продолжаться больше не может. Довольно».
Койву входит в число редких ныне игроков НХЛ, которые дебютировали в лиге в одной команде и в ней же продолжают выступать до сих пор. Он лишь в одном сезоне без травм от того, чтобы отобрать у Шульца первенство по количеству проведенных матчей в составе «дикарей» (744), а ведь его контракт рассчитан еще на три года вперед.
«Раньше я даже не осознавал, как быстро летит время. Но я все еще хочу стать лучше. Хочу, чтобы команда развивалась. И я действительно люблю этот клуб и счастлив, что костяк команды не претерпел изменений этим летом.
Просто сложно поверить в то, что я самый опытный игрок здесь. Ведь всего каких-то 12 лет назад я впервые вошел в эту раздевалку, где нахожусь и по сей день. За это время я добился многого и как игрок и как человек. И я счастлив своей жизнью.
Но игрой нельзя перестать наслаждаться. Каждый день. И я не забываю это и не перестаю ее ценить».
Источник: The Minnesota Star Tribune.
По ту сторону океана. История братьев Сканделла
«Моя цель – увидеть твою игру на следующей Олимпиаде». Как борется с болезнью семья Паризе
P.S. VK сообщество | Блог «Новый Уровень»