4 мин.

Сибирское поле армейских экспериментов

Сибирь, которая без кавычек, похоже, становится для ЦСКА полигоном для всякого рода тактических экспериментов.

В прошлом году, 1 августа, за 10 дней до подписания Марка Гонсалеса, ЦСКА, мучающийся нехваткой Жиркова левого полузащитника, под руководством Зико выходит играть в Томске с тремя защитниками, вызвав острый приступ дежавю у болельщиков и напомнив о еще не старых, но уже «добрых» временах Валерия Георгиевича. ЦСКА победил 3:2 – мячами тогда отметилось трио: Дзагоев, Красич, Риккардо Жезус.

Спустя год, но уже в Новосибирске ЦСКА, тоже победив на классе, доказал, что предсезонные заявления Слуцкого о желании играть в "даймонд" являлись вовсе не блефом, предназначенном для ушей Маноло Хименеса, а вполне осознанной необходимостью.

На самом деле все очень даже логично. Хотя у Слуцкого всегда так. Кстати, и любят Леонида Викторовича именно за эту его черту – делать логичные ходы. И ненавидят тоже. Причем собственные же болельщики. Потому что не всегда эти ходы укладываются в алогичность игры и приводят к успеху, как это было, например, в матче с тем же «Локомотивом». Некоторые до сих пор припоминают ему замену Дзагоева на «Олд Траффорд». Бывает. Но тут совершенно другая история. Слуцкий ОЧЕНЬ удивил. Фокус с вытаскиванием кролика ромба из цилиндра удался.

Чтобы использовать вышеназванное построение, нужно всего ничего – иметь в составе двух форвардов и набор из четырех полузащитников с соответствующим разделением труда. Заковыка как раз в том, что нападающих у Слуцкого всего два. То есть пока два, а летом будет больше: и Думбия, и Вагнер с красно-синими косичками вполне может вернуться. Кроме того, нельзя забывать, что летом ЦСКА скорее всего покинет Красич и игровая симметрия, болезненно перекосившая «Спартак», будет угрожать и армейцам. Но противоядие кажется найдено. Как раз на примере игры с «Сибирью» уже можно начинать судить о том, как армейцы собираются играть без Красича и как они собираются эту потенциальную потерю компенсировать, если замены Милошу по позиции найдено не будет.  

Судить по одной игре, конечно, рановато, но нельзя не отметить, как органично вписываются в эту ромбовую схему игроки ЦСКА. Ощущение, что они только и ждали, когда тренер даст отмашку на соответствующее перестроение, чтобы, как кусочки мозаики, занять свои места.

Нецид и Гильерме – «большой» и «маленький» – классическая пара форвардов. Один играет башню и хорош в подыгрыше, второй – юрок и быстр, а главное многофункционален: может, как на острие оказаться, так и из глубины что-нибудь придумать. Слуцкий любит поиграть да повертеть такими тандемами. Достаточно вспомнить, как в «Крыльях» у него замечательно взаимодействовали Коллер и Савин.

Никакой не секрет, что Дзагоев – классический фантазиста-треквартиста, медиапунта, мейакампо и все это в одном лице. Ахи и вздохи. Дайте ему только свободу, развяжите крылья, и он полетит, этот Дзагоша-дракоша. Иначе говоря, именно эта схема, где он является вершиной пресловутого «даймонда» и действует под нападающими, наиболее благоприятна для Алана. Именно в ней он чувствует себя хозяином в своих владениях. И не только он.

Мамаев и Хонда отлично справились с функциями «box to box», а Шемберас отработал в должности либеро полузащиты. При этом Щенников с Одиа много и в охотку ходили вперед, обеспечивая поддержку атаки и фланговую ширину. Подобной латеральной работе армейские края были только рады: Щенников носился как угорелый, умудрившись однажды оказаться вблизи углового флажка не родного ему фланга. Одиа молодому коллеге в активности ничуть не уступал, дежурно смещался в центр, угрожая воротам Ковалевски дальним ударом. Что очень важно – весь перечисленный «рабочий класс» обладает необходимой для такой изматывающей работы второй сменой и взаимозаменяемостью. Рахимич может подменить за станком Шембераса, Алдонин – Мамаева. Когда поправятся Василий Березуцкий и Кирилл Набабкин, отдых может быть предоставлен Щенникову и Одиа. Перед Слуцким откроется большой простор для ротации.

И все хорошо, и все довольны. Все кроме Марка Гонсалеса, которому места в данной формации найти проблематично и который вполне может стать заложником ситуации с уходом Красича. Впрочем, можно шутливо припомнить ему его же собственные слова и заметить, что рассчитывать на чилийца всерьез из-за частых травм и игровой нестабильности можно лишь в матчах с его бывшими командами. Кстати, как там «Ливерпуль»? Будет играть в Лиге Европы?

Пока же все это ромбообразное счастье проглядывается только в перспективе. Видно, Слуцкий только примеривается к этой геометрической фигуре, как к варианту построения игры. Рокировка в конце игры с «Сибирью» показала, что при живом и здоровом Красиче ЦСКА вряд ли выйдет сражаться с тем же «Зенитом» без него.