ПОЧЕМУ В ИТАЛЬЯНСКОМ ФУТБОЛЕ НЕТ ДЕНЕГ
Футбольные клубы «Серии А» не тратят деньги. В январское трансферное окно 2023 года, когда клубы английской премьер-лиги, в общей сложности, потратили 800 млн евро, клубы «Серии А» потратили всего 33 млн. Почему? Что мешает итальянским клубам конкурировать со своими европейскими соперниками? Каковы основные источники дохода в этой лиге и почему они не приносят плодов?
В то время как клубы английской Премьер-лиги весь январь тратили деньги, при этом заявив что совокупные расходы на трансферы составят более 800 млн. евро, в Италии все было совсем по-другому.
В зимнее трансферное окно клубы "Серии А" потратили всего 33 млн. евро, что составляет чуть больше половины того, что потратил "Борнмут", и их вряд ли можно назвать финансовым центром английского футбола. Так в чем же проблема в Италии? Почему там никто не тратит деньги? Перевод познавательного видео-материала о финансовой стороне футбольного явления.
«Обзоры трансферных новостей на итальянском телевидении было тяжело смотреть» - заявлили болельщики итальянского футбола. Специалисты из «calciomercato» пытались с искренним выражением лица заставить зрителей порадоваться тому, что «Специя» подписала поляка, узбека, и латыша. В конце концов, один из них в будущем может стать следующим Хвичей Кварацхелией.
В прошлом году все было совсем по-другому. Риск пропустить Лигу чемпионов и конкуренция со стороны клубов Премьер-лиги убедили «Ювентус» побить январский трансферный рекорд «Серии А» и подписать за 70 миллионов евро Душана Влаховича из «Фиорентины». Этот шаг соответствовал рекорду «Старой синьоры» по самой крупной покупке в зимнее трансферное окно.
Это произошло в 2020 году, после тщательного изучения сделки по переходу Николо Ровеллы, на которую сослалась Итальянская федерация футбола с целью наказать «Ювентус» 15-балльным штрафом по делу «plusvalenza» (Прирост капитала — экономическая концепция, определяемая как прибыль, полученная от продажи актива, стоимость которого увеличилась за период владения).
Вернемся в 2019 год, когда «Ювентус» снова сделал самое дорогое приобретение в «Серии А», согласившись отдать «Аталанте» 44 миллиона евро за Деяна Кулусевски, после чего проведшего четыре впечатляющих месяца в аренде у «Пармы».
Эти примеры служат напоминанием о том, насколько сильное влияние оказывает «Ювентус» на рынок «Серии А». Расследование финансовых дел клуба, в частности их доходов от торговли игроками в период с 2019 по 2021 год, оказало охлаждающее воздействие.
В январе этого года «Ювентус» никого не подписал, а директор мужской команды Федерико Керубини был отстранен от работы, после чего был переформирован отдел по подбору игроков под руководством Франческо Кальво - нового главы спортивного отдела «Ювентуса».
Тем не менее, представители клуба отрицают причастность во всех правонарушениях и намерены подать апелляцию в Совет поручителей Олимпийского комитета Италии. Новый генеральный директор «Ювентуса» Маурицио Сканавино был согрет солидарностью, проявленной другими клубами и фанбазами, после вынесения итогового решения, и выразил опасения, которые он вызвал. «Это вызывает беспокойство, потому что сегодня это может случиться с «Ювентусом», а завтра - с любой другой командой», - сказал он.
Эта озабоченность отчасти помогает объяснить атмосферу сдержанности итальянских футбольных клубов в отношении покупок в трансферное окно. Возобновление тщательного изучения перекрестных сделок - продажи и одновременной покупки регистрационных прав на игроков, заключенных с одним и тем же контрагентом - предостерегло клубы от совершения новых обменов. Это означает, что игроков необходимо подписывать напрямую - за деньги, и вот в чем проблема: в «Серии А», по большей части, их нет.
Миланский «Интер» должен погасить кредит в размере 275 миллионов евро уже к 2024 году, а процентная ставка составляет 12 процентов. Они, как и «Рома», попали под действие нового соглашения с УЕФА о финансовом фэйр-плей. Финансовые трудности испытывает «Сампдория», а «Верона» - один из нескольких клубов, выставленных на продажу, продолжает дрейфовать.
Единственной командой, которая в этот период относительно разжилась деньгами, была «Специя», продавшая Якуба Кивера в «Арсенал» за 25 миллионов евро. «Специя» заслуживает похвалы по нескольким причинам.
Во-первых, спустя два года после первого в истории клуба выхода в «Серию А», в июне, они могут стать единственной командой из региона Лигурия, которая по-прежнему будет выступать в высшей лиге, поскольку «Сампдория» может попасть в «Серию B».
Во-вторых, приобретение Якуба Кивера за 2,2 млн.евро из словацкой «Жилины», было осуществлено согласно стратегии «купи-дешево-продай-дорого». Есть надежда, что теперь другие перспективные игроки будут присматриваться к «Специи» и рассматривать этот клуб клуб как путь к таким командам, типа «Арсенала», которые, в отличие от своих коллег по «Серии А», имеют возможность делать более высокие ставки и выкладывать деньги на стол. Сделка с Кивером также иллюстрирует, насколько команды в Италии продолжают зависеть от доходов от торговли игроками в отсутствие роста доходов в других областях.
Это был период, когда игроки уходили или были близки к уходу. Взять, к примеру, переход Уэстона МакКенни в «Лидс» и Хамеда Траоре в «Борнмут». Милан Шкриньяр, который в это трансферное окно вел переговоры о переходе в «ПСЖ» после того, как летом согласился перейти на «Парк де Пренс», стал катастрофой для «Интера», который спустя год после того, как за бесценок потерял Ивана Перишича, теперь не сможет получить доход от перехода лучшего центрального защитника клуба.
В целом, это удручающая картина. На поверхности, действие происходящее в «Серии А» выглядит захватывающе, четвертый чемпион за четыре года - если «Наполи» выиграет Скудетто - но стоит «открыть капот и посмотреть внутрь», и эта лига с трудом пройдет «техосмотр».
В беседе на итальянском общественном телеканале «RAI 3» Джан Гаэтано Беллавиа - экономист и эксперт в области права, сказал: «Мир футбола чрезвычайно проблематичен. Каждый год он обходится в 3,5 миллиарда евро, а в 2021 году долги футбольных клубов (в Италии) составили 4,5 миллиарда евро. Это своего рода отражение Италии. Кто платит по этим долгам? Кто их возвращает?».
Вот почему «Серии А» приходится буквально «бороться» за свои клубы, пытаться строить новые стадионы. Именно поэтому лига вынуждена рассматривать возможность внешней помощи. Отказавшись два года назад от 1,6 миллиарда евро, выделенных частным капиталом, на фоне опасений по поводу того, насколько большую власть потеряют клубы, и ощущения, что это была более выгодная сделка для «CVC» (частной компании предлагавшей деньги), чем для «Серии А» - лига до сих пор испытывает финансовые трудности.
«Серия А» действительно переживает тяжелые времена. Было время, когда у «Милана» было великое голландское трио, у «Интера» - великое немецкое трио, у «Наполи» - Марадона, у «Ювентуса» - Платини, даже у таких клубов, как «Удинезе» - Зико и «Ромы» - Руди Фоллер. Сейчас итальянские клубы, исходя из своих бюджетов, подписывают игроков из Непала или Северной Кореи.
В начале февраля 2023 года стало известно, что «JP Morgan» (американский транснациональный финансовый конгломерат, один из крупнейших банков мира), обратился к лиге с письмом, в котором выразил заинтересованность в предоставлении от 700 млн. до 1 млрд. евро банковского финансирования для поддержки развития медиа-бизнеса «Серии А». Американские инвесторы давно считают, что международные права итальянской лиги недооценены.
Но больше, чем деньги, «Серии А» нужны знания на уровне лиги о том, как максимизировать свой бизнес-потенциал и преодолеть проблемы управления, которые продолжают его сдерживать. До тех пор лига будет испытывать трудности с инвестициями в свои команды и удержанием лучших игроков. Никто не хочет, чтобы трансферные окна, подобные последнему, стали нормой.
Интересно замечание из одного и комментарией, оставленных под видео, процитирую:
«Серия А» в 1993-95х годах была лучшей футбольной лигой в Европе. Как человек, живущий в Африке, скажу, что в те годы «Серия А» не опиралась специальным образом на свою популярность, чтобы продвинуть свой маркетинг на африканский рынок. В Нигерии переход Кану Нванкво из «Интера» в «Арсенал» и обстоятельства, связанные с этим, вызвали неприязнь местных жителей к итальянскому футболу и подогрели интерес к АПЛ. АПЛ увидела эту возможность и начала активно продвигаться на африканский рынок с помощью агрессивного маркетинга. Дидье Дрогба и другие африканские игроки приехали в Англию. С тех пор привлекательность итальянского футбола в Африке не восстановилась, несмотря на возрождение «Серии А». Почему сейчас нигерийцы начали смотреть «Серию А» с некоторым новым интересом, так это благодаря Виктору Осимхену. В его нынешней форме это лишь вопрос времени, когда какой-нибудь клуб из АПЛ сделает по нему предложение.