Почему провалилась Школа журналистики
Предупреждение автора: длинный и трудно читаемый текст
Друзья, с наступлением зимы увы, приходится констатировать, что главное событие осени на sports.ru полностью провалилось. Почему? На эту тему можно написать целый многотомник, посвященный человеческой психологии, экономике, педагогике и прочим полезным наукам. Но, боюсь, никто подобный опус читать не будет, поэтому остановлюсь всего на одном, как мне кажется. ключевом моменте: неправильном выборе формата. Или, если точнее, о его невыборе.
Школу журналистики можно было проводить в двух форматах: трудном и долгом, словно классическая партия в шахматы либо в бодром и быстром, как блиц.
Первый - фактически аналогичен окормлению неофита Церковью и конкретным пастырем. Человек приходит в храм, исповедуется, причащается, выслушивает проповеди, участвует в приходской работе, старается подражать местным праведникам и обязательно слушает все советы своего духовника, выполняя их с рвением и тщательностью. При этом неустанно взращивает в себе высшую сущность и стремится стать совершенным.
Понятно, что в школе этому пути аналогичны мастерклассы спортсовских акул пера, аккуратное, бережное пестование талантов будущих Хемингуэев, долгие задушевные Скайп-сессии, постепенное раскрытие секретов мастерства, создание тонкой, но прочной нити, связывающей Учителя и Ученика. Учитель читает всё, что пишет Ученик, даёт дельные советы, а главное - прививает любовь к творчеству, помогает излить душу и избежать искушения стать проституткой от пера.
Понятно, что этот путь был изначально невозможен для проекта по очевидной причине немощи верхов и нежелания низов. К сожалению, в сегодняшнем коллективе ресурса нет творцов как таковых, есть репортеры с большими или меньшими вкраплениями журналистского мастерства. Но это не главное: в конце концов и Самбур с Рынкевичем, отдавшись делу всей душой, могли бы потянуть роль Учителя. Однако священником в Церкви управляют Вера и любовь к Богу, а также желание привести к Господу ближнего своего. Есть ли у кого-то из местных авторов такая любовь к литературе и, особенно, стремление сделать достойного журналиста из подопечного? Нет.
С другой стороны, надо понимать, что и абитуриенты, выгрызшие в нелегкой, прямо-таки сперматозоидной борьбе свой билет в будущее, вряд ли были бы готовы к такому формату - для него больше подходят тихие аудитории Института имени Горького или заснеженные дачи лауреатов литературных премий.
Но совершенно непонятно, отчего организаторы не пошли вторым путём, который давным-давно проторен атеистами. Путём денег и славы, пусть и геростратовой. Взять группу более-менее толковых парней, рвущихся заколачивать по баксу за слово, обучить их стандартным вещам, отформатировать, замотивировать - да и выпустить пастись на просторные луга ресурса? И Навоше профит, и читатель офигеет от племени младого, незнакомого. И надо-то немного: выделить пару кураторов, заплатить им понюшку баблеца - и пусть учат как правильно проводить интервью и вести онлайны. Только учат серьезно: никаких размыленных советов - все студенты ведут один онлайн, потом разбираются ошибки, принимаются за следующий, результат опять разбирается - и так пока навык не доводится до совершенства. Берутся интервью Дудя, раскладываются по полочкам, потом редакция находит футболистов второго дивизиона для дебюта, и опять анализ, обучение на кошках, полировка и закрепление рефлексов.
Понятно, что при таком обучении большинство выпускников окажутся несколько похожими друг на другу по стилю, будто какие-нибудь чемпионы-задроты из корейского киберспортивного клуба. А те же пропагандисты атеизма, к слову, прекрасно понимали, что нужны не только площадные агитаторы, но и умники, способные вести дискуссии с профессорами богословия. Что ж, для наиболее способных учеников вполне возможно создать потом курс повышения квалификации и попытаться вывести из них мичуринские гибриды Порошина с Уткиным для ублажения забредающих интеллектуалов.
Почему редакция не пошла этим путём, а проявила безалаберную теплохладность, пустила на самотёк и забвение неплохое в целом начинание - Бог весть. Скорее всего, просто по той же причине, по которой Навоша до сих пор не разместил на главной купон на скидку в своём баре: жаба душит. Выделить копеечку на проект зажали, не понимая того, что окупится сторицей. А на альтруизме нынешних журналистов и пушинку от земли не оторвёшь.
Вот и получилось, что самым активным, заинтересованным и живым участником разрекламированной школы осталась известная своим сердечным пылом энтузиастка Инотора, единственная вроде, кто ещё помнит о "начинанье, взнесшемсяя мощно, свернувшем в сторону свой ход, и потерявшем имя действия".
Когда явилась на свет украинская Tribuna.com, она "была безвидна и пуста", как ветхозаветная моисеева пустыня.
В попытке и с целью насытить контентом местную трибуновскую Трибуну, ее организаторами и была создана Школа журналистики, прообраз спортсовской. Пользователи-студенты ни шатко ни валко превращались в авторов, число блогов и постов росло, дальше не отслеживал.
О процессе "школьного" натаскивания на дочернем сайте не могла не узнать всё та же Юлия, организовав вскоре волну протеста против зажима ученичества на нашем сайте.
Руководству сайта, понятно, это было даром не нужно, нехватки материалов на Трибуне не испытывалось, но и кинуть жаждущих журналистских лавров юзеров они не рискнули.
Финал истории - в концовке текста Мирянина.
провалу совершенно не удивлен, вернее "провал"- не самое подходящее слово. я думаю все изначально так и задумывалось и сработало как надо. это вообще типичный спортс - создать шумиху, запустить что нибудь с помпой и пафосом, напомнить о себе, а потом пшик. так было с мобильными приложениями, которые более-менее работоспособными стали через несколько месяцев, так сейчас происходит со "стопицот новых сайтов", которые дальше футбола и еще некоторых популярных разделов не работают.
зачем напрягаться, если пипл хавает и так, и профит капает? так и живут.
пс: это я кстати не в претензию к спортсу, большинство на их месте так же поступало бы. мы-читатели их сами породили.
Потому что кому нужно - тот делает. И самое главное - донести до ответственных сотрудников мысль, что за работу по Школе спросят не по остаточному принципу как за факультатив. Донести мысль, что это часть основной и нужной работы. Если нет времени у сотрудников - нанять кого-то дополнительно, перераспределить работу, в конце концов, сверхурочку заплатить. Организовать работу, в общем.
То, что это не было сделано, можно понимать двумя способами. Либо, как в комментарии Александра, дело в том, что изначально результат не был нужен, а почесались ради вида. Либо на результат надеялись, но по принципу "малой кровью" и "как-нибудь само собой", а когда поняли, что надо самим организаторам проекта впрягаться и тянуть, решили, что не стоит оно того.
1) где резонанс, соответствующий изначальной заявке? (напоминаю "главное событие лета")
2) где подготовленные Школой сонмы авторов?
3) где всплеск активности в разделах, где авторов как не хватало, так и не хватает?
По мне, провал в том, что я не видел процесса и не увидел результатов. Хотя, возможно, они и есть, как тот суслик.