«Что мне, детей с Толстых нянчить?» Как Объединенный чемпионат скатывается в фарс
Валерий Газзаев уже больше похож на оппозиционного политика, чем на обычного футбольного функционера: что ни ответ, то предвыборный слоган, при каждом удобном случае не отказывает себе в удовольствии уколоть действующий режим и отметить, как хорошо будет, когда за дело возьмется он. Часовое выступление Газзаева на Большой Никитской улице было совсем не презентацией проекта Объединенного чемпионата (все цифры мы слышали много раз), а внедрением в публичное пространство новой, еще более жгучей, риторики.
Газзаев разворачивал каждую тему так, будто вел дебаты с Толстых – впрочем, ответа со стороны противника как не было, так и нет. Президент РФС демонстративно дистанцируется от этих споров и ждет конкретных бумаг с предложениями – правда, история, описанная Газзаевым, выглядит действительно некрасиво: оргкомитет ОЧ еще не прошлой неделе договорился о встрече, которая должна была пройти вчера, однако в пятницу телефон Толстых не отвечал, а потом и вовсе был вне зоны доступа. «Я позвонил в приемную, но уже через час вышло заявление, что никакой встречи не планировалось. Не знаю, к чему это, – недовольным тоном продолжил Газзаев. – Мы никого не боимся. Войну в Сирии остановили, а здесь поговорить не можем? Такие занятые люди?»
Когда Газзаева начали усердно забрасывать новыми вопросами про главу РФС, его спокойствие пошатнулось: «Меня он совершенно не интересует. Что мне с ним, детей нянчить?». Слайды, которые медленно проскальзывали по экранам за спиной Газзаева, пестрели графиками о плачевном положении российской футбольной экономики: 82% бюджетов команд формируются прямыми вливаниями денег, без заработка; около 5 процентов доходов наших клубов – по статье Matchday (тогда как в Европе на этом получают не меньше 20%); телеаудитория чемпионата России уменьшилась в три раза с 2008 года; объем рекламного рынка России на два миллиарда евро опережает итальянский, но премьер-лига получает меньше серии А; процент убыточных клубов – на уровне Грузии, Албании, Польши и Эстонии.
Создав правдивую картину хаоса и ужаса, Газзаев не стал расcказывать конкретные шаги по выправлению экономики, а общо обрисовал глобальную схему: создадим Объединенный чемпионат – мгновенно вырастет интерес, люди будут заполнять трибуны, реклама начнет продаваться, увеличатся доходы от трансляций, все будут счастливы, и даже ветеранам получится выделять до 10 миллионов евро в год.
– Если хотите просто выживать – пожалуйста, можно оставаться там, где мы сейчас. Если же мы хотим чего-то добиваться, то нужно что-то делать. Объединенный чемпионат – единственный шанс добиться прогресса. Иначе все время будем вот так, в подвале! Двадцать лет прошло, а у нас только два Кубка УЕФА и четвертое место на чемпионате Европы. О минусах Объединенного чемпионата никто не говорит. Мы будем работать с федерациями, убеждать – знаете, как вода камень точит? Мы пока не слышали ничего, кроме фразы «Нельзя, ни в коем случае, УЕФА не разрешает». Аргументов больше никаких. А у нас конкретика: вот финансирование, вот какая стабильность. А то нас заткнули внизу, и мы там сидим. Нам не хочется просто выживать, что здесь плохого?
– Мы провели опрос на нашем сайте – идею Объединенного чемпионата поддержали только 22 процента людей, – рассказал Газзаеву корреспондент «Советского спорта».
– А, «Советский спорт» – с министерством спорта. Мы сами считали, и цифра вышла больше. И в плане посещаемости наш аналитический департамент – один из семи департаментов оргкомитета – не ошибается.
– Откуда у вас уверенность, что на матч «Спартак» – «Черноморец» (Одесса) придет людей больше, чем сейчас на «Спартак» – «Краснодар»?
– Вы предполагаете, – кивнув в мою сторону, сказал Газзаев. – Вы молодой человек и не помните, как «Черноморец» был вторым в союзном первенстве. Но тут не ностальгия. Например, «Спартак» не играет в Лиге Европы, а «Черноморец» – играет. Мы убеждены, что люди будут заполнять трибуны, в той же Одессе стадион на 40 тысяч зрителей.
С чего вдруг взяться такой точке бифуркации, какие исследования это предсказывают – Газзаев не уточнил. И при этом стоит помнить: «Алания», президентом которой по-прежнему остается Газзаев, еще в прошлом году заключила договор с «РусГидро» с санкции Владимира Путина и стремления к увеличению доходов по статье Matchday не проявляет до сих пор. Для всего нужны системные изменения, уверены в оргкомитете ОЧ.
Закончилась же презентация ярким выступлением Михаила Гершковича – полноценного доверенного лица Газзаева. Гершкович говорил прямо и от души: «Сейчас каждого спроси – назовет 4-5 отправных пунктов для работы. Думаете, мы сидим с Валерием Георгиевичем и рассуждаем, как все хорошо? Вот в РФС сидит непонятная группа по развитию футбола, там профессионалов толком нет. А тут есть проект, который можно дорабатывать. Давайте не заниматься критиканством, а будем помогать. Всем миром можем добиться улучшения».
Удивительно, но Гершкович, сам того не желая, выдал фразу, которую со 100-процентным успехом можно отнести к высказываниям оргкомитета Объединенного чемпионата. Долой критиканство.
P.S. Лучший ответ Валерия Газзаева.
– В конце прошлого сезона вы сказали: «Я не собираюсь извиняться перед негодяями, плавящими «Аланию» в рамках акции, о которой был напрямую предупрежден премьер правительства Северной Осетии в случае, если я не уйду с поста директора Объединенной футбольной лиги». Могли бы вы пояснить, о ком именно шла речь? Есть ощущение, вы имели в виду Толстых.
– Во-первых, я никуда не собираюсь уходить. Во-вторых я не помню, чтобы я такое говорил. А вообще... Это было, если честно.
Полная версия презентации проекта Объединенного чемпионата
«Давайте попробуем! Мы же ничем не рискуем». Как Объединенный чемпионат продолжает наступать
13 цитат об Объединенном чемпионате, которые вынесли нам мозг
Видно также личную неприязнь этих афтаров.
Неприятна такая однобокость освещения в целом неплохой идеи.