Как Карпин служил в советской армии: угрозами забрали в ЦСКА, боксер вырубил его на поле
Ему угрожали Афганом и Сибирью с зэками.
У главного тренера сборной России выдалась очень интересная карьера. Валерий Карпин феерил в «Спартаке», блистал в Испании, тащил российскую национальную команду, а в молодости даже поневоле «служил» в ЦСКА.
В день защитник Отечества вспоминаем, как армейский клуб угрозами забрал Карпина к себе, и как футболист проходил службу в настоящей армии.
Как Карпина «отмазывали» от армии
Совершеннолетие застало Карпина в таллиннском «Спорте». На тот момент он уже не терялся на фоне взрослых одноклубников и считался очень перспективным. Поэтому, когда Валерию пришла повестка, главный тренер «Спорта» Валерий Овчинников сделал все возможное, чтобы оставить молодого таланта в команде.
«Когда стал совершеннолетним, Валерий Викторович «отмазал» меня от службы в армии, и «воевал» я в том же самом «Спорте». Не всегда, правда, на зеленых полях — однажды он для профилактики меня на месяц в воинскую часть сослал. Но и это было отдыхом на Гавайях по сравнению с тем, что происходило на предсезонных сборах», — рассказывал Карпин.
Поначалу в «Спорте» Валерию удавалось не только прогрессировать и скрываться от армии, но и неплохо зарабатывать.
«Я получал двести сорок и по сорок-восемьдесят за победу. Под пятьсот набегало. У Валерия было чуть поменьше», — вспоминал друг Карпина Михаил Желанов в интервью журналисту Денису Романцову.
Однако затем кто-то доложил, что советские военнослужащие получают огромные деньги и товарищей сняли со ставки — пришлось затянуть ремни потуже.
«Овчинников перевел нас на другую, оформленную на третье лицо. Мы делили ее с Валерой. Хватало на пирожки да на печенье», — говорил Желанов.
Как Карпин играл на чемпионате Вооруженных сил: спровоцировал боксера и получил в лицо
Борману удавалось укрывать Карпина лишь несколько месяцев. Затем талантливого призывника с удовольствием забрала таллиннская «Звезда».
Новый клуб тоже не стал превращать Карпина в солдата. Однако атмосфера в «Звезде» оказалась уже не такой дружелюбной — Валерия то и дело пугали Афганистаном, чтобы замотивировать.
«Спрашиваю у тренера: «Разве мой Валера плохо тренируется?», — рассказывала мать Карпина Светлана. «А тот: «Хорошо. Но если вдруг он станет тренироваться плохо, отправим в Афган». Но наказали сына в армии только раз: за какой-то командный проступок отправили на сутки в кочегарку — Валера в топку уголь бросал».
Впрочем, и без этих угроз проблем с мотивацией у Карпина не было. Полузащитник выкладывался в каждой игре, поэтому вскоре попал в сборную Прибалтийского округа, с которой поехал на чемпионат Вооруженных сил во Львов.
Перед турниром бывший тренер Карпина Валерий Овчинников дал молодому дружеский совет: «Валера, береги ноги, особо там не играй, а то тебя заберут». Но тот не стал к нему прислушиваться и в итоге нажил себе ненужных проблем.
Во-первых, на турнире ВС разъяренный соперник разбил ему нос.
«Играли с местными — Прикарпатским военным округом. Тогда нас вывезли в лес. Всегда играли на центральном поле или запасном. А тут посадили две команды в уазик и повезли в лес. Я понял: даже если вничью сыграем — нас отсюда не выпустят. Против Карпина на краю играл какой-то накаченный боксер. Валера его наяривал, наяривал. Когда в очередной раз обыграл, тот как дал ему. Валера — бух и упал. Я подхожу — а у него струйка крови изо рта. Спрашиваю: «Ты жив?» Он открыл глаза: «Где я?» Потерял сознание. Поднимаю его, ору на судью, а тот: «Ничего не видел».
Я уговаривал его замениться. Он: «Нет, буду играть». И доиграл до конца. А я пульнул мячом в судью. Хотел в голову попасть, но промахнулся. И получил желтую. А потом ударил в грудь Валериному обидчику и уложил его. Красная. Счет был 0:2. В итоге проиграли 0:5».
А во-вторых, благодаря хорошей игре Карпина заприметил ЦСКА, который поставил ему жесткий ультиматум: либо переход в армейский клуб, либо — охранять зэков в Сибири.
Как Карпина угрозами забрал ЦСКА: если бы он не согласился перейти, его бы отправили в Сибирь
После одного из матчей во Львове к Карпину подошел главный тренер сборной Вооруженных сил, начальник ЦСКА и полковник Марьян Плахетко. Без долгих прелюдий он сделал игроку предложение, от которого Валерий не мог отказаться.
«Подходит Мариан Плахетко и говорит, что меня забирают в ЦСКА. И дал мне понять, что моего мнения особо спрашивать не будут — ведь я был рядовой», — вспоминал Карпин.
В ответ футболист попытался объяснить, что в Нарве у него мама одна, и он не хочет ее оставлять. Однако полковник слушать его не стал.
«Он говорит: «Молодой человек, ты что-то не то сказал». Меня поставили перед выбором: или ты останешься в ЦСКА, или мы тебя в Сибирь отправим — на самую крайнюю точку зэков охранять», — рассказывал Карпин.
В итоге Валерию пришлось подчиняться судьбе.
Как Карпин «служил» в ЦСКА: отказался подписывать контракт с армией и подметал территорию воинской части
После разговора с полковником Карпину даже не позволили вернуться в Нарву и проститься с близкими. Полузащитника сразу же отвезли в Москву.
Из столицы футболиста тоже не отпускали, поэтому весь следующий год ему пришлось общаться с матерью по телефону.
В ЦСКА Валерий провел лишь три игры, в которых ничем не запомнился. А затем его отправили в дубль.
Как правило, так поступали со слабенькими игроками или с теми, кто нарушил режим. Однако у Карпина была другая причина — он отказался подписывать контракт.
«В ЦСКА его хотели сделать прапорщиком, чтоб он контракт подписал и уйти из армии не смог — а Валера отказался. Вот ему и начали «ссылки» устраивать. Его в ЦСКА-2 загнали, чтоб не дать ему играть. Это принцип команды ЦСКА того времени: «Или ты — наш, или ты — никто!», — рассказывал Овчинников.
К ссылке в дубль Карпин отнесся спокойно: принял решение руководства ЦСКА и старался от греха подальше не высовываться.
«Валера держался тихо, скромно, никуда не лез», — вспоминал тренер ЦСКА-2 Борис Копейкин.
Дубль арамейцев жил по уютному режиму. В 8:30 футболисты просыпались, полчаса уделяли зарядке, завтракали. В 11:30 начинали первую тренировку, затем обедали, час отводили сну, после которого начинали вторую тренировку. Вечером — свободное время.
За дубль Карпин отыграл 16 матчей, забил два гола и занял с ЦСКА-2 лишь 12-е место в своей зоне Второй лиги. А затем в качестве наказания вместе с другими футболистами отправился в настоящую воинскую часть.
«Через несколько дней в качестве «поощрения» всех отправили служить по-настоящему. Служба длилась несколько дней. Нас поднимали по команде в шесть утра и гнали на работы», — говорил Карпин. По словам Копейкина, спортсмены обычно подметали территорию, чистили снег или кололи лед.
Вернувшись из части, Карпин еще немного времени провел в ЦСКА, а затем, в 1989 году, случился долгожданный дембель. Валерий ушел в «Факел» и даже несмотря на свое обещание впредь никогда не возвращался в армейский клуб.
«По весне мы повезли Карпина на сбор в Сухуми. Но Валера там демобилизовался, подошел к Садырину и говорит: «Меня в Воронеж приглашают». А Садырин ему: «Ладно, Валера, езжай в Воронеж. А мы за тобой посмотрим». Мы еще перед отъездом с Карпиным договорились, что он в «Факеле» поиграет немножко, а потом вернется в ЦСКА… А Валера взял и от нас из «Факела» в «Спартак» ушел», — говорил Копейкин.
а других проблем в те времена собственно и не было...