«Мы к вам заехали на час»
Красножан удивлял атакующим разнообразием, Гогита Гогуа выдавал очередной концерт, а Никита Маляров играл в Хави - приехавший в гости к "Динамо" нальчикский "Спартак" выдал настоящее представление и показал, как нужно играть в футбол. В блоге "Fever Pitch" - рассказ об увиденном на "Арене Химки" безволии бело-голубых и продолжении борьбы за Европу южного "Спартака".
На «Арене Химки» перед матчем – приятное ощущение теплой осени. Солнечный свет гостит на домашних матчах «Динамо» за редким исключением. Последний раз оно улыбалось в концовке игры с «Локомотивом», символизировав в обделенной светом бело-голубой душе надежду на лучшее. Всеобщее спокойствие и воскресная радость пробрались даже во мглу пресс-центра, где Юрий Альбертович Розанов и Тимур Журавель чему-то по-доброму улыбались вместе с Романом Трушечкиным.
В стартовом протоколе Красножан неожиданно удивил атакующим разнообразием: в центре вместо оборонительного Голича появился – гроза динамовцев – огорчивший их в первом круге Никита Маляров; вместо Сирадзе роль второго форварда, располагающегося под Дядюном, была доверена «блудному сыну» Рикардо Жезусу. В остальном состав нальчан – за исключением появления в воротах Колинько, вызвавшего массу саркастичных улыбок, – остался по сравнению с прошлыми матчами без изменений: оборона, потихоньку привыкающая выходить в одном и том же сочетании, и края, какие только есть в распоряжении Красножана, в лице Леандро и Гогуа.
Вариативностью модели игры сегодняшнее «Динамо» порадовать не может, и стартовое сочетание «бело-голубых» описывалось простым словосочетанием: «без Хохлова». В отсутствие дисквалифицированного Ропотана в центре динамовского построения образовался «даймонд»: Семшов действовал значительно выше Дуймовича, располагаясь ближе к Воронину и Кураньи, Самедов и Чеснаускис привычно курировали фланги. Важным открытием первого тайма стало то, что получившаяся геометрическая фигура оказалась не в силах выбираться из-под высокого прессинга нальчан, в результате которого оставшийся в одиночестве Дуймович вертелся в опорной зоне, словно белка в колесе – много и бесполезно. Большинство динамовских атак, если не умирало в зародыше, то искусственно тормозилось в своем росте и развитии. Нальчик вообще параноидально боялся атак бело-голубых сходу и старался срывать их при первой возможности. Дядюн и Джудович получали свои желтые карточки от арбитра и удары от Габулова соответственно, именно когда пытались не дать последнему начать быструю атаку после неудачных розыгрышей угловых.
Не дав дышать «бело-голубым», Красножан ослабил галстук и дал набрать воздуха своей команде. Увидеть нальчикский «Спартак» не то что бы в импровизации, но не зажатый в тесные тактические рамки, хотя бы небольшими отрезками игры, – большая удача. Примерно такая же, как увидеть редкий вид бабочек где-нибудь на Калькутте. Гогуа и Леандро менялись флангами, Маляров смотрелся нальчикским Хави, ну или итальянским «реджистой», отскакивая к своим защитникам для приема мяча и зачиная быстрые атаки, но, правда, довольно быстро нарвался на устрашающие тычки Чеснаускиса, явно определившегося со своей жертвой. Впоследствии Маляров в долгу не остался, врезал литовцу, совместив приятное с полезным: грамотно сорвал атаку, отомстил и не нарвался на желтую карточку. В первые двадцать минут игры, не подарившие хоть сколько-нибудь интересных моментов для размышления, именно состязание Чеснаускиса с Маляровым, заключающееся в том, кто больше и незаметнее для судьи настучит по ногам друг другу, было одним из самых занимательных на поле.
Издержки нахождения в опорной зоне Малярова, равно как и неточный пас через центральную зону Васина, материализовались 30-метровым штрафным за срыв рейда через центральную зону раздухарившегося Самедова. В красивом броске – на удивление собравшихся – Колинько вытащил классный удар Воронина из верхнего угла.
Но первый удар в матче, предвещавший последующий перфоманс, нанес, конечно же, Гогуа. «Арена Химки» вообще становится для Гогиты любимой концертной площадкой. В матче с ЦСКА грузинский полузащитник заставил себя ненавидеть и с упоением наслаждался свистом трибун еще в первом тайме. Динамовский болельщик оказался более терпеливым и был взбешен актерским мастерством главного «Матерацци сезона» только во второй половине, упустив главное. Каждое падение грузина и последующие визуальные эффекты были явно прописаны в сценарии нальчикской труппы и гарантировали ей коротенькие тайм-ауты, которые разбивали игру на эпизоды, позволяя Красножану вносить микро-изменения и «втыкать» своему капитану за несколько передач подряд в молоко – Джудович лишь разводил руками, мол, не день Бекхэма.
Наверное, только Колинько слегка подзабыл сценарий пьесы и поначалу фальшивил. Сначала изобразил сценку «Рыжиков в Нальчике», затем чуть не выронил мяч из рук, а потом покатил мяч в ноги Чеснаускису. Делегаты из комиссии РФПЛ насторожились. Но образовавшийся опасный штрафной в исполнении Ломича, пробитый, к слову, бесхитростно, латвийский вратарь вытащил.
Когда все опасное в атакующих действиях команды исходит от одного человека, это кажется не вполне нормальным, но когда этот человек – Кевин Кураньи в футболке московского «Динамо», футбольная картина мира приходит в равновесие. Первое опасное действие у динамовцев – удар из-за пределов штрафной. Опекать Кевина было доверено Джудовичу, и тот в большинстве случаев справлялся. Агрессивность Божовича, на первых минутах накинувшегося на бокового, никак не хотела передаваться игрокам. Владение мячом «бело-голубых» было пассивным, не нагнетающим, и даже когда они все-таки преодолевали гостевой прессинг через фланги, забросы и кроссы на Кураньи по-прежнему блокировались двухметровой стеной имени Васина и Джудовича.
Каждый нальчикский гол брал своей внезапностью, как гроза на залитом солнцем стадионе в Химках, на мгновения обнажая проблемы в обороне «Динамо». Второй пропущенный мяч, случившийся в первой пятиминутке второго тайма, как казалось, перечеркнул тот эмоциональный заряд, вызванный молчаливо хлопнутой Божовичем дверью в раздевалку. Гол, пришедший с углового, на протыке забил Дядюн, в традициях которого теперь, видимо, входит забивать мячи пачками.
Футбол от ворот до ворот, пахнувший голевой непредсказуемостью, во втором тайме Красножану быстро надоел. Заигрывавшаяся впереди группа атаки теряла мяч, позволяя динамовцам в отличие от первого тайма бежать вперед с наскока. Но не обладает Нальчик такой обороной, чтобы позволять себе один в один встречать атаку соперника. Воронин и дважды Чеснаускис простили спартаковцам нарушенную дисциплину и пустоту в опорной зоне; 65 минута ознаменовалась закрытием нальчикского панциря – Голич, вышедший вместо Жезуса, был призван добавить крепости защитному каркасу. Божович отреагировал почти незамедлительно. Ломать, так ломать: Якубко – взамен не проявившего себя Воронина.
Чем больше проходило времени, тем меньше становилось надежды в глазах динамовских болельщиков. Еще недавно «в доску свой» Дуймович превращался в… ну как золушка в полночь. Концовка матча умело разбивалась нальчанами на эпизоды. Хронология событий, укладываемая в один абзац, для «бело-голубых» превращалась в трагикомедию.
Кокорин вместо Чеснаускиса, Хохлов вместо Епуряну. Больше вариантов нет. Динамовцы смотрятся нелепо, явно не зная, как организовать последний штурм, не владея территорией. Желтая карточка, выданная арбитром Гогуа за снос Кураньи, встречается одобрительными аплодисментами. Самый интересный эпизод в игре: умельцы в обороне «Спартака» раздевают Якубко. Тот выглядит очень удивленно. Кураньи мажет выстраданные моменты. Это конец. Апофеоз сегодняшней динамовской импотенции. Опасный момент с выходом один на один с Габуловым Леандро уже никого не удивляет, а вот третий мяч, внесенный Дядюном в ворота с ленточки, многих динамовских болельщиков заставил покинуть свои места.
«Юра-Юра, Красножан! Хэй! Хэй!»
Пустота. Портрет Эрнесто Гевары на нальчикской трибуне. Очередная локальная революция удалась, борьба за Европу продолжается. Им аплодируют, они заслужили.
Пресс-конференция скучна и предсказуема. Красножан сдержан, критичен к игре своих; о сопернике со всей толерантностью ни единого слова. Образцово, даже пересказывать не хочется.
Божович назвал «Спартак» командой, которая знает, что хочет. Приправленное черногорским акцентом и склоняемое в разных падежах слово «организованный» вязло у Божовича на зубах. Кажется, именно этого он хочет от своих подопечных.