Кто популярнее: «Зенит» или «Спартак»?
Вечный вопрос.
Каждое новое исследование, каждый новый соцопрос, каждая новая версия от клубов – новая пища для войны мнений.
И море скепсиса – в зависимости от того, в чью пользу исход на этот раз.
Собираем известные результаты. И немного добавляем от себя.

Какие вообще были исследования? По всевозможным опросам «Зенит» впереди
За последние 10-15 лет было проведено сразу несколько исследований, основанных на социологических опросах.
Самым традиционным способом замера долгое время были опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения – с 2006 года ВЦИОМ в течение десяти лет определял самый популярный российский клуб.
«Спартак» только в первом опросе почти двадцатилетней давности опередил «Зенит». Далее петербуржцы обосновались в топе рейтинга.

Но многих в таких результатах смущает выборка – это процент от респондентов, интересующихся футболом.
Так, в опросе 2016 года участвовало 1600 человек (обычная цифра для ВЦИОМ – только в 2012 было 1800 человек), из них интересовались футболом 48% – это 768 опрошенных. То есть за «Зенит» было 100 человек, за «Спартак» – 61.
Недавно мы спросили ВЦИОМ: насколько выборка в 1600 человек репрезентативна при населении 144 млн?
Авторы отметили, что всероссийские опросы проводятся по случайной стратифицированной выборке, репрезентирующей всех россиян, эти данные взвешиваются по социально-демографическим параметрам. Для того, чтобы получить мнение всех россиян, достаточно опросить такое количество случайно отобранных респондентов.
После 2016 года ВЦИОМ перестал задавать такой вопрос при проведении «футбольного исследования», сконцентрировавшись на общих тезисах – без клубных предпочтений.
В других опросах выборка была побольше.
● По данным немецкой компании Sport+Markt, в 2010 году «Зенит» набрал 12,6 млн человек болельщиков, «Спартак» – 9 млн. Смущает, что годом ранее, согласно такому же опросу, петербургский клуб поддерживали вдвое больше респондентов – 24 млн («Спартак» – 8,1 млн). Возможно, это был всплеск, связанный с победой «Зенита» в Кубке УЕФА – все респонденты отвечали на вопрос, за какие два клуба они болеют — у себя в стране и в какой-либо другой европейской. По телефону случайным образом опросили 9600 назвавших себя болельщиками жителей 16 стран Европы (по 600 в каждой стране).

В России опрос проводился в Москве, Санкт-Петербурге и еще двух-трех крупных городах. Затем клубные предпочтения (в процентах от числа опрошенных) умножили на количество футбольных болельщиков (в России за расчет была взяты 52 млн болельщиков).
● В 2011-м исследовательская компания Nielsen, гигант мирового рынка в этой сфере, также признала «Зенит» самым популярным клубом России по итогам 19 024 получасовых интервью с болельщиками из 38 городов. Тогда говорилось, что 27% интересующихся футболом считают себя болельщиками «Зенита», а «Спартака» – 16%. Исследование (это отдельно отмечено в новости на официальном сайте клуба) заказал сам «Зенит».
В 2016-м исследователи озвучили, что по итогам опроса в 15 странах у петербургского клуба 15 миллионов болельщиков по всему миру. Количество спартаковских фанатов не уточнялось.
В интервью в январе 2017 года управляющий директор Nielsen Sport в Германии, Австрии и Швейцарии Ян Леман и коммерческий директор Nielsen Russia Олег Мартьянов сообщили следующие данные о популярности российских клубов: у «Зенита» наибольшее число поклонников в России (более 30% от общего количества болельщиков), у «Спартака» – 19%, у ЦСКА – 17%.
● «Левада-Центр» (внесен в РФ в реестр иноагентов) в 2013-м тоже посчитал «Зенит» лидером, но с другими цифрами: 11% за петербуржцев, 8% – за красно-белых. Количество опрошенных не приводилось.

Есть и более свежие пропорции.
● По данным онлайн-опроса российской компании Tiburon Research, проведенного в 2022 году, болельщиками «Зенита» назвали себя 14% россиян, следом «Спартак» — 11%. Исследование проводилось среди 4247 респондентов в возрасте 14-60 лет, в городах России с населением более 100 тысяч человек.
● В декабре 2024 года международная исследовательская компания GfK посчитала, что среди россиян в возрасте от 14 до 65 лет 19% являются болельщиками «Зенита» или симпатизируют ему — это около 19 миллионов человек. Исследование проводилось среди городского и сельского населения России в 2024 году методом онлайн-опроса, в котором приняли участие 10 500 респондентов. Количество болельщиков других клубов (в том числе «Спартака») по всей стране не приводится.Но немного смущает даже другое – результаты масштабного исследования были презентованы только в телеграм-канале «ГфК-Русь», позже в феврале 2025-го – на сайте «Зенита».
Если доверять опросам, «Зенит» – очевидный лидер. Но к любым цифрам можно относиться по-разному.
Так, в феврале президент «ЦСКА» Евгений Гинер заявил, что не считает «Зенит» популярнее «Спартака» и ЦСКА.
«Был опрос ВЦИОМ: у ЦСКА со «Спартаком» в стране по 15-16%, у «Динамо» – 9%, а дальше все остальные. Но главное то, что говорят», – сказал Гинер в беседе с корреспондентом Sport24.
Босс ЦСКА, правда, не уточнил, о какой давности исследования идет речь.
Считаем популярность через интернет-аудиторию. Здесь «Спартак» вне конкуренции
В любой социологии есть определенные недостатки – допустим, возрастные ограничения. Например, ВЦИОМ не может проводить опросы и анкетирования с участием несовершеннолетних без согласия их родителей/опекунов.

Заглянем туда, где нет никаких ограничений.
Раньше уже проводились отдельные исследования по некоторым из показателей – например, количеству подписчиков в соцсетях или поисковым запросам. Но системно сразу по нескольким показателям – никогда.
На днях мы выпустили масштабное исследование «Самый хоккейный город России», где один из важнейших блоков посвящен активной аудитории клубов – исследовались количество подписчиков, их вовлеченность (Er) и процент просмотров постов в соцсетях, а также процент запросов по соответствующему тегу в интернет-поисковиках.
Применим эту оптику на футбол с учетом данных за последний год (на 1 марта).
1. Соцсети: количество подписчиков, просмотры, вовлеченность.
«Спартак» опережает «Зенит» по подписчикам в официальном телеграм-канале (205,8 тысячи против 113,4 тысячи) и в VK-паблике (1,3 млн/1,2 млн).
Среднее количество просмотров также за «Спартаком»: телеграм – 68,5 тысячи против 31,7 тысячи, VK – 60,1 тысячи против 44,5 тысячи.

По данным LiveDune, лидирует московский клуб и по уровню вовлеченности (Er – показатель активности пользователей: какой процент подписчиков оставили реакцию на пост, добавили в избранное или репостнули его): 1,13% против 0,88% в телеграме, 0,15% против 0,07% в VK.
«Зенит» впереди по подписчикам на ютубе: 693 тысячи против 410 тысяч. Но при этом вовлеченность поклонников «Спартака» там вдвое выше: 0,73% против 0,34%.
2. Запросы в поисковиках.
Инструмент GoogleTrends показывает, что в России запрос по тегу «ФК «Спартак» популярнее запроса «ФК «Зенит» в среднем за последний год: 44 против 41. Числа обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю. 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 – уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем. Но если смотреть статистистику за двадцать лет, впереди уже «Зенит» (26 против 19).
По регионам: «Зенит» ожидаемо гуглят больше в Санкт-Петербурге / Ленинградской области (80% против спартаковских 20%), Новгородской, Псковской областях (59% / 41%) и (сюрприз) Чеченской Республике (58% / 42%), «Спартак» – в Москве / Московской области (69% / 31%), Владимирской, Тамбовской и Костромской областях (66% / 34%).

Яндекс в 2017 публиковал результаты исследования запросов о футбольных матчах, в котором определил, какими российскими клубами интересуются жители разных городов. Итог: «Спартак» – самый популярный российский клуб. Он первый и по количеству запросов, и по количеству «болельщиков» — пользователей, которые интересовались матчами «Спартака» больше, чем играми других команд. «Зенит» в этом рейтинге шел вторым. В 2019 году расстановка не изменилась.
Смотрим более актуальные данные за последний год через инструмент Вордстат: «ФК «Спартак» – 150,25 тысячи запросов в среднем за месяц (0,0164% от всех запросов), «ФК «Зенит» – 60,36 тысячи (0,0063%).
Посчитать баллы (как в хоккейном исследовании) здесь не получится – сравниваются только два клуба. Но в данном блоке перевес «Спартака» вполне очевиден.
Можно по-разному считать популярность, но в абсолютных цифрах это всегда будет битва интерпретаций. Любовь и преданность болельщика нельзя посчитать с помощью формул.
Для конкретного болельщика самый популярный клуб – это его любимый клуб.
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев, Владимир Песня Alexander; Kulebyakin, Stupnikov Alexander/Global Look Press
В интернете самый популярный клуб - Спартак.
На самом деле для меня всегда главным показателем в этом вопросе было количество болельщиков на гостевых матчах. До фануйди у Спартака на некоторых гостевых матчах болельщиков бывало больше, чем местных. У Зенита такого не припомню.
Это и является отличным примером того, кто популярней в целом по стране.
Я болею за Спартак
Думал об этом критерии. - но «Спартак» несколько гостевых играет в Москве и логистика в другие регионы поудобнее. Поэтому не стал в эту сторону развивать.
Благодарю за погружение в текст и фидбек!