Жозе Моуринью — будущее «Ромы» или Римская реликвия?
Летом истекает контракт Жозе Моуринью с «Ромой». Тренер уже объявил о желании остаться, но американские владельцы «Ромы» пока держат паузу – новое соглашение еще не обсуждалось. В переводном материале – Джеймс Хорнкасл, освещающий Серию А для The Athletic, размышляет о судьбе этого союза, не избегая киношных аналогий. Речь ведь о Жозе Моуринью
«В тот день, когда я уйду, я заберу его с собой», — поклялся Жозе Моуринью.
Владельцы «Ромы», семья Фридкиных, купили ему Веспу вскоре после назначения. Это та же модель скутера, на которой Моуринью изображен на мурале Гарри Греба — в образе Грегори Пека из фильма 50-х годов «Римские каникулы», но с красно-желтым шарфом на шее и наклейкой Lupetto, — гербом в виде головы волка, — на крыле.
Подаренная Веспа припаркована на тренировочной базе «Ромы» в Тригории и Моуринью недавно сказал, что место для нее есть, «потому что там не так много кубков». Моуринью, — как он недавно напомнил Маурицио Сарри, главному тренеру ненавистного соперника по дерби, — за свою карьеру собрал личную коллекцию из 26 кубков. У «Ромы» их всего 16 за почти столетнюю историю клуба.
Среди них — «полтора кубка», привнесенный самим Моуринью; инаугурационный трофей Лиги конференции и воспоминания о финале Лиги Европы, несправедливо, по его мнению, проигранном по пенальти «Севилье» в мае этого года. По окончании того матча Моуринью спустился на подземную парковку и кричал судьям матча: «Это гребанный позор!».
На поле после той игры он собрал своих игроков перед болельщиками «Ромы», сказал, что гордится ими, и, на фоне лихорадочных спекуляций о своем будущем, жестом показал на газон, на котором стоял, вызвав одобрительные возгласы толпы. Перед тем, как спуститься в подтрибунный туннель, он бросил свою медаль ребенку, чтобы завершить свое шоу Моуринью.
Когда два с половиной года назад Моуринью пришел в «Рому» и взял подаренную ему кремового цвета Веспу, чтобы прокатиться по Тригории, он, в отличие от героини Одри Хепберн из того же фильма, настаивал, что приехал в Италию не на Римские «каникулы».
В то время трудно было представить, что Жозе останется в Риме надолго.
«Манчестер Юнайтед» уволил Моуринью в декабре 2018 года после двух с половиной лет работы. Затем «Тоттенхэм» избавился от него уже через 18 месяцев. Некоторые полагали, что Моуринью мог бы быстрее уйти из «Ромы» — после унизительного поражения 6:1 от норвежского «Буде-Глимта» в начале своего первого сезона. Но в конце концов, Моуринью может не только доработать свой контракт, который истекает в июне 2024 года. Он в действительности желает продлить свое пребывание в Риме.
Никогда прежде Моуринью не посвящал клубу более 3-х лет. Год назад он утверждал, что отказался от возможности возглавить родную сборную Португалию после чемпионата мира. «Услышать от него, что я был единственным человеком для этой работы и что он сделал бы все возможное, чтобы вернуть меня домой, было очень приятно», — сказал Моуринью, имея в виду президента Португальской футбольной федерации.
Затем, летом этого года Моуринью рассказал историю, — без упоминания Саудовской Про-Лиги и уж тем более не называя клуб, — о том, что он получил «самое большое предложение, самое безумное из всех, когда-либо сделанных тренеру в истории футбола, и отказался от него».
«Я отказался, потому что дал слово своим игрокам, своим болельщикам и своему владельцу».
Преданность — одна из тех ценностей старой школы, что тяжелее всего умирают в Риме, чем где-либо еще в футболе. «Рома» — клуб Франческо Тотти, отказавшийся от мадридского «Реала» и гораздо больших перспектив выиграть Лигу чемпионов и «Золотой мяч», чтобы остаться в родном городе.
Моуринью, как никто другой, заполнил вакуум, оставленный культом личности Тотти после его ухода в 2017 году. И это идеальное место для Моуринью — Вечный город, некогда подчинявшийся воле амбициозных генералов, каждый из которых стремился стать императором. Если билеты на «Стадио Олимпико» полностью распродаются на протяжении 36 матчей подряд, то лишь отчасти благодаря конкурентной стратегии продаж. В остальном — из-за Моуринью.
Во время неудачной ничьей 1:1 с «Фиорентиной» в начале этого месяца, когда «Роме» вдевятером посчастливилось удержать очко, на южной трибуне стадиона (Curva Sud) появился баннер. «Глаза опьянены красным и желтым», — гласила надпись. «Душа пронизана римскостью. Жозе Моуринью — на всю жизнь».
Уже почти 61-летний уроженец Сетубала, расположенного к югу от Лиссабона, теперь считается одним из Романиста (Romanista). И он их понимает. При Моуринью в основной команде продолжают дебютировать выпускники академии — 13 за период его правления. Он понимает, как много значит это для болельщиков — наблюдать за командой и видеть, как город отражается в их глазах.
«Ситуация здесь отличается от всех остальных», — сказал Моуринью, прекрасно понимая, что делает.
«Я давал дебютировать игрокам во всех клубах, в которых работал. Но ребята здесь — болельщики «Ромы». Все они — за исключением Жоао Косты, который приехал сюда из Бразилии. Остальные — Романисты, это дети, которые раньше появлялись у тренировочной базы в надежде получить автограф или пойти на игру.
«Они воспринимают это по-разному. Когда (19-летний) Никколо Пизилли забил гол (в своем дебютном матче против тираспольского «Шерифа» в Лиге Европы), он побежал к трибуне и заплакал. Он плакал в раздевалке. Мне пришлось выйти, иначе я бы тоже заплакал».
После двух с половиной лет пребывания в Серии А Моуринью не стал, как опасался легенда клуба Даниэле Де Росси, «надоедать» болельщикам и медиа. Далеко не так: никто не будет утверждать, что его назначение в «Рому» было чем-то иным, кроме как благом.
Только на прошлых выходных репортеру Sky Italia Марко Нозотти пришлось принести извинения своему коллеге Анджело Манджанте, сотруднику канала в Риме, после того как в прямой эфир из-за невыключенного микрофона попал его комментарий о том, что Манджанте «лижет жопу», так формулируя вопрос Моуринью после гостевого поражения от «Болоньи».
Неловкость, которую можно представить на рождественской вечеринке Sky Italia, говорит о том, что Моуринью по-прежнему окружен благоговением. Даже тренеры «Ромы», выигрывавшие титулы — Нильс Лидхольм (1982-83) и Фабио Капелло (2000-01) — не добивались такого обожания, которым наслаждается Моуринью и которое переходит в идолопоклонничество.
Среди болельщиков сложилось мнение, что им повезло с Моуринью, что без него такие игроки, как Пауло Дибала и Ромелу Лукаку, никогда бы не перешли в «Рому». А для лиги Моуринью — единственная трансцендентная звезда, единственная личность, чьи слова и действия попадают в заголовки газет по всему миру.
Когда Моуринью покидал Серию А в первый раз, ради мадридского «Реала» летом 2010 года, он уходил обладателем требла вместе с «Интером». После этого ни один итальянский клуб не выигрывал европейские трофеи, пока он не вернулся и не выиграл Лигу конференции в свой дебютный год с «Ромой». Это был первый трофей клуба за 14 лет, первый европейский финал с 1991 года, и победа в нем вывела более 100 000 болельщиков на улицы Вечного города, чтобы увидеть, как Моуринью проезжает на автобусе с открытым верхом мимо Колизея. После этого он вывел «Рому» в финал Лиги Европы.
«Это был первый случай в истории «Ромы», когда клуб дважды подряд выходил в финал еврокубков», — со знанием дела заметил Моуринью. «Можете себе представить, как это было сложно. Если вы подумаете о количестве команд, которые добивались трех побед подряд, вы найдете легендарные команды. Если вы скажете мне: «Вы собираетесь попробовать? Мы попробуем».
Как любопытно, однако, при этом, что американские владельцы «Ромы» Фридкины, похоже, не спешат продлевать контракт с Императором. До окончания контракта Моуринью осталось полгода, и опасения, что за ним может прийти саудовский «Ньюкасл Юнайтед» или даже старый добрый «Челси», не побуждают их к действию. Хотя зачем торопиться, если Моуринью искренне хочет остаться?
Это непростая ситуация, беспрецедентная и для Моуринью. В других клубах его обычно награждали продлением контракта после успеха в первый год. Но не в Риме. На третьем году работы в предыдущих клубах он либо уходил с триумфом, либо был уволен после того, как все вокруг становилось токсичным — «сезон Моуринью», по выражению его преемника в «Челси» Антонио Конте в 2016 году.
Уникальность нынешней ситуации заключается в том, что Моуринью просит разрешения остаться. «Я хочу продолжать тренировать здесь», — сказал он после поражения в выходные.
Он даже готов пойти на уступки. «С нашими ограничениями по финансовому фэйр-плей мы должны инвестировать в молодежь и потенциал, а не в уже состоявшихся игроков, у которых нет простора для совершенствования. Я поговорил с владельцами и хочу продолжать управлять «Ромой». Фанаты — единственные в своем роде. Расставание было бы тяжелым для меня, и если оно произойдет, это не будет моим решением».
Это одновременно и признак слабости, преклонение колена, но и огромная игра власти, потому что Моуринью знает, что болельщики воспримут его уход почти так же плохо, как решение предыдущего владельца отправить Тотти на пенсию. Это Юлий Цезарь, отказывающийся отдать свою армию и отречься от Империума.
Если Фридкины действительно намерены что-то изменить, им придется рискнуть падением своей популярности.
В оправданиях нет недостатка. За три с половиной года владения клубом Фридкины потратили более 800 миллионов евро на приобретение клуба, вливание денег в проект и делистинг «Ромы» с фондовой биржи. Это примерно столько же, сколько вложили владельцы «Интера», находящиеся в трудном положении, — но без соразмерной отдачи на поле, как это было на «Сан-Сиро».
Фридкины сделали Моуринью стал самым высокооплачиваемым тренером Серии А. Расходы в первое трансферное окно, включавшие рекордную для «Рому» сумму за Тэмми Абрахама, составили 113 миллионов евро нетто — в то время, когда футбол только начинал выходить из пандемического периода. Фонд заработной платы, по некоторым оценкам, является третьим по величине в Серии А. Какую отдачу получили Фридкины за все это?
Воспоминания, которые создал Моуринью для болельщиков, выиграв Лигу конференций и выйдя в финал Лиги Европы 12 месяцев спустя, близки к максимуму. Имматериальные чувства, такие как гордость, переполняют их, а страсть выражается материально — в денежных сборах и продажах товаров. Но что, если эти достижения, такие как завоевание того, что болельщики «Лацио» презрительно называют чашкой («coppetta») — жестяного трофея, наименее ценного из трех клубных трофеев УЕФА, и который не существовал еще два года назад, — в действительности являются минимумом с точки зрения выгоды для владельцев клуба.
Экономика современного футбола такова, что устойчивое развитие предпочтительнее накопления малоизвестных трофеев, и хотя финиш в четверке лучших Серии А приносит меньше престижа, чем шествие с кубком по Виа-дей-Фори-Империали, он открывает больше возможностей для получения дохода от проекта.
А доходы «Роме» нужны.
Посмотрите на их убытки за последние четыре сезона:
204 млн евро в 2019-20,
185 млн евро в 2020-21,
219 млн евро в 2021-22,
102 млн евро в 2022-23.
Конечно, некоторые из этих убытков связаны с ковидным периодом и финансовым беспорядком, который последовательно устроили теперь уже бывшие спортивные директора Мончи, а затем и Джанлука Петраки. Но чистые трансферные расходы в первый сезон Моуринью также в некоторой степени объясняют строгое ограничение, наложенное на клуб в рамках ФФП.
Финишировать дважды подряд на 6-м месте – лишение «Ювентуса» 10 очков в прошлом сезоне подняло «Рому» с 7-го места, – это разочарование, и сейчас они находятся там же.
Итальянские клубы, которые проводили время вне Лиги чемпионов (как это было с «Ромой», когда ее возглавил Моуринью), успешно в нее вернулись. «Лацио», который финишировал выше «Ромы» в обоих сезонах работы Моуринью, проиграв лишь одно дерби из пяти, упустил квалифицию в ЛЧ в сезонах 2020-21 и 2021-22, но вернулся в прошлом, заняв второе место в Серии А.
В сезонах 2019-20 и 2020-21 «Наполи» не попадал в Лигу чемпионов, но в 2021-22 занял третье место под руководством бывшего тренера «Ромы» Лучано Спаллетти и с некоторыми бывшими игроками «Ромы», а также парнями из «Эмполи», «Фулхэма», «Фенербахче» и затем грузинского «Динамо» Батуми. В прошлом сезоне они выиграли Серию А, став четвертыми чемпионами за четыре года. Могла ли «Рома» побороться за Скудетто, особенно когда два прошлых победителя, «Наполи» и «Милан», добились этого с меньшими зарплатами, чем у них?
С другой стороны, прошло почти десять лет с тех пор, как Моуринью выиграл чемпионат (с «Челси» в 2014-15), и хотя некоторые утверждают, что его последующие клубы – «Юнайтед», «Тоттенхэм» и «Рома» — были не в состоянии претендовать на победу, стоит вспомнить, что сейчас, когда приближается 20-я годовщина победы его команды «Порту» в Лиге чемпионов, это человек, для которого невозможное было пустяком.
«Я — жертва всего, что я сделал раньше», — сказал Моуринью на представлении «Ромы» в качестве тренера. «Я — жертва того, как люди смотрят на меня сейчас, к сожалению».
Но не через опьяненные глаза Романистов, которые видят в нем своего героя, которым он не является. И не глазами его игроков. Моуринью проникся симпатией к этой группе парней (ragazzi), которые смогли принять его жесткую любовь так, как не смогли в «Юнайтед» и «Шпорах». Количество поздних голов, забитых «Ромой» на исходе матчей, доказывает — между ними есть связь.
Командный дух не был сломлен, когда Моуринью дискредитировал своих игроков после поражения 6:1 от «Буде-Глимта», а в летнее трансферное окно попрощался с ними (Рейнолдс, Калафьори, Вильяр, Диавара, Карлес Перес, Майораль); когда после поражения от «Сассуоло» год назад он заявил, что команду «предал игрок» (Карсдорп); когда он назвал Тэмми Абрахама «привилегированным»; когда он поставил под сомнение болевой порог своих травмированных игроков (Смоллинг); когда он выпустил Ренату Саншеша после перерыва проигранного матча против «Болоньи» и снял его с игры уже через 18 минут.
Выход в упомянутые два евро-финала затмил позор поражений от команд-новичков – «Буде-Глимта» (дважды), «Лудогорца» и пражской «Славии», а также домашнего поражения в Кубке Италии от «Кремонезе», вылетевшего по итогам сезона из Серии А. Он также был использован для того, чтобы смягчить последствия поведения Моуринью и его персонала по отношению к судьям, которое привело к более чем 20 удалениям самого Жозе и его помощников и штрафам на тысячи евро.
Среди основных моментов – и то,что Моуринью надел микрофон, чтобы защитить себя от резервных арбитров, и то, что свое послематчевое интервью итальянскому телеканалу DAZN он дал полностью на португальском языке, потому что, очевидно, его итальянский «недостаточно отточен». После того, как он попал под следствие за свой предматчевый комментарий о назначенном на матч с «Сассуоло» главном судье: «Он не обладает эмоциональной стабильностью для игры такого уровня».
В некотором роде «Рома» позволила Моуринью быть полноценным Моуринью. И что бы вы ни думали о футболе – он практически такой же, как вы ожидали, только с тройкой центральных защитников, - он вправе обратиться к роли Максимуса Децима Меридия и прокричать: «Что вы хотите еще? Вы еще не развлеклись?». У него по-прежнему много харизмы (‘rizz’), и английской Премьер-лиге не хватает его личности.
Тем временем в турнирной таблице, от четверки лидеров «Рому» отделяет всего три очка, и пятого места может хватить для попадания в Лигу чемпионов, если Серия А сохранит место в верхней части таблицы коэффициентов УЕФА. Проблема в том, что «Рома», занимающая на данный момент шестое место, в ближайшее время встретится с «Ювентусом», «Аталантой» и «Миланом». Учитывая, что за два с половиной года работы Моуринью они выиграли только 4 из 26 матчей с командами из первой шестерки, трудно ожидать многого, особенно в Турине и на «Сан-Сиро», – «Рома» выглядит удручающе в гостях, проиграв 4 из 8 гостевых матчей и забив всего 9 голов в этом сезоне.
Несмотря на долгосрочные травмы Абрахама и Смоллинга, многочисленные дисквалификации, позднее прибытие (в конце августа) Лукаку в аренду из «Челси», и хрупкость Дибалы – последняя пара бывших MVP в других клубах Серии А – «Рома» не должна быть в середине таблицы или занимать второе место в группе Лиги Европы, в которой участвуют пражская «Славия», швейцарский «Серветт» и молдавский «Шериф».
Близится январь, месяц, когда семья Фридкиных может заглянуть в храм Януса на Римском форуме.
Двуликий бог Янус смотрит как в прошлое, так и в будущее.
Моуринью – это будущее или прошлое (relict) Рима?
Моуринью утверждает, что готов измениться ради клуба. Во время своего представления в качестве главного тренера «Ромы» на Террасе Каффарелли с видом на город он говорил о «времени». «В футболе этого слова, кажется, не существует», — сказал он. «Но здесь оно есть. Владельцы клуба хотят не успеха сегодня и проблем завтра. Они хотят создать устойчивую систему. Они хотят оставить после себя наследие».
Но можно ли считать таковым очередное непопадание в Лигу Чемпионов при таком зарплатном фонде да еще и без налоговых льгот?
Что за наследие представляет собой команда со средним возрастом 29,3 года (без Смоллинга, Лукаку и Дибалы), в то время, как «Болонья» с их молодым тренером и свежей командой (24,6 года) не только побеждает вас, но и угрожает занять вожделенное место в Лиге чемпионов? Если отбросить популизм, то какой смысл продвигать своих воспитанников, если, как это случилось в с Бенжамином Тахировичем, Кристианом Вольпато и Филиппо Миссори, они в итоге будут принесены в жертву богу трансферного рынка, чтобы помочь клубу соответствовать требованиям ФФП?
Генеральный менеджер «Ромы» Тиаго Пинту умело заложил в состав команды определенную гибкость перед летним трансферным окном. В конце сезона у Руи Патрисио и Леонардо Спинаццолы заканчиваются контракты, срок арендных соглашений Ромелу Лукаку, Сердара Азмуна, Диего Льоренте и Расмуса Кристенсена подойдет к концу. Пришедшие свободными агентами Эван Ндика и Уссем Ауар могут быть проданы с выгодой.
У «Ромы» есть относительный потенциал, если Фридкины решат перестроить команду и пойти в другом направлении.
А пока Веспа Моуринью дожидается на подставке, готовая к очередному витку по ухабистым булыжникам, если его римские каникулы продлятся. В равной степени она может быть и отправлена домой в Лондон. Будущее неопределенно.
Моуринью напоминает Джепа Гамбарделлу из «Великой красоты» Паоло Соррентино, получившего «Оскар» в 2013 году за лучший фильм на иностранном языке. Фильм, в котором декаданс Рима запечатлен как ни в одной другой кинокартине.
«Мы все на грани отчаяния», — говорит он. «Все, что мы можем сделать, — это смотреть друг другу в лицо, составлять друг другу компанию, немного шутить... Вы согласны?».
А сами вы как считаете, есть ли будущее у этой "Ромы" с 60-летним тренером и 30-летним по среднему возрасту составом?)
Едва ли это можно считать возвращением. Вот 3-й заход Моуринью в "Челси" - другое дело)
С моей точки зрения, будущее у этой "Ромы" возможно только при попадании в ЛЧ и не зависит от возраста тренера, smile