ХК «Похоронный дом», сосиска в вафле на ВХЛ и село в честь сосны. Хоккей в Курганской области
От редакции Sports.ru: это «Периферия» – один из лучших блогов Трибуны и чуть ли не единственный блог в стране о любительском региональном хоккее. Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы интересные сюжеты о путешествиях Дмитрия Крюкова чаще появлялись в вашей ленте.
В прошлом сезоне чемпионом Курганской области по хоккею стал ХК ЗПД из Кургана. ЗПД расшифровывается как Зауральский похоронный дом. На свитерах ХК ЗПД написано «С нами Бог!».
Команд с такими спонсорами я раньше не видел, но вообще это такой местный курганский вайб, и к нему надо привыкнуть.
Например, мы с семьей регулярно слушаем питерскую группу «Отава Е». И тут оказалось, что один из ее лидеров – скрипач Дмитрий Шихардин – в юности играл в культовой курганской альтернативной группе под названием «Веселая панихида».
Такая культура.
Но вообще-то Курганская область – один из немногочисленных регионов, где проводят настоящий чемпионат области с разъездами, да еще и в основном на улице. В Кургане есть крытые катки, однако ХК ЗПД не хочет слишком выделяться (хотя куда уж больше, казалось бы) – как правило, ребята играют либо на корте у ледового дворца «Юность», либо на колоритной площадке на улице Пушкина, вписанной в некую местную версию двора-колодца.
Под крышей принимает своих соперников только шадринское «Торпедо» – клуб, так сказать, с историей. Футбольному «Торпедо» – 80 лет, хоккейному поменьше, но не сильно.
Но не могу сказать, что все так уж хорошо. В чемпионате остались всего лишь пять команд, а некоторые участники и даже чемпионы недавних лет сейчас собираются лишь на какие-то другие турниры (например, «Локомотив» (Курган), «Колос» (Каргаполье) и другие). Более того, в нынешнем году перестали проводить местные олимпийские игры – «Зауральскую Метелицу». Деньги, вероятно, кончились.
Но так-то, без чемпионатов и олимпиад, по области играют почти везде. Например, в селе Звериноголовское. Звериные головы у них на форме, к сожалению, свое отражение не нашли. Или вот, например, хоккейное фото из группы села Менщиково.
Если вернуться к первенству области, то плюс компактного турнира в том, что пять команд рубятся не на страх, а на совесть. Конечно, я хотел попасть на матч «Зауральского похоронного дома», но с датой мне не повезло. Зато это смог сделать в прошлом сезоне мой товарищ, челябинский граундхоппер Владимир Подкорытов. Предоставим ему слово:
«А что тут сказать? Был на гостевом матче ХК ЗПД с «Новым миром» в Юргамыше. Гости, выглядевшие опытными профессиональными хоккеистами, были очевидно сильнее. В первом периоде хозяева еще огрызались и играли на равных – 0:0. Во втором поплыли – 0:3, и еще пару в третьем пропустили. В конце матча гости под неодобрительный свист и матюки болельщиков не забили буллит».
Мне тоже удалось посетить один матч чемпионата Курганской области, но о нем чуть позже. Сначала мне хотелось посмотреть, как живет на одном из своих пиков местный клуб ВХЛ «Зауралье». По ходу регулярного сезона он долго шел первым, финишировал в итоге третьим и принимал в первом раунде плей-офф московскую «Звезду», фарм-клуб ЦСКА.
Несмотря на отсутствие известных воспитанников и то, что «Зауралье» вообще редко привлекает к себе внимание вне Кургана, клуб-то все-таки с историей. Два раза курганцы играли в полуфинале ВХЛ, есть ряд достижений и поскромнее. Любопытно, что я на матче «Зауралья» в рамках путешествий блога «Периферии» уже был, но на гостевом.
Пока жду матча, гуляю по Кургану, захожу в разные музеи.
В музеях то интересно, то не очень. Я так и не нашел ответа на вопрос, в какой момент и почему Курган так резко вырос, став областным центром с тремястами тысяч населения. Река не очень большая… Железная дорога? Допустим, но почему именно Курган, а не тот же Шадринск? Видимо, сыграла роль эвакуация и дальнейшее успешное развитие заводов, но я так и не понял, кто те люди, кто заселяет огромное количество новостроек в Заозерном районе.
Несмотря на шутки знакомых уральцев про Курган, погулял в целом хорошо.
«Зайдите в ресторан ****. Возьмите утиную грудку!» – посоветовала девушка в художественном музее.
В краеведческом музее висит фото новой арены СКА в Питере. В ее сооружении принимало активное участие местное предприятие «Курганстальмост», ставшее нынче чрезвычайно востребованным. Именно оно много лет содержало хоккейную команду, которая тридцать лет носила название «Мостовик», а теперь стала «Зауральем».
Команду «Курганстальмост» не бросил: информацией о компании завешана и арена имени Н.В.Парышева. Арена необычна сразу по многим параметрам:
Во-первых, она находится в конце этого самого района новостроек. Как если бы ЦСКА в Москве играл где-то в Южном Бутово.
Во-вторых, билеты на нее продаются без номеров мест, а хоккей можно смотреть даже стоя, что придает посещению матчей такой настоящий спортивный дух, изжитый в последнее время всякими ограничениями.
В-третьих, арена выглядит как уличная коробка, над которой поставили ангар. Вы скажете, что это можно про любую хоккейную арену так написать. И вы будете правы – можно. Но в Кургане это ощущение максимально остро догоняет тебя. Вокруг коробки есть даже зоны для переодевания коньков – с них тоже можно смотреть игру, но видно плоховато.
И вот что я вам скажу. Эта курганская хоккейная анархия удивительным образом симпатична.
ВХЛ вообще такая лига, которая сочетает в себе иногда вполне высокий уровень и аншлаги с трогательной (или не очень) колхозностью. Вот в Тюмени колхозность не трогательная: сходил на следующий день на матч «Рубина» с «Норильском», и там дворец уже критично устарел. А в Кургане, конечно, сарайчик на 2500 зрителей, но как-то все очень по-человечески. Продают сосиску в вафле! (надо дома сделать). Магазинчик мерча «Зауралья» тоже вполне неплох. Чаю наливают большие порции – естественно, никто не мешает брать чай потом с собой на трибуну. Занимают места для близких шапками, как в электричках Москва – Петушки.
Может, это странно, но я даже порекомендую сгонять на выезд в Курган: атмосферно и ничего не мешает наслаждаться хорошим хоккеем.
На плей-офф, конечно, аншлаг (подозреваю, что еще минимум столько же зрителей пришли бы, вмещай дворец побольше).
«Звезда», проигравшая первый матч, забрасывает на первой минуте и просто разматывает местных в первом периоде – такое впечатление, что вместо «Зауралья» вышел ХК ЗПД. При некотором везении могло бы быть и 0:5, а так всего лишь 0:2. Бобр – местный талисман – то и дело хватается за голову.
В перерыве оформляется подозрение, что во втором периоде все будет наоборот. Так и есть: местные быстро отыгрывают одну шайбу и осаждают ворота «Звезды». Но Всеволод Скотников тащит. Раз семь повторяется ситуация: мощный бросок, Скотников ловит или отбивает, вратаря пытаются закопать вместе с шайбой в ворота, вспыхивает драка, судьи разнимают. Один раз на площадку вышел врач «Зауралья» с длиннющей бородой, похожий на участника группы ZZ Top. Сколько раз это повторилось бы – Бог весть, но ближе к концу периода «Звезда» убегает в редкую контратаку, форварда сбивают – и он эффектно реализует назначенный буллит.
В третьем периоде было уже полегче. «Зауралье», конечно, не сдалось, но Всеволод (чей первый матч за основу ЦСКА я когда-то случайно посетил в Хабаровске) не давал повода в себе усомниться, и запал местных потихоньку иссяк. 5:1 – победа гостей.
Резкое похолодание несколько дней назад вызвало серию переносов, и матчи во всяких колоритных местах по области были назначены в основном на 25 февраля. 24-го же играли лишь (за что я был им очень благодарен) две самые самобытные команды первенства региона – ХК «Шатрово» и «Притоболье» (Глядянское).
В этих небольших районных центрах, видимо, просто любят хоккей, обучают хоккею детей и вполне на равных играют с курганскими командами на область. Шатрово – это вообще такой «мыс» Курганской области в окружении Тюменской, а Глядянское, наоборот, на юге, у границы с Казахстаном.
У команды из Глядянского необычное тотемное животное – сова, да и само село названо, по легенде, в честь сосны Глядяны. На берегу Тобола стояла сосна, на которой сидел часовой (возможно, это и была сова) и глядел, не идет ли враг. От названия сосны, с которой глядели и получила название деревня Глядянка, позднее ставшая селом.
Но я подтапливал за местных. Мой тюменский друг Арсений, с которым мы много лет назад не попали на хоккей из-за мороза, а теперь вот закрыли гештальт, счел, что гости играют даже чуть получше, но я с ним не согласился. «Притоболье» давило, но как-то безыдейно. А вот хоккеисты Шатрово бегали в контратаки весьма толково, доведя счет до 3:0 к концу первого периода.
«***** (плохо) себя чувствую. Так вроде ничего, а играть… нет заряженности, что ли», – сказал в перерыве своим нападающий гостей. Местные таким сплином не страдали. Еще один нападающий «Притоболья» был травмирован силовым приемом (тут можно – чемпионат области, а не хухры-мухры), и шансы гостей виделись совсем уж призрачными. 1:4 после второго.
«Тут, пожалуй, все ясно», – сказал я Арсению.
И оказался не прав.
Посмотрев за жизнь примерно столько же матчей, как Роман Ротенберг, я был уверен, что «Притоболье» не выберется.
Но они выбрались. Успели сравнять за период. Да, проиграли по буллитам, но явили маленькое чудо.
Которое в очередной раз напомнило мне, что я когда-то выбрал себе очень удачное хобби со всеми этими региональными турнирами. Хоккей, который в чем-то даже больше, чем хоккей.
Книгу «Россия через хоккей. Период 2», в которую вошли лучшие тексты блога «Периферия», можно приобрести на Озоне или написав автору.
Шикарный текст, спасибо!
Ну и фото на свежем воздухе, тоже колоритные.
Отличный текст, спасибо! Очень самобытно.