1 мин.

Бананотехнологии

Северная трибуна, где разместились несколько тысяч болельщиков «Анжи», была оцеплена не хуже Пушкинской площади: два слоя металлических ограждений, ОМОН, автобусы с дополнительными силами. У меня мало общего с собирательным образом болельщика «Анжи» и нет желтого шарфа, так что каждые десять метров строгие мужчины в сером спрашивали одно и то же: «А вы куда?» Я шел в бар «Вагон», где целый час работал официантом защитник «Локомотива» Максим Беляев.

Максим не стал переодеваться в униформу и разносил закуски в повседневной одежде – джинсы, черная кофта, ничего вычурного. У одного из столов ему пришлось задержаться: попросили сфотографироваться, и он тут принял боксерскую стойку, опробованную в Бильбао. Через несколько минут Беляев сел на барный стул посередине кафе и начал отвечать на вопросы болельщиков.

– На самом деле, есть сомнения, что какой-нибудь российский тренер рискнул бы поставить меня против «Атлетика». У нас есть стереотип, что молодые игроки не могут легко входить в игру команды. Посмотрите, тот же Муниаин уже сколько лет играет в основе, а ему всего 19. А у нас кто-то мог даже заготовить вальерьянку, чтобы пить, когда я накосячу.

«Я уверен в победе нашей команды. Надеюсь, как минимум трешечку отгрузят»

Встреча с футболистом за два часа до стартового свистка – то, что нужно рядовому болельщику. За это время можно не только взять автограф, но и пропустить пару бокалов пива, перекусить, пропитаться довольно приятной атмосферой. Отстрелявшись от вопросов о книгах, музыке и любви к «Локомотиву» (многое вы могли прочитать здесь), Беляев дал неожиданный прогноз на матч с «Анжи». До стартового свистка оставалось чуть больше сорока минут.

– Я уверен в победе нашей команды. Надеюсь, как минимум трешечку отгрузят.

Вы уже знаете: не отгрузили.

***

Впрочем, «Локомотив» все равно стал первым, кто забил «Анжи» после возвращения Гуса Хиддинка в Россию. Всю неделю голландец упорно твердил, что его мысли заняты атакой, но, если верить контрибьютору The New York Times Дэвиду Коррану, он все-таки лукавил: в четверг махачкалинцы всю тренировку оттачивали действия в обороне. Это не прошло бесследно: низкая защитная линия не позволяла Павлюченко спокойно убегать вперед после дальних забросов, а там, где не получалось брать качеством, брали количеством – сзади отрабатывал и Мубарак Буссуфа.

Когда «Локомотив» повел в счете, Хиддинк заистерил и выпустил на поле Голенду и Прудникова

Проблемы с атакой при этом никуда не исчезали – и даже когда все складывалось удачно, феерил Гильерме, который тащил мертвые удары, снимал все мячи с головы Кристофера Самба и вообще стал главным героем вечера. Персональным поклонникам Это′О, которые сидели на Западной трибуне, оставалось только меланхолично потрясывать камерунским флагом.

Когда «Локомотив» повел в счете, Хиддинк заистерил – об этом говорит хотя бы то, что он одним махом выбросил на поле Яна Голенду и Александра Прудникова. Согласитесь, вряд ли можно провести такие замены в спокойном состоянии.

***

Жозе Коусейру по-прежнему не хочет играть в два нападающих: если в матче с «Кубанью» оттянутого форварда играл Роман Павлюченко, то в воскресенье место в центре нападения потерял Фелипе Кайседо. Прошлый тур стал для него крайне неудачным: всего 29 процентов выигранных единоборств, ни одного удара по воротам и ни одной острой передачи. Пришло время побегать по правому флангу.

И действительно, в Черкизове Кайседо действовал куда эффективнее: это он выводил Оздоева и Глушакова один на один с Габуловым и даже бил по воротам после поворота вокруг своей оси – когда мяч проскользил по перекладине, Ольга Смородская схватилась за голову. А эпизод с голом – это не только история про то, как Павлюченко изысканно пропустил мяч, оглядевшись по сторонам, но и про выверенную паузу, которую Кайседо сделал перед передачей, – именно она позволила Глушакову сделать решающий рывок.

***

Примерно через час после финального свистка стало известно, что кто-то бросил банан в Кристофера Самба. Инициатором знакомства конголезца с суровыми реалиями российского футбола стал кто-то с VIP-трибуны. Как позже сказал директор по коммуникациям «Анжи» Александр Удальцов, Кристофер поднял скандальный фрукт и вернул его трибунам.

Инициатором знакомства Самба с суровыми реалиями российского футбола стал кто-то с VIP-трибуны

В пятницу, после очередной тренировки «Анжи», я говорил с Самба, и мы вдруг вспомнили про расизм. Тогда ничего не предвещало никаких скандалов.

– Я стараюсь особо не думать о расизме. Просто хочу верить, что этой проблемы не существует в глобальных масштабах, – глядя мне в глаза, говорил Самба. – Может, я и ошибаюсь, но я хочу верить, что это так.

– Но вы понимаете, что в России в вас в любой момент может прилететь какой-нибудь снежок или банан?

– Давайте не будем обобщать. Как правило, любой подобный скандал – это поступок одного глупого человека. Я понимаю, что все возможно, но не хочу никак на это реагировать.

Тогда Самба вряд ли мог предположить, что все случится настолько скоро. Что он думает о расизме сейчас? Проклинает Москву, сидит в ресторане «Марио», пытаясь забыть о произошедшем, или просто спит? Точно одно: Россия до боли предсказуема, и это печально.