8 мин.

Киновоскресенье

Пока весь мир настороженно следит за перепитиями в российском спорте и торопится высказать свое мнение по поводу Тины Канделаки и ко, пока эта тема еще хоть кого-то интересует, Земляничная Поляна, самовольно провозгласившая себя главным проводником в мир киноискусства на Sports.ru, продолжает вам советовать различного сорта фильмы. 

Присаживайтесь поудобнее, ибо мы начинаем

Двойник (2013 год, реж.: Ричард Айоади; в ролях: Джесси Айзенберг, Мия Васиковски, Уоллес Шоун)

Мрачный и достаточно тяжелый, этот фильм рассказывает историю о маленьком человеке, который теряет остатки себя самого в борьбе со своим темным двойником.

Да, перед нами самая что ни на есть современная экранизация Достоевского. Или, как сейчас модно говорить, переосмысление. Переосмысление далеко не самого выдающегося произведения Федора Михайловича с одноименным названием. Как это часто бывает, от оригинального произведения здесь лишь общая канва, а сам фильм переносит нас в гротескное антиутопическое прошлое, где одновременно существуют виниловые пластинки с проигрывателями, маленькие телевизоры, полумеханические компьютеры и так далее.

Если попросить кого-либо описать фильм одним словом, то это будет слово: "атмосферно". Нет, он действительно именно такой. Окружение героя, здание корпорации, убогие квартирки, дворы - все это создано с потрясающим вниманием к деталям. И именно этой атмосферой, играющей на заднем плане музыкой, отлично проработанным маленьким мирком и цепляет этот фильм. А еще очень неплохим сюжетом, конечно.

Neco z Alenky (1988 год, реж.: Ян Шванкмайер; в ролях: Кристина Кохоутова, Камилла Пауэр)

Да-да, эта самая история, к которой кинематографисты все продолжают и продолжают возвращаться. Может быть, потому что они ей искренее восхищаются. Может быть, потому что ее можно интерпретировать миллионом способов. А может быть потому, что эта история не охраняется авторскими правами(находится в свободном доступе). Диснеевская версия, мюзикл, немые фильмы, раздутый фанфик Тима Бёртона и многое другое. Да, я сейчас говорю об Алисе в Стране Чудес.

Несмотря на огромное количество самых разных версий, каждая из которых приносит что-то новое и уникальное, мы сейчас будем говорить о одной из самых неизвестных, которая называется "Сон Аленки" или в англоязычном прокате(и нашем соответственно) просто "Alice". И снята она чешским режиссером Яном Шванкмайером. Данная версия смешивает в себе игровое кино и кукольную анимацию.

И что можно сказать? Этот фильм - одна из самых страшных и безумных вещей, которые когда-либо были сняты на кинопленку. И во многом пугает особенно сильно, что он предназначен для детей. В каждом кадре происходит что-то ужасающие. В каждом кадре происходит что-то чудовищное. А странная кукольная искусственность лишь придают этому делу оттенок полного безумия и ужаса. Добавьте к этому постоянно шуршащие и скрипучие звуковое оформление и движение каждого существа и вот у вас уже есть один из самых пугающих монстров, который будет сниться вам ближайшие две недели. 

Это совершенно точно не детский фильм, как бы там он себя не позиционировал. И он прекрасен! Своей выбивающей из кресла взрослостью, прежде всего. Большинство адаптаций, включая фанфик Бёртона, сняты мягко, так, чтобы ничто особо не ужасало при просмотре и вы максимум могли удивиться паре странных сцен. Здесь же чувствуется, что абсолютно все вверх дном. Что это может существовать только в подсознании человека. И как и все лучшие экранизации, он, определенно, призывает вас найти что-то новое уже в до дыр изученном оригинальном тексте. 

Единственным минусом, который откровенно бесит всех и вся, можно считать девушку, которая ведет свой рассказ. Ведет она его посредством неоднократных попыток съесть объектив камеры, чем может изрядно надоесть уже к середине просмотра. Но это мелочи жизни.

Подводная Лодка (1981 год, реж. Вольфганг Петерсен; в ролях: Юрген Прохнов, Херберт Грёнемайер, Клаус Веннеманн, Хабертус Бенгш)

Нынче, погуглив немного об этом фильме, можно наткнуться на весьма забавное наблюдение. Данная картина, которая была показана на Московском кинофестивале в 1983 году, была воспринята чуть ли ни как идеологическая диверсия. И вместе с другим фильмом из ФРГ, который назывался "Лили Марлен", он был отправлен обратно. С другой стороны, данный фильм очень охотно признавался шедевром на Западе(режиссеру позже доверили снимать Бесконечную Историю и многое другое), фильм получил аж шесть номинаций раз на Оскар, а также многие другие награды. Прошаренный мозг завсегдатая тупичка Гоблина может сказать, что это все потому что в фильме показан другой взгляд на немцев, которые тоже могут переживать человеческие драмы и сталкиваться со смертью, несмотря на то, что они сами эту смерть с собой и принесли.

Но они будут не правы. Фильм про другое. Подводная Лодка вообще антивоенный и антифашисткий фильм настолько, насколько возможно. Здесь нет восхваления тактического гения людей, отвественных за ведение боевых действий у немцев, нет никакого культа личности.

А что здесь есть? Ну, есть подводная лодка. Узкая, неповоротливая, в ее проходах тяжело поместиться двум людям. Здесь постоянный запах масла и пота. Здесь постоянный шум. А самое главное здесь, конечно экипаж. Капитан, не берущий пленный и уважающий Черчилля. Моряки, которые являются обычным пушечным мясом, отрпавленным воевать. И они до последнего будут исполнять свой воинский долг.

Атмосфера клаустрофобии, ужаса перед войной и первобытного страха перед стихией. Этот фильм - настоящая трагедия. А звуковой ряд здесь выходит на совершенно другой уровень восприятия, когда после попадания бомбы лодка отправляется еще глубже на дно. И поэтому я вам рекомендую смотреть его исключительно в режиссерской версии. Она, конечно, идет больше трех часов, но у нее есть обновленный звуковой ряд и хорошие субтитры. А что, собственно, еще вам надо?

На сегодня все. Хороших вам выходных!