4 мин.

Девять с половиной недель

Двухмесячная пауза в чемпионате была нужна московскому «Спартаку» намного больше, чем остальным. После катастрофы во Владикавказе футболисты с радостью бы не появлялись на глазах болельщиков до нового года, чтобы конфуз сам собой забылся, и никому не взбрело бы в голову проводить разные параллели. Но у команды было лишь два месяца. Впрочем, срок вполне достаточный, чтобы исправить ошибки, допущенные в ходе предсезонной подготовки (если таковые были) и вообще навести порядок, а в частности – научить Мартина Йиранека во время игры хотя бы просто разговаривать со своими партнерами.

Спартаковцы как-то не очень привыкли к тому, что за одну единственную ошибку можно поплатиться очками. Когда на поле есть Веллитон, а на скамейке Алекс, кажется, что бояться нечего. Зачем вгрызаться в мяч на 10-й минуте, если впереди еще 80? Тем примечательнее, что детсадовские ошибки совершают не 18-летние футболисты, которых в команде даже больше, чем положено, а опытные люди, обросшие татуировками и даже нажившие себе капитанскую повязку. Сразу после пропущенного гола Йиранек на правах лидера рявкнул и от досады топнул ногой, но почему-то не объяснил, кому и зачем он оставлял подконтрольный ему мяч в опасной близости от собственных ворот, а также – какая такая занавеска помешала увидеть ему набегающего сбоку Кульчия. Надо отдать должное, молодые спартаковцы после пропущенного гола держали себя в руках и сохраняли серьезное лицо, слушая советы капитана, который только что лично уговорил соперника открыть счет.

Впрочем, сегодня даже с такой дырой в тылах спокойствию спартаковских ворот мало что угрожало. «Ростов» будоражил защитников соперника, если только включал более-менее высокие скорости. Делал он это в основном до десятой минуты, когда в сторону Адамова с разнообразных направлений летели передачи разной степени остроты. Забив быстрый мяч, подопечные Протасова снялись с атакующих позиций и отправились к своим воротам ждать 90-й минуты. Вместе с остальными отправился и Роман Адамов, поэтому у обыкновенных выносов из ростовской штрафной не было шансов эволюционировать в эффектные проникающие пасы. Хотя будь у ростовчан побольше смелости и сил, можно было бы попробовать повторить владикавказский сценарий. Например, в начале второго тайма Александр Гацкан не воспользовался предоставленной ему свободой и, долго примериваясь к мячу, с близкого расстояния несильно ударил точно в Джанаева.

Сказать, что во всех спартаковских бедах виноват один несчастный Йиранек, тоже нельзя. Ведь когда команда больше часа чистого времени владеет мячом, спрашивать нужно и с атаки. Понятно, что трехслойная оборона – серьезная преграда для наступающих, которым можно было бы многое простить, если бы в их действиях была бы одна мысль, объяснявшая, как они планируют затолкать гол. Но спартаковцы просто приходили к линии чужой штрафной, рассредоточивались по ее периметру, смешивались с толпой соперника и после двух-трех минутных мучений уходили обратно за выброшенным куда подальше мячом. К тому же ростовчане грамотно гасили темп. Каждые пять минут обязательно падал на газон какой-нибудь игрок хозяев и умолял позвать врачей. Кстати, удаление Гацкана на последних минутах ничуть не потревожило «Ростов», а где-то даже пошло команде на пользу. Вдесятером в своей штрафной было уже не так тесно, поэтому суета в защите почти исчезла.

При большом желании точку красно-белой активности можно было бы обнаружить на правом фланге, где Саенко и Паршивлюк коротали время в робких попытках наладить комбинационную игру. Но и там ростовчан было слишком много – переквалификация Игоря Лебеденко в крайнего защитника дала хозяйской обороне многократную подстраховку.

Выждав 10 минуть после перерыва, Карпин понял, что от Веллитона проку сегодня не будет, и перевел на позицию центрфорварда Ари, изначально занявшего место на левом фланге. Надо полагать, спартаковскому тренеру-гендиректору не понадобилось много времени, чтобы понять, что и от второго бразильца толку не будет. А третьего варианта у Валерия Георгиевича уже не было. Вообще то, что Ари и Веллитон были с потрохами съедены Окоронкво и Живановичем, не красит обоих форвардов. И если Веллитон уже заработал себе в России приличную характеристику, то вот Ари ничего еще не заслужил, а напротив – дал повод задуматься, можно ли вообще на него будет когда-нибудь положиться. Как оказалось, даже защитникам клубов премьер-лиги по силам лишить бразильца времени и пространства для выполнения задуманных им процедур.

Если до матча очень хотелось спросить у Карпина, зачем он оставил Алекса в запасе, то в процессе игры вопрос был снят. Бразильский хавбек, выйдя на замену во втором тайме, сам все объяснил. Алекс в лучшем случае ходил пешком, а в худшем – просто стоял на месте где-то в середине поля.

В первой игре после перерыва от «Спартака» ждали отчета о проделанной работе над ошибками, но из отпуска команда вышла даже с большим списком проблем. К середине сезона красно-белые не только не выстроили игровую конструкцию, но даже еще не придумали, на кого она будет опираться. Весной говорили о том, что Алекс и Веллитон играют слишком большую роль в «Спартаке»; вчера команда была бы рада положиться на бразильцев, но не может. Если корни бед на самом деле так глубоко, то действительно, девять с половиной недель – слишком короткий срок, чтобы все исправить.

Ростов – Спартак – 1:0 (1:0)

Гол: 1:0 – Кульчий (12).

РОСТОВ: Амельченко, Живанович, Окоронкво, Анджелкович, Черкес, Кульчий (Прошин, 82), Валикаев, Гацкан, Лебеденко, Адамов (Ахметович, 88), Акимов (Хагуш, 65).

СПАРТАК: Джанаев, Паршивлюк, Йиранек, Сухи, Ф. Кудряшов, Ибсон (Ал. Козлов, 84), Шешуков, Саенко, Ананидзе (Майдана, 76), Веллитон (Алекс, 55), Ари.

Предупреждения: Ф. Кудряшов (5), Сухи (45+3), Гацкан (62), Анджелкович (87), Шешуков (88), Амельченко (90+3).

Удаление: Гацкан (81).

9 июля. «Олимп-2», 21.00.

Судья: Игорь Егоров.